Формирование познавательной деятельности детей через аппликацию

Наталья Левина
Формирование познавательной деятельности детей через аппликацию

Аппликация – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения.

Таким образом, мы можем выделить следующие задачи, решаемые на занятиях по аппликации:

Для того чтобы вырезать, а затем наклеить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию, расположение частей. Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (такие как кожа, бумага, солома, ткань и т. д., знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними.

Обучение аппликации в настоящее время невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Изображение разных по форме предметов требует их сопоставления и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее, объединять предметы по сходству.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» содержит довольно большой объём знаний, умений и навыков по аппликации, которыми должны овладеть дети в разных возрастных группах под руководством воспитателя. Так, во второй младшей группе ребята учатся правильно раскладывать и наклеивать готовые фигуры на бумагу, повторяя или чередуя их по цвету, окраске, составлять изображения знакомых предметов из отдельных частей. В средней группе происходит освоение приёмов вырезания правильных геометрических фигур, а также реальных предметов, состоящих из этих фигур или их комбинаций (шар, мяч, дом, лодка с парусом). В старшем дошкольном возрасте дети усваивают приёмы симметричного и силуэтного вырезания для изображения разных групп предметов и составления декоративных композиций.

Занятия аппликацией интересны и привлекательны дошкольникам занимательностью содержания, направленностью на результат. Желание самостоятельно достичь результата заставляет детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, сообразительность. Помимо этого, у дошкольников обнаруживается элементарный интерес, проявляющийся в поиске новых возможностей работы с бумагой, использование нетрадиционных приёмов и разнообразного материала для осуществления новых умений, и достижения своего творческого замысла.

В нашей группе детям нравиться использовать в своих работах следующие материалы: манную крупу, для передачи нежности, бархатистости лепестков цветка, рыхлости снега; объёмность и выразительность бутонов передавали с помощью скрученной гофрированной бумаги, также используются приёмы обрывания, что помогает детям познакомится с таким видом искусства как мозаика; использование в работе семян растений (гороха, фасоли, риса, пшена) помогает детям освоить объёмность, цветовосприятие; из листьев создаются образы животных, некоторых явлений природы, что развивает детское воображение, раскрывает возможности использования материала с неожиданной стороны.

Постепенно в процессе освоения разных видов аппликации и изобразительной, продуктивной деятельности у дошкольника складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, возникают обобщённые способы изображения объектов окружающего мира.

Публикации по теме:

Фотоотчёт интегрированного музыкального занятия.Фотоотчёт интегрированного музыкального занятия. Моим дошколятом нравится рисовать, лепить, делать аппликации, и что нибудь конструировать. Изобразительная деятельность – это специфическое.

Влияние художественного творчества на всестороннее развитие ребенка. Влияние художественного творчества на всестороннее развитие ребенка Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Формирование познавательной деятельности детей через аппликацию
Опубликовано: 12 февраля 2014 в 08:36
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Видеоотчет фрагмента развлечения в старшей группе «Путешествия Нильса с дикими гусями».
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию маленький видеофрагмент с развлечения по сказке "Путешествие Нильса с дикими гусями". С этим материалом в...
Мое творчество в стиле поп-арт. Часть 2
Доброго вечера! Вчера рассказала про интересное направление в живописи, как поп-арт. Почитать подробнее можно в заметке Мое творчество в стиле Поп-арт...
Урок по подготовке нормативов ГТО в детском саду
Урок по подготовке нормативов ГТО в детском саду. Пояснительная записка. Внедрение в дошкольную программу нормативов ГТО – это не просто очередная...
Прогулка. Наблюдение за природой.
Прогулки в детском саду - это не только средство закаливания, они также помогают осуществить всестороннее развитие детей. Цель:формировать представление об...
Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной...
Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи : коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику звукам...