Маргарита Давиденко
Формирование представления о любви к родному краю, к своей маленькой Родине у детей дошкольного возраста
Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности дошкольника.
Публикация «Формирование представления о любви к родному краю, к своей маленькой Родине у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической работе с детьми становится патриотическое воспитание. Мы пытаемся еще в раннем детстве наполнить сердца любовью и гордостью к тем местам, где они родились. Ведь любовь к родному краю, к своей маленькой Родине не возникает у малышей сама по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе - все это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребенок живет.
Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста – процесс сложный, важный и актуальный. Дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Родной край - это часть нашей великой страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны. Эти особенности позволяют формировать с детских лет представление о специфики своего региона, своей малой Родины. Дорога в будущее лежит через прошлое и настоящее. Любовь к родному краю, к своей маленькой Родине не возникает у ребёнка само по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Среда, образ жизни в семье, отношение в детском коллективе - всё это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребёнок живёт.
Основой в воспитании у дошкольников любви к родному краю являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края. Любовь к своему дому, к своему детскому саду, к городу, где он родился, чувство восхищения родным городом, родным краем – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками, это будет первым шагом на пути формирования чувства патриотизма, любви к родному краю.
Занимаясь с детьми, мы заметили, что детям нужно формировать представление о специфики нашего родного края; любовь к родному краю, к своей маленькой Родине посредством народного творчества. Одним из приоритетных направлений работы МБДОУ является развитие гражданских качеств дошкольников и в учреждении созданы благоприятные условия для реализации данного направления. Большое внимание уделяется воспитанию патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения.
В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств – доброты, справедливости, внимательного отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности юного гражданина.
Знакомство дошкольников с родным краем - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю можно достичь только систематической работой. Соприкосновение ребёнка с народным творчеством, традициями историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогут : духовно обогатить ребёнка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему, воспитать любовь к своей малой Родине.
Особое значение имеют формы работы по воспитанию любви к родному краю дошкольников. Они должны быть разнообразными. Поэтому в работе по формированию представлений о родном городе у дошкольников использовала разнообразные формы : непосредственно образовательная деятельность (НОД); игры; экскурсии; целевые прогулки; просмотр видеосюжетов о городе; чтение стихов поэтов-земляков, статей о городской жизни из газеты «Зори»; праздники, развлечения; акции.
Первоначально дети знакомились с ближайшим окружением. Для уточнения представления об именах самих детей был изготовлен альбом «Я и мое имя», где дети познакомились со значением своего имени. Проводились дидактические игры «Назови друга ласково», «Расскажи о своем имени», «Что означает мое имя» и НОД по теме «Семья». Воспитывая любовь и привязанность к своей семье, родному дому, своим близким, был собран фотоматериал к альбому «Моя семья», который оформлялся совместно с родителями. На этом направлении проводились совместные праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Когда семья вместе – тогда и душа на месте» и т. д. Все это способствовало тому, что у детей воспитывалось гуманное отношение к членам семьи, их занятиям, формировались представления о семейных ценностях и традициях.
Большая работа была проведена по формированию представлений о своей семье, своем роде. Учили родителей строить генеалогическое древо, которое способствовало составлению рассказов о своей семье, своей родословной. Презентация генеалогических древ прошла на семейном празднике «Моя родословная» и вызвала большой интерес, как у детей, так и у родителей.
Проводились экскурсии по детскому саду, беседы «Кто работает у нас в саду», «Кому, что нужно для работы», дидактические игры «Кто что делает», «Узнай по имени-отчеству». Итогом работы по данному направлению была оформленная выставка рисунков «Мой любимый детский сад», где малыши запечатлели дом, который для них стал родным.
Систематическое обучение в непосредственно образовательной деятельности – важное средство работы с детьми дошкольного возраста. Поэтому нами был проведен цикл НОД «Есть в Белгородской области удивительный город», «Наш город Белгород», «Архитектура нашего города», «Места отдыха горожан», направленный на формирование патриотических знаний (знаний об истории города, о гербе, достопримечательностях нашего города.) Большое внимание уделялось изучению растительного и животного мира Белгородской области и Белгородского района. Дети получали знания как в непосредственно образовательной деятельности, так и в дидактических играх.
Естественно, что при знакомстве с родным краем самая распространенная и эффективная форма - это экскурсии по городу. Экскурсии – это мощное подспорье педагогу в воспитательной работе. Они вызывают живой интерес у детей, помогают взрослым найти нужную тональность в общении с детьми, закладывают основы патриотического воспитания. Во время прогулок по неизвестным ранее и уже знакомым детям местам, ребята любовались красотой города, узнавали много нового о нем, учились беречь и любить свою малую родину.
Экскурсий было проведено множество. Условно экскурсии разделены на четыре типа – это знакомство с социально-значимыми объектами, образовательными учреждениями, учреждениями культуры, достопримечательностями и памятными местами. С детьми были организованы очень интересные экскурсии: к памятнику Князь Владимиру основателю города Белгорода, Н. Ф. Ватутину, скульптурную композицию «Волейболисты» у Дворца спорта «Космос».
Прогулка-экскурсия в городской парк вызвала у детей огромный положительный эмоциональный отклик. Дети с удовольствием отдохнули, побегали по дорожкам и, конечно, сполна насладились катанием с горки и на качелях. До сознания детей было донесено, что в создании этого парка принимали участие люди разных профессий: художники, архитекторы, строители, тем самым у детей воспитывались чувство уважения к труду создателей современных парков в городе, бережливость к красивым местам.
Беседа о правилах поведения в парке способствовала решению задачи о бережном отношении к родной природе, зарождению желания сохранять и создавать подобную красоту. Ведь чем красивее город, тем больше его любят жители. Ухоженные, чистые, яркие скверы, улицы и дворы поднимают настроение и пробуждают чувство гордости за город.
Работая с детьми по теме «Воспитание любви к родному краю», учили каждого ребенка любить и уважать свой родной край и считаем, что достижение этой цели невозможно без помощи и поддержки семьи. Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание патриота родного края и своей Родины.