Формирование патриотических чувств у старших дошкольников средствами краеведческой и туристической деятельности

Ольга Андросова
Формирование патриотических чувств у старших дошкольников средствами краеведческой и туристической деятельности

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать всё!

С ранних лет формируется первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды местными историко-культурными, национальными, географическими, природными, особенностями региона. Ведь известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представление о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Патриотизм раскрывается как почитание Отечества – исторического поприща предков.

Патриотическое воспитание – сложная образовательная задача, она включает в себя исследование прошлого и настоящего.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране.

Научные исследования, педагогический опыт и результаты педагогической диагностики детей старшей группы показывают, что наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и родной стране. Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу и стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и своей страной. Но каким образом воспитывать патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста?

На этот вопрос мы нашли ответ: «Краеведческая и туристическая деятельность».

Мы убеждены, что в краеведческой и туристической деятельности заложены возможности для развития дошкольников, их патриотического воспитания: краеведческая и туристическая деятельность позволяет ребенку в процессе тематических прогулок, экскурсий и походов изучать страну, начиная с «малой родины», патриотические, трудовые, военные, духовно-нравственные традиции народа. А это начало и основа патриотического воспитания. Процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально насыщенные, запоминающиеся образы. Так приходит любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям. Будучи по природе коллективисткой, туристско- краеведческая деятельность обучает ребенка общаться со сверстниками, взрослыми, окружающим миром, доброму отношению к природе. В процессе экскурсии ребенок получает положительный заряд бодрости, происходит постепенное закаливание детского организма естественными силами природы, совершенствуются физические умения и навыки.

Считаем, что возможность воспитания патриотизма у подрастающего поколения, заложенные в краеведческой и туристической деятельности не реализуются сами по себе – необходима целенаправленная, систематическая деятельность воспитателя, тесное взаимодействие со специалистами ДОУ и социокультурными учреждениями города.

Основная форма познания окружающего мира – наблюдение, а подведение итогов каждого путешествия включает в себя устный рассказ и различные творческие работы: рисунки, аппликации, лепка, конструирование.

Ведущим методом воспитания является игра, игровые приемы как основа развития ребенка в дошкольном возрасте. Такая организация позволяет дошкольникам активно включаться в процесс краеведческой и туристической работы. Этому же способствует выполнение дошкольникам во время путешествий определенных «должностей»: знатоки маршрута леса, микрорайона, растений, транспорта. «Знатоки» во время экскурсий, выполняя часть общей работы, обогащаются знаниями и умениями, учатся быть самостоятельными, ответственными.

Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникать путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий, в которых живёт ребенок.

Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие теоретических и методических рекомендаций.

В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родной Белгородчины. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане.

Можно сделать вывод, что построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:

Формировать любовь к родному краю и интерес к прошлому и настоящему Белгородской области.

• Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.

• Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастно к этому.

• Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культа, природа).

Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

Эффективность нравственно-патриотического воспитания при ознакомлении с родным городом будет реализована при условии организации игровых познавательных занятий.

«Путешествие по родному городу»

Цель:

Познакомить детей с историей нашего города. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города, воспитывая любовь к нему, чтить память наших героев в годы Великой Отечественной войны.

Оборудование:

Кукла в английском национальном костюме, репродукции и фотографии с изображением города, предметные изображения людей, транспорта, зданий.

Предварительная работа:

Посещение Диорамы, экскурсии в парк Ленина, на площадь города, рассматривание иллюстраций нашего города, составление рассказов «Почему я люблю свой город»

Ход занятия

Воспитатель:

В гости в детский сад приехала иностранка из Англии – Мэри (персонаж кукла). Ей очень нравится наш город, и она хочет его лучше узнать, познакомиться с достопримечательностями. Давайте сегодня познакомим гостью с историей нашего родного города.

Ребята как вы думаете, где в нашем городе можно узнать об истории Белгорода.

Ответы детей (Краеведческий музей, библиотека, Диорама Огненная дуга)

Воспитатель: Давайте отправимся в музей, но на каком виде транспорта мы поедем?

Ответы детей (Автобус, Троллейбус, маршрутное такси, машина)

Что за чудо – синий дом

Окна светлые кругом

Носит обувь из резины

А питается бензином. (автобус)

Воспитатель: Кто видит автобус?

Дети: Автобус водит шофёр, водитель.

Воспитатель: Выберите водителя.

Дети выбирают водителя. Он садится в кабину построенного из стульев автобуса, остальные дети и кукла – пассажиры. Рассаживаются в автобусе.

С «Песенкой друзей» С. Михалкова дети отправляются в путь.

/// остановка.

Областной краеведческий музей. Дети выходят из автобуса и подходят к столам, на которых расположены фотографии с видами их родного города. Педагог выступает в роли экскурсовода. Рассказ об истории города.

«Белгород – один из древних городов. Он был основан 400 лет назад. Сначала была построена Белгородская крепость на правом берегу тогда многоводной и судоходной реки Северского Донца, на высокой меловой горе, от которой и получила свое название. Крепость находилась вблизи дорог, поэтому подвергалась частым нападением кочевников. Стычки с врагами проходили ежедневно. Гарнизон крепости и его разъездные отряды всегда находились в готовности и давали противнику крепкий отпор. Но в одном из таких боев крепость была сожжена. После этого Белгород был выстроен на левом восточном берегу Северского Донца, там находится теперь Старый город.

Центральным военным и административным пунктом новой укрепленной линии стал город – крепость Белгород, где находился воевода – начальник.

С Белгородом связаны важные события суровых героических лет Великой Отечественной войны. Они занимают достойное место в истории нашей Родины. Подробнее об этом можно узнать, посетив Диораму «Огненная Дуга».

Автобус отправляется дальше.

/// остановка:

Диорама «Огненная Дуга»

Дети выходят из автобуса, проходят в музей, экскурсовод показывает иллюстрации и рассказывает о боевых сражениях. Рассказы детей о посещении ранее диорамы. Просмотр фотографий.

/// остановка:

Д/и «Наш город».

При помощи считалочки дети делятся на 4 группы 2-3 человека. Каждой группе дается задание: посмотреть, кто живет в городе и собрать картинки с изображением людей; другой – на чем люди ездят, собрать картинки с изображением транспортных средств; третьей – картинки на которых воспроизведен разнообразный труд людей; четвертой – отобрать картинки с рисунками, на которых изображены здания города (театр, церковь, диорама, магазин, вокзал, аэропорт). По сигналу водящего ребята идут по комнате и отбирают нужные им картинки, остальные ждут их возвращения. Возвратившись на свои места, дети показывают картинки (каждая группа отдельно от другой) и рассказывают, почему они взяли именно эти картинки, и что на них изображено.

Под музыку дети садятся в автобус и едут в Детский сад.

Воспитатель: Вот мы и приехали. Англичанке Мэри понравился наш город. Она благодарит вас за интересную экскурсию и прощается с вами.

Публикации по теме:

Педагогический проект: «Это наш с тобой любимый город» За последние годы в стране произошли большие перемены. В данный момент материальные ценности стали все больше доминировать над духовными,.

Выступление-презентация из опыта работы на тему: «С чего начинается Родина?» Одна из важнейших задач современного общества – гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Гражданско-патриотическое.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Формирование патриотических чувств у старших дошкольников средствами краеведческой и туристической деятельности
Опубликовано: 31 июля 2013 в 13:20
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Стенгазета «Большие и маленькие, играем вместе».
Стенгазета "Большие и маленькие, играем вместе". Форм работы с родителями существует не так уж мало. Бывает, что родители наших воспитанников...
Конструирование в первой младшей группе.
Конструирование в первой младшей группе. Игру чудесную устроим И город сообща построим, Пусть будут в нём дома, дороги и мосты, А рядом сад растёт для...
Дидактическая игра по достопримечательностям родного Белгорода
Каждый человек, который любит свой родной город и ценит его неповторимость, традиции и достопримечательности, непременно хочет поделиться его красотами с...
Продуктивный результат реализации познавательно-исследовательского группового проекта...
Уважаемые коллеги, с июня по июль 2017 года в нашей средней группе был реализован краткосрочный, познавательно-исследовательский, групповой проект...