Формирование речевого самоконтроля у детей с нарушениями речи.

Людмила Большакова
Формирование речевого самоконтроля у детей с нарушениями речи.

Проблема формирования механизмов деятельностной саморегуляции – одна из наиболее актуальных в коррекционной педагогике. Недоразвитие функций речевого самоконтроля – основная причина широко известного в настоящее время «кабинетного синдрома», при котором сформированные умения и навыки зачастую проявляются у детей только в условиях логопедического кабинета.

Самоконтроль и саморегуляция не появляются сами по себе. Как отмечает Н. В. Нижегородцева, «формирование навыков самоконтроля и психической саморегуляции происходит только в процессе обучения, так как отличительная особенность учебной деятельности заключается в формировании произвольного уровня регуляции действий в соответствии с заданными нормами». Поэтому в логопедическом процессе на этапе автоматизации звуков также происходит формирование навыков самоконтроля и психической саморегуляции.

Цель автоматизации – достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи. Работу по автоматизации звуков осуществляю поэтапно: в словах, словосочетаниях, предложениях, самостоятельной речи.

Поскольку игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, при автоматизации звуков использую разнообразие дидактических игр. Практический опыт работы с детьми показывает, что применение игрового принципа обучения позволяет наиболее эффективно учитывать возрастные возможности детей. В игре дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры понадобилось бы много времени и усилий.

Автоматизацию звука в словах следует проводить с обогащением словаря и усвоением грамматических категорий языка – словообразования и словоизменения. Развитию навыка словообразования способствуют:

- задания: «Скажи ласково», «Придумай новое слово» и т. д. ;

- игра «Подбери слово». В предложении потерялись слова. Свистелочка начинает предложение, а ты закончишь, только твое слово должно быть со звуком (с). Например: Мама купила … (самовар, санки, собаку и т. д.).

Грузовик привез … (посуду, носки, мясо и т. д. ,

- игра «Рассмеши Свистелочку». Свистелочка сидит высоко, до нее очень далеко. Но мы построим мостик. Выложи бревнышки моста – картинки со звуком (с) по правилу: сначала клади бревнышки – слова из одного слога, потом – из двух слогов, потом – из трех слогов. А теперь, взобравшись к Свистелочке по нашему мостику, мы ее будем смешить. Для этого вы должны назвать любую картинку 5 раз с различной интонацией.

Автоматизация звука в словосочетаниях, являющихся базой для составления предложения, – сложное языковое явление. На этом этапе отрабатываются следующие задания: подбор предметов к действиям, подбор действий к предметам, согласование существительного с прилагательным и числительным или местоимением; местоимений с существительными. Например:

- игра «Что с чем?» Назвать по картинке, что с чем. Например: стул со спинкой, стол со скатертью, сосна со стволом.

- игра «Кто с кем или чем дружит?». На столе 16 картинок со звуками (с, (з). Назовите, кто с кем вместе (например, сок вместе со стаканом, снег вместе с сапогом и т. д.). Если ребенок произносит звук (р, образец ответа будет следующий: сок дружит со стаканом, снег дружит с сапогом и т. д.

Автоматизация звука в предложениях – стимулирование речевой активности детей, развитие коммуникативной функции речи. Работу необходимо сочетать с введением в речь разных типов предложений, постепенно усложняя для овладения детьми предложно-падежным управлением, навыками употребления в речи простых и сложных предложений. Например:

- игра «Чего не бывает?» Перед ребенком лежат картинки. Каждый выбирает картинку и называет ее, придумывает с ней предложение, в котором объясняет, без чего не бывает слова на этой картинке, но в слове должен быть звук (с).Например: Не бывает самолета без хвоста; Не бывает сосны без ствола.

- игра «Из чего сделан предмет?» Детям предлагаются картинки, которые разложены на две стопки. Нужно взять картинку из первой стопки, выбрать подходящую ей по смыслу из второй стопки и составить предложение. Например: Скамейка сделана из досок. Снеговик сделан из снега. Колбаса сделана из мяса. Бусы сделаны из пластмассы.

Автоматизация звука в самостоятельной речи – обучение пересказу рассказа и рассказыванию, способствующих развитию воображения и творческих способностей дошкольника.

Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.

Таким образом, в результате проведения логопедической работы с детьми с использованием дидактических игр совершенствуется артикуляционная моторика, закрепляется правильное произношение звуков в словах, предложениях, обогащается словарь, совершенствуется грамматический строй речи, формируется речевой самоконтроль и саморегуляция.

Публикации по теме:

Формирование культуры речи детей 3–4 лет Задачи: 1. Учить детей отвечать на вопрос воспитателя, готовить к обучению рассказыванию, согласовывать слова в роде, числе, падеже; употреблять.

Презентация программы «Театр кукол» Программа развития детей,посещающих кружок “Театр кукол” ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦель: Основная цель программы “Театр кукол” является : - Создание.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Русские народные сказки
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Формирование речевого самоконтроля у детей с нарушениями речи.
Опубликовано: 25 июля 2013 в 18:30
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...