Елена Плужникова
Проект на тему «Привитие любви к родному городу у воспитанников младшего дошкольного возраста»
Содержание.
1. Тип проекта
2. Участники проекта
3. Проблема проекта
4. Цель
5. Задачи
6. Актуальность проблемы
7. Гипотеза проекта :
8. Ожидаемые результаты:
9. Этапы реализации:
10. Формы взаимодействия с родителями
11. Интеграция образовательных областей:
- продукт проекта
-полученные результаты
-вывод
-список литературы
Пояснительная записка
Публикация «Проект на тему „Привитие любви к родному городу у воспитанников младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Любовь к родному городу. Доступны ли они малышам?
Исходя из опыта моей работы можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, младшего возраста, доступно чувство любви к семье, родному городу, родной природе. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной.
Воспитание гражданина начинается с любви к малой Родине- это к дому, семье, детскому саду, родному городу. Воспитание любви к самому близкому- это основа из основ нравственно- патриотического воспитания, это первая и самая важная ступень. Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом гражданином России и только потом - жителем планеты. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья - источник любви, привязанности, уважения, то на чем строится любое цивилизованное общество. Успех патриотического воспитания во многом зависит от родителей, от семьи, от атмосферы, которая царит в семье. Поэтому необходимо объединить усилия детского сада и семьи, чтобы достигнуть успеха. Если в дошкольном возрасте, который является важнейшим периодом становления личности, сформировано чувство патриотизма, то в школьный период становится возможным то, что Сухомлинский В. К. определил, как личное отношение к Родине: "желание, духовный порыв утвердить достоинство страны, ее величие, честь, славу, могущество". Задача педагога- сделать детские впечатления осмысленными, научить отбирать из массы наблюдений главное.
Тип проекта : среднесрочный (октябрь-март)
Участники проекта : дети, воспитатели, родители
Проблема проекта : дети не задумываются о том, что город, где они живут- малая родина, не зная ничего об его истории, достопримечательностях.
Цель:
Формировать элементарные представления о своем родном городе Туапсе, Родине.
Задачи:
1. Пополнить знания детей о городе, в котором мы живем. Уточнить знания детей о названии родного города, знания домашнего адреса.
2. Развивать познавательный интерес, заботливое отношение к родному городу, семье, детскому саду. Развивать речь, воображение.
3. Побудить в детях чувство любви к своему городу. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где каждый ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и их родителей.
Актуальность проблемы
В возрасте 3-4 лет у детей возникает потребность в активном познании окружающего мира. Именно в этом возрасте происходит восприятие себя в социуме и в окружающей действительности. Этот возраст является наиболее подходящим для формирования патриотических чувств и получения знаний о родном городе. Работа с родителями и детьми в данном направлении позволит обогатить знания и представления детей о родном городе, своем доме, развить связную речь, систематизировать полученные знания. Воспитание любви к родному городу — одна из задач патриотического воспитания детей. Заложить любовь к Родине, к родному городу, к родной природе, можно только в младшем возрасте. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить.
Гипотеза проекта
Используя различные формы работы в совместной деятельности с детьми, способны ли дети овладеть знаниями о семье, родном городе.
Ожидаемые результаты:
-повышение интереса к игровой деятельности;
-усвоение необходимых знаний по теме «Мой город»;
-приобретение детьми опыта работы рядом друг с другом, умение повторять за взрослым и действовать совместно с ним.
Этапы реализации.
Патриотическое воспитание я реализую в образовательной деятельности, в совместной и в самостоятельной деятельности, для которых создаю развивающую предметно-пространственную среду и в работе с родителями.
В своей работе использую такие формы работы как: игры-беседы, рассматривание иллюстраций, составление рассказов по опорным картинкам, чтение художественной литературы, театрализованные игры, речевые игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, художественное творчество, целевые прогулки, развлечения и др.
В работе с детьми использую ИКТ,цифровой фотоаппарат.
Подготовительный этап (разработка проекта)
- определение актуальности проекта;
- постановка цели и задач;
- определение методов работы;
- сбор информации, литературы, дополнительных материалов;
- работа по составлению этапов и плана по реализации проекта;
- создание развивающей среды.
«Я и моя семья». У детей формируется образ «Я». Дети знакомятся друг с другом, называют своё имя, учатся здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого). Называют имя и отчество воспитателей. Учатся с помощью взрослого понимать, что такое хорошо и что такое плохо.
Развивается доброжелательное отношение детей к близким людям – любовь к родителям, к своему дому. Дети понимают, что они не одни, у всех есть семья – это папа, мама, Я. (братья и сестренки, бабушки и дедушки, тети и дяди).
Мы, выполняем с детьми пальчиковую гимнастику «Дружная семья», «Этот пальчик дедушка…». Дети учатся называть имена членов своей семьи. Учимся играть в с/р игры «Парикмахерская», «Больница», «День рождения», «Семья».
С родителями проводятся консультации, беседы.
2. Основной этап
«Детский сад». Развитие представлений у детей о положительных сторонах детского сада (нам тепло и уютно, что взрослые любят всех детей).
В детском саду есть добрые, заботливые люди – воспитатели. Они знают много интересного, могут научить лепить, рисовать, они читают детям книги, играют с ними.
Также говорим с детьми о улице, на которой находится наш любимый детский сад и районах, в которых дети живут со своими родителями. Тем самым создавая элементарные представления о городе.
В детском саду много друзей и игрушек. Мы, учимся играть не ссорясь, делиться игрушками, помогать друг - другу, вместе радоваться успехам.
В нашей группе формируется традиция «День Рождения». Вместе учимся поздравлять именинника с днем Рождения.
Мы знакомимся с праздниками: «Новый год»; «8 Марта». Проходят интересно и весело такие развлечения, как «Осень золотая», «День Матери», «День защитника Отечества», «Масленица», «День космонавтики», «День Победы». Учимся петь песни, рассказывать стихи с помощью взрослых, водить хоровод.
Большое внимание уделяется работе с книгой – знакомство с устным народным творчеством : потешки, песенки, сказки. Также настольный театр, все это передаё т от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружба, взаимопомощь, трудолюбие.
Отсюда следует, что наши русские народные песни, сказки, игры, народные игрушки являются неотъемлемой частицей в воспитании нравственно-патриотических качеств у детей.
Комплексно – тематическое планирование по теме проекта :непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребенка разных образовательных областей для реализации поставленных целей и задач по теме проекта.
Речевое развитие
Рассматривание фотографий города Туапсе, макета улицы; «Построим Мишке домик»
Пальчиковая гимнастика
«Дружная семья», «Этот пальчик дедушка…»
Художественно- эстетическое развитие
Чтение стихотворений В. Орлова «Здравствуй, Родина моя!», М. Борисовой «Наш город», С. Я. Михалков «Песенка друзей», русской народной сказки «Заюшкина избушка», «Колобок», «Теремок», рисование светофора.
Познавательное развитие
Ознакомление с предметным и социальным окружением
Беседы с обсуждением
«Дома нашего города», «Что такое Родина?», «Что мы делаем в детском саду», «В гостях у бабушки Арины», просмотр мультфильма «Что такое хорошо, и что такое плохо».
Формирование элементарных математических представлений
Действия с предметами
«Длинная и короткая дорожка к дому»
Конструирование: «Строим здания, гаражи»
Социально –коммуникативное развитие
Социализация
Словесные игры
«Кто, где живёт», «Найди и назови», «Части дома»
Развивающие игры
«Сложи картинку», «Найди пару»
Дидактические игры
«Большой- маленький», «Собери светофор», «Волшебный кубик», «Четвертый лишний», «Почтальон принес посылку»
Сюжетно – ролевые игры
«Оденем куклу на прогулку», «Куклы гуляют», «Магазин», «Больница», игра- ситуация «Осторожно-дети!», «Автобус», «Военный госпиталь»
Формирование основ безопасности
Беседа «Опасности на улицах города», «Улицы нашего города», «Дорожные знаки», «Твои помощники на дороге», мультимедийная презентация «Азбука безопасности на дороге для малышей», «Правила дорожного движения»
Физическое развитие
Подвижные игры «Найди свой цвет», «Водители», «Воробушки и автомобиль».
Заключительный этап «Ознакомление с городом»
Воспитание любви к родному городу - одна из задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить. Поэтому начала знакомство с близлежащих улиц, домов. С маленькими детьми трудно выйти за пределы территории детского сада, поэтому наблюдения проводила непосредственно возле дошкольного учреждения. С детьми рассматривали дома и здания. Обращала внимание на то, что домов много, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Вместе с детьми рассматриваем иллюстрации самых главных достопримечательностей родного города, тех мест, где большинство детей могли уже побывать с родителями. Беседую с детьми после праздников, обращаю их внимание на красиво украшенный город. И таким образом, дети запоминают название родного города, улицы, где расположен детский сад и дом. Посмотрели мультимедийную презентацию «Город в котором мы живем».
Формы взаимодействия с родителями.
Опираясь на свой опыт работы, могу сказать, не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь педагогов и родителей.
Так как чем теснее контакты между детским садом и семьей нравственно-патриотическое развитие осуществляется более успешно.
Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в изготовлении атрибутов, участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях, оказывают помощь в организации выставок, поделок, макетов, рисунков на тему "Правила дорожного движения", "Дорога и дети", «Мой дом», «Умелые ручки». Конкурс рисунков и поделок «Красный, желтый, зеленый». Поместить наглядный материал в родительском уголке на тему :» Памятка для родителей «Причины детского дорожно-транспортного травматизма», Советы для родителей о безопасности детей на дорогах», «Безопасность в общественном транспорте», «Родители – главный пример для детей в соблюдении правил дорожного движения».
Полученные результаты:
Основная часть детей знают название родного города, могут отличить свой дом от других по внешнему виду. Дети знают свою фамилию, имя, отчество и членов семьи, большинство детей выучили свой адрес проживания. Проявляют интерес к рассматриванию иллюстраций «Моя группа», а также к рассматриванию иллюстраций с изображением достопримечательностей родного города. Словарный запас детей расширился и активизировался: фамилия, имя, отчество, название своей улицы, города. А также родители стали проявлять повышенный интерес к жизни детей в детском саду и дома, активно участвуют в жизни детского сада и группы.
Создали макеты, игры для дальнейшего использования в образовательной, совместной и самостоятельной деятельности.
Вывод:
Проведенная работа оказалась эффективной, показала, что с помощью воспитателя в процессе совместной деятельности с использованием различных форм работы дети способны овладеть знаниями о семье, родном городе. Дети имеют начальные знания о родном городе, могут рассказать о транспорте города.
Имеют опыт совместной деятельности с родителями. Появился интерес к своей малой Родине – к своему городу. В перспективе в средней группе я планирую расширить спектр представлений детей. Закрепить и углубить знания детей о родном городе, дать представления о родном крае, а затем и о стране, создать условия для интеграции с музыкальным руководителем, внедрить новые формы работы с родителями воспитанников.
Список литературы:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (соответствует ФГОС) – М. : «мозаика-Синтез», 2014г.
2. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009г
3.«Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Вторая младшая группа. Для занятий с детьми 3-4 лет» ( Авторы-составители: Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова, издательство «Мозаика-Синтез», г. Москва, 2017 г.)
4.«Формирование основ безопасности у дошкольников». Для занятий с детьми 2-7 лет» (Автор-составитель К. Ю. Белая, издательство «Мозаика-Синтез», г. Москва, 2016 г.)
5. Занятия по патриотическому воспитанию. / Л. А. Кондрышенской /