МААМ-картинки

Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением речи

Раева Яна Игоревна
Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением речи

Речь как средство общения возникает и развивается в процессе общения. Нарушения речевой функции не могут не сказаться отрицательно на развитие процесса коммуникации у ребенка. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, содействуют возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения, приводит к снижению коммуникативной активности. Имеется и обратная зависимость – при недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется.

Публикация «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением речи» размещена в разделах

В связи с этим, развитие коммуникативных способностей становится эффективнее при эмоционально-личностном взаимодействии с дошкольниками с нарушением речи. Важно создать эмоционально-комфортный климат в группе и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, уметь поддерживать инициативу детей.

Коммуникативные навыки, являясь важнейшей характеристикой в развитии личности дошкольника с нарушением речи, требуют для своего формирования целенаправленной коррекционно-педагогической работы. Определение закономерностей развития коммуникативных навыков и умений в норме, изучение особенностей их проявления у детей с нарушением речи и исследование опыта педагогической работы в данном направлении послужили основанием для разработки методики и методического обеспечения коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативных навыков дошкольников с нарушением речи в условиях интегрированного обучения и воспитания.

Так, у детей с нарушениями речи отмечается стойкое нарушение деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьёзные проблемы на пути их развития и обучения.

Комплексное, поэтапное обучение навыкам общения с использованием моделирования речевых ситуаций, ролевых игр и других приемов оказывает положительное влияние на развитие коммуникативной способности детей со стойкой речевой патологией и повышает эффективность коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на преодоление общего недоразвития речи.

Для формирования навыков коммуникации со сверстниками детей дошкольного возраста с нарушением речи рекомендуется использовать игры, направленные на решение таких задач, как:

- создание положительных эмоций;

- достижение позитивного пребывания в группе, развитие навыков взаимодействия;

- снятие напряжения;

- помощь в проявлении положительных чувств друг к другу и создание атмосферы сотрудничества.

Таким образом, решающими факторами становления общения ребенка с нарушением речи является взаимодействие со взрослыми и сверстниками, отношение взрослых к ребенку как к личности, учет ими уровня сформированности коммуникативной потребности, который достигнут ребенком на данном этапе развития.

Ребенок дошкольного возраста подражает взрослому, им движет желание быть как взрослый. Отсутствие же необходимых коммуникативных навыков у ребенка приводит к трудностям в общении, ребенок может не приниматься сверстниками, если он мало общается с ними, пассивен, не способен организовать совместную деятельность и общение.

Проблема коммуникативного развития детей с нарушениями речи является одной из центральных проблем теории и практики логопедии. Низкий уровень становления социальных и конкретно-личностных отношений детей с нарушениями речи, несформированность основных форм коммуникации затрудняет процесс их взаимодействия с нормально развивающимися сверстниками в условиях интегрированного обучения и воспитания.

Большое влияние на формирование коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением речи оказывает эмоционально-личностное взаимодействие. Успешному формированию коммуникативных навыков способствует обеспечение следующих психолого-педагогических условий: организация среды, организация коммуникации со сверстниками на специально организованной деятельности на занятиях, организация общения со сверстниками при осуществлении режимных процессов, организация эмоционально-практического общения, реализация коррекционно-развивающей программы и взаимодействие с родителями.

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением речи
Опубликовано: 23 апреля 2024 в 09:28
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД