Папки-передвижки

Формирование культуры общения посредствам развития эмоционально личностных особенностей дошкольников

Светлана Берестовая
Формирование культуры общения посредствам развития эмоционально личностных особенностей дошкольников

Формирование культуры общения посредствам развития эмоционально личностных особенностей дошкольников в условиях социально-одобряемого поведенияМы живём в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей-дошкольников с нарушениями в поведении, культуре общения и эмоционально-личностном развитии.

Публикация «Формирование культуры общения посредствам развития эмоционально личностных особенностей дошкольников» размещена в разделах

Деятельность педагога-психолога направлена на обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. Особое внимание уделяется эмоционально-личностному развитию детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Не меньшее значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями.

Изучение и анализ литературы по данной проблеме способствовали выявления противоречия - между необходимостью практического решения проблемы в соответствии с требованиями государственного стандарта дошкольного образования и недостаточным научно-методическим обеспечением данного процесса.

Исходя из этого, автор попыталась решить данное противоречие путем формирования культуры общения посредством эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях социально-одобряемых форм поведения.

Социально-эмоциональное, личностное развитие – процесс передачи и дальнейшего развития социокультурного опыта, накопленного человечеством. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов: культурных навыков общения, специфических знаний, ролевого поведения и социальных качеств. Все эти компоненты социального развития находятся в тесной зависимости. Изменения в одном из них влекут за собой изменения и в остальных трех.

Среди всех форм взаимодействия детей особое внимание привлекает социально-одобряемое поведение, которое проявляется в действиях ребенка в пользу другого. Это поведение является наиболее социально значимым, ценным, по-человечески привлекательным.

Деятельность по формированию у детей культуры общения по средствам развития эмоционально-личностных особенностей представлена внедрением единой системой воспитательно-образовательного процесса, индивидуальной работой и взаимодействием семьи и ДОУ.

Решение проблемы формирования культуры общения посредствам эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях социально-одобряемых форм поведения видится в разработке модульно-блочной системы способствующей формированию необходимых навыков у дошкольников.

1. Блок «Познание себя и других»

Цель: развитие интереса к самопознанию и интереса к другим людям; формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства. Воспитание уверенности в себе.

Задачи:

• Коррекция эмоционального состояния через освоение приемов снятия эмоционального и мышечного напряжения.

Формирование навыков позитивного межличностного общения через развитие умения согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

Формирование наиболее адекватной самооценки.

• Помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он уникален и неповторим.

• Необходимо помочь ребенку поверить в свои силы, помочь в преодолении имеющихся отклонений в развитии, основываясь в работе на личностно-ориентированную педагогику.

Развитие интереса к самопознанию и интереса к другим людям.

Формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства.

• Воспитание навыков культуры поведения.

2. Блок «Я и другие дети»

Цель: развитие эмоциональной сферы; развитие эмпатии - способности понимать другого человека, сострадать, сопереживать, сочувствовать.

Задачи:

• Коррекция эмоционального состояния через освоение приемов снятия эмоционального и мышечного напряжения.

• Обучение детей выражению дружеских чувств, симпатий, сочувствия, сопереживания, содействия к окружающим (Развитие эмоциональной отзывчивости к окружающим людям).

• Ознакомление детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются: позы, мимика, жесты; обучать пользоваться ими как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других.

• Обучение умению видеть причину возникновения эмоций.

Формирование навыков позитивного межличностного общения через развитие умения согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

Формировать у детей первые представления о том, как важно иметь друга.

• Учить детей видеть и понимать отличительные особенности (внешность, настроение, предпочтения) друг друга.

3. Блок «Я и культура общения»

Цель: формирование желания поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами, формирование знаний и опыт дошкольников об адекватных социально приемлемых способах взаимоотношений друг с другом.

Задачи:

Формирование у детей нравственно- этических норм.

Формирование коммуникативных навыков: умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.

• Обучать нормам и правилам поведения, способствовать осознанию причин конфликтов, обучать способам и приемам их самостоятельного разрешения.

• Дать детям представление о различных формах вежливого общения между людьми, познакомить с правилами речевого этикета.

• Преодоление нежелательных черт поведения и привычек, формирование навыков адекватного поведения.

• Воспитание социально одобряемых стереотипов поведения.

• Воспитание нравственных качеств.

Методологической основой предлагаемой системы работы является программа развития и коррекции эмоционального мира дошкольников Пазухиной И. А.

В соответствии с поставленными задачами образовательная деятельность построена в интересной, занимательной для детей форме. Использовались игры, упражнения, разработки, имеющиеся в отечественной (М. И. Чистякова, Н. Л. Кряжева, Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина) и зарубежной литературе, а также авторские находки.

Обработка необходимых поведенческих навыков осуществлялась через активное участие каждого ребёнка в тренинговых упражнениях, позволяющих осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на детей. Для поддержания интереса к деятельности, использовались сказочные сюжеты: в гости к детям приходят волшебники – добрый и злой, в которого вселились «драконы» (гнев, злость, обида, детям волшебники дарят сказочную тарелочку, с помощью которой неожиданно появляются разнообразные объекты и т. п.

Каждый ребёнок имеет право высказывать своё мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки детского мнения взрослым не допускаются. Каждое занятие строится на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи - социально одобряемых форм поведения.

Для самовыражения ребёнка на каждой встречи применялись рисуночные методики, в основе которых лежит моделирование ситуации успеха и ощущения удовольствия. Решению этой задачи способствует использование доступных каждому ребёнку приё мов: например, дорисовывание пиктограмм, рисование по контуру, «кляксография» и др. Каждое занятие заканчивалось либо прослушиванием приятной музыки, либо исполнением весёлых детских песен, что в свою очередь способствует фиксации положительных эмоций и поддержанию интереса к занятиям.

Опыт проведения работы по формирование культуры общения посредствам развития эмоционально-личностных особенностей дошкольников показал хорошие результаты, что подтвердилось данными мониторинга. Следовательно, использование предложенной системы работы позволило реализовать поставленные цели и достигнуть ожидаемых результатов. Так, дети научились понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого, конструктивно выражать собственные эмоции; способны получать необходимую информацию в процессе общения; умеют выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; научились конструктивно общаться со сверстниками и все реже прибегают к конфликтному взаимодействию; сформировалось умение принимать участи в коллективных делах (договариваться, уступать и т. д.).

Таким образом, реализация разработанных блоков обеспечивает положительную динамику формирования культуры общения посредствам развития эмоционально-личностных особенностей дошкольников, а разработанная система является эффективной.

Возможность внедрения данного опыта повышает эффективность работы дошкольного учреждения и представляет интересную область поиска, как для педагогов-психологов, так и для воспитателей ДОУ.

Применение данного опыта возможно в условиях ДОУ, начальной школы, в повседневной жизни, поскольку опыт охватывает всех участников образовательного процесса и распространяется на все возможные формы взаимодействия с ребенком.

Библиографический список

1. Аружанова А. Г. Речь и речевое общение детей // - М. : Мозаика – Синтез, 2002 г.

2. Бодолев А. А. Личность и общение // - М. : Педагогика, 1983 – 272с.

3. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. //Учебное пособие – М. : А. П. О., 1996 – 102 с.

4. Котова Е. В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.

5. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.

6. Лисина М. И. Общение детей со взрослым и сверстником: общее и различное // Исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980 г.

7. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/ Сост. Н. В. Гончарова и др. ; под ред. З. А. Михайловой. – 2-е изд. – Спб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001. – 255 с.

8. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей// - М., 1984 г.

Публикации по теме:

Проект. Диагностика готовности к школе ребенка с ЗПР. Данную диагностику использую в своей работе, как учитель-дефектолог. Предлагаю синтезированный материал для диагностики готовности к школьному.

Работа воспитателя Я работаю воспитателем в детском саду общеразвивающего вида 4-й год. Работая в школе, я не очень задумывалась о трудностях в поведении детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование культуры общения посредствам развития эмоционально личностных особенностей дошкольников
Опубликовано: 17 февраля 2013 в 00:23
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД