Получи документы

Формирование культуры общения посредствам развития эмоционально личностных особенностей дошкольников

Светлана Берестовая
Формирование культуры общения посредствам развития эмоционально личностных особенностей дошкольников

Формирование культуры общения посредствам развития эмоционально личностных особенностей дошкольников в условиях социально-одобряемого поведенияМы живём в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей-дошкольников с нарушениями в поведении, культуре общения и эмоционально-личностном развитии.

Публикация «Формирование культуры общения посредствам развития эмоционально личностных особенностей дошкольников» размещена в разделах

Деятельность педагога-психолога направлена на обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. Особое внимание уделяется эмоционально-личностному развитию детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Не меньшее значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями.

Изучение и анализ литературы по данной проблеме способствовали выявления противоречия - между необходимостью практического решения проблемы в соответствии с требованиями государственного стандарта дошкольного образования и недостаточным научно-методическим обеспечением данного процесса.

Исходя из этого, автор попыталась решить данное противоречие путем формирования культуры общения посредством эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях социально-одобряемых форм поведения.

Социально-эмоциональное, личностное развитие – процесс передачи и дальнейшего развития социокультурного опыта, накопленного человечеством. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов: культурных навыков общения, специфических знаний, ролевого поведения и социальных качеств. Все эти компоненты социального развития находятся в тесной зависимости. Изменения в одном из них влекут за собой изменения и в остальных трех.

Среди всех форм взаимодействия детей особое внимание привлекает социально-одобряемое поведение, которое проявляется в действиях ребенка в пользу другого. Это поведение является наиболее социально значимым, ценным, по-человечески привлекательным.

Деятельность по формированию у детей культуры общения по средствам развития эмоционально-личностных особенностей представлена внедрением единой системой воспитательно-образовательного процесса, индивидуальной работой и взаимодействием семьи и ДОУ.

Решение проблемы формирования культуры общения посредствам эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях социально-одобряемых форм поведения видится в разработке модульно-блочной системы способствующей формированию необходимых навыков у дошкольников.

1. Блок «Познание себя и других»

Цель: развитие интереса к самопознанию и интереса к другим людям; формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства. Воспитание уверенности в себе.

Задачи:

• Коррекция эмоционального состояния через освоение приемов снятия эмоционального и мышечного напряжения.

Формирование навыков позитивного межличностного общения через развитие умения согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

Формирование наиболее адекватной самооценки.

• Помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он уникален и неповторим.

• Необходимо помочь ребенку поверить в свои силы, помочь в преодолении имеющихся отклонений в развитии, основываясь в работе на личностно-ориентированную педагогику.

Развитие интереса к самопознанию и интереса к другим людям.

Формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства.

• Воспитание навыков культуры поведения.

2. Блок «Я и другие дети»

Цель: развитие эмоциональной сферы; развитие эмпатии - способности понимать другого человека, сострадать, сопереживать, сочувствовать.

Задачи:

• Коррекция эмоционального состояния через освоение приемов снятия эмоционального и мышечного напряжения.

• Обучение детей выражению дружеских чувств, симпатий, сочувствия, сопереживания, содействия к окружающим (Развитие эмоциональной отзывчивости к окружающим людям).

• Ознакомление детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются: позы, мимика, жесты; обучать пользоваться ими как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других.

• Обучение умению видеть причину возникновения эмоций.

Формирование навыков позитивного межличностного общения через развитие умения согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

Формировать у детей первые представления о том, как важно иметь друга.

• Учить детей видеть и понимать отличительные особенности (внешность, настроение, предпочтения) друг друга.

3. Блок «Я и культура общения»

Цель: формирование желания поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами, формирование знаний и опыт дошкольников об адекватных социально приемлемых способах взаимоотношений друг с другом.

Задачи:

Формирование у детей нравственно- этических норм.

Формирование коммуникативных навыков: умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.

• Обучать нормам и правилам поведения, способствовать осознанию причин конфликтов, обучать способам и приемам их самостоятельного разрешения.

• Дать детям представление о различных формах вежливого общения между людьми, познакомить с правилами речевого этикета.

• Преодоление нежелательных черт поведения и привычек, формирование навыков адекватного поведения.

• Воспитание социально одобряемых стереотипов поведения.

• Воспитание нравственных качеств.

Методологической основой предлагаемой системы работы является программа развития и коррекции эмоционального мира дошкольников Пазухиной И. А.

В соответствии с поставленными задачами образовательная деятельность построена в интересной, занимательной для детей форме. Использовались игры, упражнения, разработки, имеющиеся в отечественной (М. И. Чистякова, Н. Л. Кряжева, Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина) и зарубежной литературе, а также авторские находки.

Обработка необходимых поведенческих навыков осуществлялась через активное участие каждого ребёнка в тренинговых упражнениях, позволяющих осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на детей. Для поддержания интереса к деятельности, использовались сказочные сюжеты: в гости к детям приходят волшебники – добрый и злой, в которого вселились «драконы» (гнев, злость, обида, детям волшебники дарят сказочную тарелочку, с помощью которой неожиданно появляются разнообразные объекты и т. п.

Каждый ребёнок имеет право высказывать своё мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки детского мнения взрослым не допускаются. Каждое занятие строится на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи - социально одобряемых форм поведения.

Для самовыражения ребёнка на каждой встречи применялись рисуночные методики, в основе которых лежит моделирование ситуации успеха и ощущения удовольствия. Решению этой задачи способствует использование доступных каждому ребёнку приё мов: например, дорисовывание пиктограмм, рисование по контуру, «кляксография» и др. Каждое занятие заканчивалось либо прослушиванием приятной музыки, либо исполнением весёлых детских песен, что в свою очередь способствует фиксации положительных эмоций и поддержанию интереса к занятиям.

Опыт проведения работы по формирование культуры общения посредствам развития эмоционально-личностных особенностей дошкольников показал хорошие результаты, что подтвердилось данными мониторинга. Следовательно, использование предложенной системы работы позволило реализовать поставленные цели и достигнуть ожидаемых результатов. Так, дети научились понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого, конструктивно выражать собственные эмоции; способны получать необходимую информацию в процессе общения; умеют выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; научились конструктивно общаться со сверстниками и все реже прибегают к конфликтному взаимодействию; сформировалось умение принимать участи в коллективных делах (договариваться, уступать и т. д.).

Таким образом, реализация разработанных блоков обеспечивает положительную динамику формирования культуры общения посредствам развития эмоционально-личностных особенностей дошкольников, а разработанная система является эффективной.

Возможность внедрения данного опыта повышает эффективность работы дошкольного учреждения и представляет интересную область поиска, как для педагогов-психологов, так и для воспитателей ДОУ.

Применение данного опыта возможно в условиях ДОУ, начальной школы, в повседневной жизни, поскольку опыт охватывает всех участников образовательного процесса и распространяется на все возможные формы взаимодействия с ребенком.

Библиографический список

1. Аружанова А. Г. Речь и речевое общение детей // - М. : Мозаика – Синтез, 2002 г.

2. Бодолев А. А. Личность и общение // - М. : Педагогика, 1983 – 272с.

3. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. //Учебное пособие – М. : А. П. О., 1996 – 102 с.

4. Котова Е. В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.

5. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.

6. Лисина М. И. Общение детей со взрослым и сверстником: общее и различное // Исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980 г.

7. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/ Сост. Н. В. Гончарова и др. ; под ред. З. А. Михайловой. – 2-е изд. – Спб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001. – 255 с.

8. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей// - М., 1984 г.

Публикации по теме:

Проект. Диагностика готовности к школе ребенка с ЗПР. Данную диагностику использую в своей работе, как учитель-дефектолог. Предлагаю синтезированный материал для диагностики готовности к школьному.

Работа воспитателя Я работаю воспитателем в детском саду общеразвивающего вида 4-й год. Работая в школе, я не очень задумывалась о трудностях в поведении детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование культуры общения посредствам развития эмоционально личностных особенностей дошкольников
Опубликовано: 17 февраля 2013 в 00:23
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД