Формирование речевого самоконтроля у детей с нарушениями речи.

Людмила Большакова
Формирование речевого самоконтроля у детей с нарушениями речи.

Проблема формирования механизмов деятельностной саморегуляции – одна из наиболее актуальных в коррекционной педагогике. Недоразвитие функций речевого самоконтроля – основная причина широко известного в настоящее время «кабинетного синдрома», при котором сформированные умения и навыки зачастую проявляются у детей только в условиях логопедического кабинета.

Самоконтроль и саморегуляция не появляются сами по себе. Как отмечает Н. В. Нижегородцева, «формирование навыков самоконтроля и психической саморегуляции происходит только в процессе обучения, так как отличительная особенность учебной деятельности заключается в формировании произвольного уровня регуляции действий в соответствии с заданными нормами». Поэтому в логопедическом процессе на этапе автоматизации звуков также происходит формирование навыков самоконтроля и психической саморегуляции.

Цель автоматизации – достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи. Работу по автоматизации звуков осуществляю поэтапно: в словах, словосочетаниях, предложениях, самостоятельной речи.

Поскольку игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, при автоматизации звуков использую разнообразие дидактических игр. Практический опыт работы с детьми показывает, что применение игрового принципа обучения позволяет наиболее эффективно учитывать возрастные возможности детей. В игре дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры понадобилось бы много времени и усилий.

Автоматизацию звука в словах следует проводить с обогащением словаря и усвоением грамматических категорий языка – словообразования и словоизменения. Развитию навыка словообразования способствуют:

- задания: «Скажи ласково», «Придумай новое слово» и т. д. ;

- игра «Подбери слово». В предложении потерялись слова. Свистелочка начинает предложение, а ты закончишь, только твое слово должно быть со звуком (с). Например: Мама купила … (самовар, санки, собаку и т. д.).

Грузовик привез … (посуду, носки, мясо и т. д. ,

- игра «Рассмеши Свистелочку». Свистелочка сидит высоко, до нее очень далеко. Но мы построим мостик. Выложи бревнышки моста – картинки со звуком (с) по правилу: сначала клади бревнышки – слова из одного слога, потом – из двух слогов, потом – из трех слогов. А теперь, взобравшись к Свистелочке по нашему мостику, мы ее будем смешить. Для этого вы должны назвать любую картинку 5 раз с различной интонацией.

Автоматизация звука в словосочетаниях, являющихся базой для составления предложения, – сложное языковое явление. На этом этапе отрабатываются следующие задания: подбор предметов к действиям, подбор действий к предметам, согласование существительного с прилагательным и числительным или местоимением; местоимений с существительными. Например:

- игра «Что с чем?» Назвать по картинке, что с чем. Например: стул со спинкой, стол со скатертью, сосна со стволом.

- игра «Кто с кем или чем дружит?». На столе 16 картинок со звуками (с, (з). Назовите, кто с кем вместе (например, сок вместе со стаканом, снег вместе с сапогом и т. д.). Если ребенок произносит звук (р, образец ответа будет следующий: сок дружит со стаканом, снег дружит с сапогом и т. д.

Автоматизация звука в предложениях – стимулирование речевой активности детей, развитие коммуникативной функции речи. Работу необходимо сочетать с введением в речь разных типов предложений, постепенно усложняя для овладения детьми предложно-падежным управлением, навыками употребления в речи простых и сложных предложений. Например:

- игра «Чего не бывает?» Перед ребенком лежат картинки. Каждый выбирает картинку и называет ее, придумывает с ней предложение, в котором объясняет, без чего не бывает слова на этой картинке, но в слове должен быть звук (с).Например: Не бывает самолета без хвоста; Не бывает сосны без ствола.

- игра «Из чего сделан предмет?» Детям предлагаются картинки, которые разложены на две стопки. Нужно взять картинку из первой стопки, выбрать подходящую ей по смыслу из второй стопки и составить предложение. Например: Скамейка сделана из досок. Снеговик сделан из снега. Колбаса сделана из мяса. Бусы сделаны из пластмассы.

Автоматизация звука в самостоятельной речи – обучение пересказу рассказа и рассказыванию, способствующих развитию воображения и творческих способностей дошкольника.

Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.

Таким образом, в результате проведения логопедической работы с детьми с использованием дидактических игр совершенствуется артикуляционная моторика, закрепляется правильное произношение звуков в словах, предложениях, обогащается словарь, совершенствуется грамматический строй речи, формируется речевой самоконтроль и саморегуляция.

Публикации по теме:

Формирование культуры речи детей 3–4 лет Задачи: 1. Учить детей отвечать на вопрос воспитателя, готовить к обучению рассказыванию, согласовывать слова в роде, числе, падеже; употреблять.

Презентация программы «Театр кукол» Программа развития детей,посещающих кружок “Театр кукол” ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦель: Основная цель программы “Театр кукол” является : - Создание.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Транспорт
  • Транспорт
Автор публикации:
Формирование речевого самоконтроля у детей с нарушениями речи.
Опубликовано: 25 июля 2013 в 18:30
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Экскурсия в Феодоровский городок (фотоочерк)
26 ноября мы с коллегами по курсам побывали на экскурсии в Феодоровском городке города Пушкина. Таня Рыжкова уже выкладывала пост об этой экскурсии. Наша...
Консультация для родителей «Плоскостопие. Чем оно опасно. Упражнения для формирования...
Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода ( у детей обычно...
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...