Лучший педагог года

Формирование гражданской компетентности детей старшего дошкольного возраста в аспекте социального развития.

Наталья Ассонова
Формирование гражданской компетентности детей старшего дошкольного возраста в аспекте социального развития.

Формирование гражданской компетентности

детей старшего дошкольного возраста

в аспекте социального разви тия.

Актуальность проблемы гражданского воспитания сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Одной из ключевых в системе модернизации образования является социально-гражданская компетентность, которая представляет собой готовность личности к активной общественно-значимой деятельности, самостоятельность и ответственность за собственную судьбу и за судьбу своей Родины.

Публикация «Формирование гражданской компетентности детей старшего дошкольного возраста в аспекте социального развития,» размещена в разделах

Гражданская компетентность детей дошкольного возраста предполагает наличие знаний о культурных ценностях, родном крае, городе, животом мире, народном искусстве, частично правовой культуре.

На наш взгляд, препятствием, затрудняющим процесс воспитания гражданственности детей дошкольного возраста, является отсутствие научно-обоснованной теоретической базы, не изученность начальной ступени формирования ребенка как гражданина.

Опросив родителей, мы выяснили, что 100% признают актуальность воспитания гражданственности в современных условиях; 90 % – считают, что воспитание гражданственности должно проходить в образовательных учреждения; 10 % - «только в семье». 33% - считают, что гражданственность следует воспитывать с рождения, а 47% - с момента, когда ребенок начинает осознавать себя.

Иными словами, уже с дошкольного возраста предполагается формирование гражданской компетентности, т. е обучению современным формам общения, подготовки к жизни в быстро меняющемся мире, развитию способностей осваивать новую информацию и принимать эффективные решения.

Развитие гражданской компетентности в нашем детском саду происходит через разные формы работы. Первоначальные представления даются на фронтальных занятиях. Все занятия я провожу в игровой форме, где присутствуют герои из сказок Прикамья. Они помогают создать проблему, которую дети решают, опираясь на свои знания и небольшой жизненный опыт, узнают от героев много нового и интересного.

В нашей группе работает дискуссионный клуб «Родные просторы». Еженедельно, мы с ребятами планируем разнообразную и интересную деятельность, направленную на обогащение знаний о Родине. Например, зная какой праздник приближается, мы заранее продумываем, как его будем праздновать, как отметим победителя какого-либо конкурса. Во время взаимосвязанных действий, развиваю у детей личностное общение, побуждаю детей высказывать свое мнение, размышлять. Это способствует активному познавательно-нравственному анализу детьми ситуации, сосредотачивается их вниманием на социально-гражданском аспекте деятельности.

Еженедельно мы с ребятами собираемся на пятиминутки, которые посвящены родным людям. С помощью видеофильма или альбома «Родословное древо» дети составляют рассказы о членах семьи, их увлечениях, семейных традициях.

Комментированное рисование – это игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, вносит занимательность. Основная задача направлена на рефлексию, уточнение знаний о понимании происходящих событий, которые ребенок пытается выразить через творчество. Рисунок ребенка сопровождается рассказом, я активизирую ребенка с помощью ролевого диалога.

Я считаю, что базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщению к миру его культуры. С этой целью, совместно с детьми и родителями, разрабатываются и активно внедряются проекты, ориентированные на воспитание гражданской позиции. Я использую разные типы проектов:

- исследовательско – творческие: результат оформляется в виде газет, драматизации, детского дизайна;

- ролево-игровые – с элементами творческих игр;

-инфорационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи);

- творческие - оформление в виде детского праздника, например «Театральная неделя». Групповой проект «Уральские самоцветы», «Мои друзья».

Ярким примером интеграционного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, родителей, педагогов – стали проекты: «Защитники Отечества», «История центральной улицы», «Традиции детского сада», «С днем рождения, Кунгур!» и т. д.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Используемые нетрадиционные формы работы направленные на гражданское воспитание, позволяют сочетать разные средства и методы, активизировать познавательную и эмоциональную сферу детей, направляют их самостоятельность, уважительное отношение к близким людям, сверстникам и сотрудникам детского сада. У детей появилось желание бережного и созидательного отношения к родному городу и родной стране. Дети стали понимать красоту в человеке, в жизни, в обществе.

Публикации по теме:

Отчетный материал о проведении месячника гражданской обороны в ДОУ В этом учебном году мы провели месячник по гражданской обороне и подготовили отчетный материал о проведении месячника гражданской обороны.

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование гражданской компетентности детей старшего дошкольного возраста в аспекте социального развития.
Опубликовано: 11 декабря 2012 в 20:36
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД