Лучший педагог года

Формирование правильной осанки у детей

Виолетта Дмитруха
Формирование правильной осанки у детей

Материал подготовил воспитатель Дмитруха В. А. и Епремян К. В.

Статья для воспитателей дошкольных учреждений

На протяжении последних десятилетий в нашей стране сложилась тревожная тенденция ухудшения физического развития и состояния здоровья всего населения, в том числе детей. Высок процент дошкольников с нарушение телосложения и осанки. Главные причины: недостаточная двигательная активность вследствие переуплотнённости групп, несвоевременное оказание медицинской помощи и нерегулярная лечебно-профилактическая работа, нарушение режима питания и отдыха, недостаточное внимание к закаливающим и физкультурно-оздоровительным мероприятиям.

Публикация «Формирование правильной осанки у детей» размещена в разделах

К нарушению осанки могут привести и такие заболевания как рахит, гипотрофия, избыточное отложение жира, а так же неправильное питание, при котором не выдерживается соотношение основных ингредиентов пищи- солей, микроэлементов, витаминов.

Следует помнить: лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса.

Наиболее часто встречающиеся нарушение осанки у дошкольников : искривление позвоночника в виде боковых его отклонений (сколиозы, чрезмерное отклонения позвоночника в грудном отделе (кифозы) и поясничном (лордозы); плоскостопие и врождённая косолапость; асимметрия положения печь, и др.

Небольшая асимметрия тела есть у каждого, но если нарушения осанки во фронтальной плоскости заметно выражено и тем более если они прогрессируют, надо идти к врачу.

Формирование правильной осанки надо начинать с того, что показать и объяснить детям, как надо ставить стул к столу: сиденье должно намного заходить за край стола, ближе к ножкам. Предложить поупражняться в этом. Показать, что сидеть надо так, чтобы стола находился на ширину ладони от груди.

В перерыве между занятиями необходимо проводить физкультминутки, предлагая ряд упражнений стоя.

Соблюдать правильную осанку нужно не только в положении сидя, но и в положении стоя, в движении.

На занятиях по физическому воспитанию нужно использовать специальные упражнения, направленные на формирование правильной осанки и устранение её дефектов. При использовании этих упражнений должны использоваться индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребёнку и постепенное нарастание трудности выполнения физических упражнений. При подборе и использовании упражнений необходимо учитывать уровень физического развития, состояние здоровья каждого ребёнка и в соответствии с этим продумывать объём и интенсивность нагрузок.

Упражнения на укрепление мышц стопы и голени и формирование свода стопы могут применяться на занятиях по физической культуре, на утренней гимнастике. Зарядка после сна, в качестве домашнего задания. Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовки детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания до 10-12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса. Для создания положительного эмоционального фона упражнения следует выполнять под музыку. Кроме того, необходимо применять наглядные пособия. Загадки, песни, соответствующие комплексу. Это способствует повышению интереса и активности детей и, следовательно, более качественному выполнению упражнений. В работе с детьми можно использовать упражнения для коррекции осанки на основе китайского искусства движения: цигун, тай-цзи, кунг-фу. Упражнения носят игровой, сюжетный характер, выполняются на высоком эмоциональном уровне, плавно. Одно движение без остановок плавно переходит в другое, помогая сохранить образ. Способствуют исправлению имеющихся нарушений, их коррекции, укреплению мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса-«мышечного корсета».Широко использовать оздоровительные игры (см. приложение №1)

Главное средство профилактики и необходимый компонент лечения заболеваний позвоночника – выработка правильной осанки. К сожалению, эта трудная задача не столько для ребёнка, сколько для родителей и педагогов. Сама собой хорошая осанка может сформироваться в исключительных случаях у совершенно здорового, переполненного энергией, гармонично развитого ребёнка.

Всем остальным необходимо :

Обеспечить условия для формирования правильной осанки;

Знать, что такое правильная осанка, как именно надо стоять, сидеть, двигаться не сутулясь;

Сознательно и бережно относиться к своему здоровью и одной из главных его опор- позвоночнику;

Доводить навык правильной осанки до автоматизма с помощью специальных упражнений;

Правильному положению и отчётливому ощущению прямой спины способствуют упражнения с обручами, палками, положенными на лопатки.

Здоровый ребёнок должен много двигаться, тем боле что из-за особенностей детской нервной системы и мышц поддерживать неподвижную позу ему труднее, чем бегать, прыгать, вертеться и скакать. В положении сидя или стоя, особенно если находиться в одной и той же позе приходится с нескольких минут, ребёнок «обвисает», вертикальная нагрузка переносится с мышц на связки и межпозвонковые диски, и начинается формирование плохой осанки. Небольшая, но регулярная физическая нагрузка (плавание, домашние тренажёры, больше подвижных игр и поменьше телевизора, ежедневная физкультура) – необходимое условие для нормального развития опорно-двигательного аппарата.

Работа по профилактике нарушения осанки и опорно- двигательного аппарата – один из важных факторов укрепления здоровья детей, их всестороннего физического развития. Успешность её проведения может быть обеспечена лишь в тесном контакте медицинских работников, воспитателей, родителей.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Оздоровительные игры на формирование правильной осанки

ЕДИМ В ЗООПАРК

Цель игры: развитие координации и быстроты движений в

крупных и мелких мышечных группах, формирование правиль-

ной осанки, тренировка внимания, улучшение функции зри-

тельного и слухового анализаторов, их координации с движени-

ями туловища и конечностей, улучшение осанки.

Необходимый материал: обручи, стулья, мел.

Ход игры. Дети выбирают себе роль животного. Каждый «зверь»

садится в свою «клетку» — в обруч, на стул, в круг, нарисован-

ный на полу, земле. В «клетке» может быть и несколько «зверей»

обезьяны, зайки, гуси и т. д. Не занятые в ролях дети встают за

ведущим, садятся в «поезд» и едут на прогулку в «зоопарк». При-

ехав и прогуливаясь по «зоопарку», ведущий, подходя к «клет-

ке», спрашивает: «Какой зверь проживает в этой клетке?» Сидя-

щие там «звери» должны показать движениями, мимикой, зву-

ками, кого они изображают, а приехавшие «экскурсанты»

отгадывают зверей. И так от «клетки» к «клетке». Отмечаются

дети, которые наиболее удачно изобразили зверей.

МАСТЕР МЯЧА

Цель игры: укрепление мышц туловища и конечностей; раз-

витие ловкости, меткости, координации движений в крупных и

мелких мышечных группах; формирование правильной осанки.

Необходимый материал: мячи, по одному на каждого игрока.

Ход игры. Ведущий раздает детям мячи, и они по его команде

выполняют задания.

Вариант 1.

1. Бросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши за спиной и поймать

мяч.

2. Бросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать мяч.

3. Бросить мяч вверх, сесть, скрестив ноги, и поймать мяч.

4. Сесть на корточки, бросить мяч вверх, вскочить на ноги и

поймать мяч.

5. Бросить мяч высоко вверх, наклониться, дотронуться кон-

цами пальцев до носков ног, выпрямиться и поймать мяч.

Вариант 2.

1. Ударить мяч о землю так, чтобы он высоко подпрыгнул,

затем нагнуться, дотронуться концами пальцев до носков ног и,

выпрямившись, поймать мяч.

2. Сильно ударить мяч перед собой о землю, повернуться кру-

гом и поймать мяч.

3. Начертить на земле круг (в окружности 12 шагов, в попе-

речнике 4 шага, обежать его 3 раза, отбивая мяч ладонью одной

руки (то правой, то левой).

4. Приподнять правую ногу, слегка вытянув ее вперед, и бро-

сить мяч левой рукой о землю так, чтобы он пролетел под пра-

вой ногой. Затем поймать отскочивший мяч справа, не опуская

ноги. Сделать то же упражнение, приподняв левую ногу и бро-

сив мяч правой рукой.

Побеждает тот, кто наберет большее число очков.

Примечание. Каждое упражнение играющий вначале повторя-

ет по одному разу. Затем после выполнения всех упражнений

или при допущенной ребенком во время игры ошибке в игру вступает партнер и повторяет те же упражнения. Игра постепен-

но усложняется — увеличивается количество бросков. Упражне-

ния выполняются последовательно одно за другим. На каждое

упражнение допускается по две попытки. За упражнение, пра-

вильно выполненное с первой попытки, участник получает два

очка, выполненное со второй попытки — одно очко. Побеждает

набравший большее число очков.

Во время выполнения заданий ведущий следит, чтобы дети

делали их правильно. После того как дети ознакомятся с задани-

ями, ведущий диктует их вновь. Игроки, правильно выполнив-

шие задания, получают жетоны.

Выигрывает игрок, набравший больше всего жетонов. Этого

игрока назначают «Мастером мяча».

РАЗБЕЙ ЦЕЛЬ

Цель игры: общеукрепляющее воздействие на весь организм;

формирование правильной осанки; воспитание творческого ре-

шения задачи, развитие инициативы, быстроты реакции.

Ход игры. Играющие, взявшись за руки, образуют цепь. Пер-

вый (водящий) в цепи тянет за собой цепь, меняя направление в

ходьбе, заплетает различные фигуры, обвивая вею цепь вокруг

себя, снова расплетает ее, останавливается, бежит и потом ста-

рается быстрым поворотом разорвать цепь. Кто не смог удержать

цепь, выходит из игры, а цепь снова замыкается. Играют до тех

пор, пока остается 2-3 человека в цепи, потом игру повторяют.

РЕГУЛИРОВЩИК

Цель игры: формирование правильной осанки, походки; раз-

витие координации движений, умения ориентироваться в про-

странстве, на месте; развитие быстроты реакции на сигнал, тор-

мозных реакций; уравновешивание нервных процессов.

Необходимый материал: небольшие кольца, тарелочки, па-

лочка-жезл.

Ход игры. Дети подразделяются на две команды: «машины» и

«пешеходы». «Машины» идут по параллельным «улицам». У де-

тей, изображающих машины, в руках тарелки в качестве «руля»,

и двигаются они на полусогнутых ногах. «Пешеходы» ждут на

перекрестке. Регулировщик-«водящий» поднимает палочку - «ма-

шины» движутся, опускает - «пешеходы» идут по своим «попе-

речным» «улицам».

Игра повторяется 2—3 раза. Если «машины» или «пешеходы»

вовремя не останавливаются, то «милиционер» берет с них штраф

(«фант») или на время сажает на скамейку в зале. После игры

оштрафованные должны что-нибудь исполнить.

Публикации по теме:

«Мы выбираем жизнь!»«Мы выбираем жизнь!» В наше время очень актуальна тема, связанная с проблемами здоровья детей - подрастающего поколения. В эпоху компьютерных технологий, изобретения.

Валеологическое содержание работы в ДОУ для первой младшей группы ПРОЕКТ «ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В ДОУ ДЛЯ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ» Новизна: заключается в том, что навыки здорового образа жизни.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование правильной осанки у детей
Опубликовано: 6 августа 2014 в 22:11
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД