Получи документы

Формирование произвольной саморегуляции у дошкольников путем применения нейропсихологических технологий

Екатерина Алексеевна Хури
Формирование произвольной саморегуляции у дошкольников путем применения нейропсихологических технологий

Дошкольный период детства - самое лучшее время для нейропсихологических занятий, поскольку все системы мозга и организма еще очень пластичны.

В нейропсихологии детского возраста разработан системный подход к коррекции и сопровождению психического развития ребенка (Семенович, Умрихин, Цыганок, 1992; Семенович, Архипов, 1995.) , и предпочтение отдается телесно – ориентированным и двигательным методам. Метод замещающего онтогенеза (МЗО) – базовая нейропсихологическая технология коррекции, профилактики и абилитации детей с разными вариантами развития.

Публикация «Формирование произвольной саморегуляции у дошкольников путем применения нейропсихологических технологий» размещена в разделах

Нейропсихологические технологии по МЗО обращены к трем сторонам психического развития ребенка : 1) формирование произвольной саморегуляции, 2) формирование психосоматического каркаса личности и психомоторных координаций, 3) формирование широкого репертуара познавательных компетентностей. У современных детей наблюдаются проблемы по всем трем параметрам Безусловно, в “психологическом развитии нет изолированных линий” (Семенович А. В. 2014, с. 7, но формирование произвольной саморегуляции – главная цель воспитания.

В программе нейропсихологического сопровождения развития детей по МЗО (Семенович А. В.) в каждом занятии с детьми задействовано пять основных блоков :

- дыхательные упражнения

- глазодвигательные упражнения

- растяжки

- упражнения двигательного репертуара

- познавательные компетентности

Любое совместное занятие с детьми начиналось с механического принятия и выполнения строго заданной, развернутой инструкции (для детей более младшего возраста – наглядной демонстрацияей). Важно, чтобы ребенок понимал разницу между “делай как хочешь” и “ делай точно так.

Дыхательные упражнения успокаивали и способствовали концентрации внимания. Научив детей контролировать дыхание, осознанно его регулировать, можно тем самым включить функции произвольной саморегуляции.

Растяжки и двигательные упражнения направлены на формирование психомоторных координаций, базовых межполушарных и подкорково-корковых взаимодействий, которые лежат в фундаменте всего психического развития.

Автор статьи работал в контексте нейропсихологического подхода не только с детьми старшего возраста (5,6-6,6 лет), но применял отдельные нейропсихологические приемы и в работе с детьми более раннего возраста – 2,6 – 3,6 лет. Результатами работы с детьми последней группы стали :

1. Ребенок был способен подчинить свое поведение требованиям старшего, которые все чаще оформлялись в форме речевой инструкции. Малыш умел справляться со своим «хочу» - «не хочу» не под воздействием контактного физического ограничения, а с помощью дистантного, психологического. Это важный шаг к развитию произвольного (то есть управляемого) поведения.

2. Малыш стал способен (с помощью взрослого) поставить перед собой простую цель и выполнить ее, разворачивая целостную деятельность, направленную на достижение задуманного. Например, в конструктивной деятельности : делал сложные постройки (гараж, лестница, дом, называл их и обыгрывал, в изобразительной деятельности : лепил предметы из пластилина, называл их.

Для детей старшего дошкольного возраста результатом нейропсихологических занятий стало возможным выполнение заданий, где ребенку предлагалось придумать, спланировать или выбрать какое – то «дело» для приятеля. Например, научить правильно подготовиться к специальным занятиям или правильно складывать игрушки. Ребенок (по подсказке со стороны педагога) сначала должен объяснить и показать последовательность и цель действий другим так, чтобы они его поняли, а затем проконтролировать процесс выполнения задания, оценить его результат.

Таким образом, применение нейропсихологических методов и исходная пластичность и восприимчивость мозговых систем ребенка неизбежно приводят к наращиванию его психического потенциала. Сформированная даже в минимальной степени произвольная саморегуляция поведения служит опорой для направленного формирования двигательных способностей, восприятия, памяти и т. д. Без достаточного уровня произвольной саморегуляции весьма сомнительны успехи ребенка в сфере высших психологических уровней : самостоятельной развернутой речи, письма, мышления, самоорганизации и самоконтроля.

Список литературы :

1. Семенович А. В. 2008. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М.

2. Семенович А. В., Умрихин С. О., Цыганок А. А. Нейропсихологический анализ школьной неуспеваемости // Журнал ВНД человека, 1992. №1.

3. Семенович А. В., Архипов Б. А. Нейропсихологический подход к проблеме отклоняющегося развития// Таврический журнал психиатрии. Т. 1, 1997.№2.

4. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники. Учебно – методическое пособие / А. В. Семенович, Я. О. Вологдина, Т. Н. Ланина; под ред. А. В. Семенович. М. 2014.

Публикации по теме:

Формирование художественно-творческих способностей детей в условиях применения технологии проектной деятельности Формирование художественно-творческих способностей детей в условиях применения технологии проектной деятельности В теории и на практике.

Формирование познавательной активности путем ознакомления с природой родного края Чувство любви к Родине, родному краю – одно из самых сильных чувств. А почувствует ли человек привязанность к родной земле, если отдаляется.

Формирование познавательной активности у детей 4–5 лет путем вовлечения в экспериментально-исследовательскую деятельность Что я слышу – забываю Что я вижу - помню. Что я делаю – понимаю. (Конфуций). Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений,.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным.

Развитие физических качеств у детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий Одной из важнейших задач современного общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. В настоящее время.

Опыт применения здоровьесберегающих технологий с использованием нестандартного оборудования для детей дошкольного возраста Актуальность. Проблема воспитания здорового ребенка сегодня актуальна как никогда ранее. Современное общество нуждается в здоровом поколении,.

Отчет по самообразованию «Развитие речи у дошкольников путем развития мелкой моторики» воспитателя Мельниковой И. Е. Моя тема по самообразованию «Развитие речи у дошкольников через мелкую моторику» Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский.

Отзыв о качестве применения здоровьесберегающих технологий и технологии сотрудничестваОтзыв о качестве применения здоровьесберегающих технологий и технологии сотрудничества старшим воспитателем муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 27 с. Львовского МО Северский район.

План применения ТРИЗ технологий в различных областях и видах взаимодействия с детьми и родителями по теме «Транспорт» В ходе изучения ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) технологий на педсоветах в детском саду и самостоятельно, я начала постепенно.

Экологическое воспитание дошкольников путем экспериментирования Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование произвольной саморегуляции у дошкольников путем применения нейропсихологических технологий
Опубликовано: 3 марта 2016 в 17:42
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД