Папки-передвижки

Толерантность старшего дошкольника

Роза Симонова
Толерантность старшего дошкольника

Одной из главных задач развития образования на современном этапе является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей – культурных, социальных, моральных, лежащих в основе развитых цивилизаций и не чуждых другим народам. Основу культуры человечества составляют национальные культуры. Приобщая ребёнка к истории, традициям, обычаям своего народа, родители, взрослые и педагоги вводят его в мир богатой народной культуры.

Необходимо осознание того, что пренебрежение, оскорбление, унижение любой культуры приводит к росту агрессивности, к насилию, повышению уровня конфликтности. Важно терпимое отношение к окружающим, проявление толерантности.

Публикация «Толерантность старшего дошкольника» размещена в разделах

Основополагающие аспекты проблемы толерантности обсуждаются в трудах отечественных и зарубежных философов и политологов В. М. Золотухина, М. Конша, П. Николсона, Н. К. Рериха, М. Уолцера, В. А. Тишкова, Ю. А. Шрейдера и др.

Исследованию психологии толерантности посвящены работы А. Г. Асмолова, Б. З. Вульфова, С. А. Герасимова, Е. Ю. Клепцовой, Г. Олпорта, Г. У. Солдатовой и др.

С точки зрения А. Г Асмолова, толерантность – понятие много аспектное и может рассматриваться в психологии как с позицией личности, ее установок, ценностей, так и с точки зрения воспитания, развития. Толерантность – это с одной стороны, цель и результат воспитания, сопровождающийся формированием определенных социальных установок, а с другой ценность и качество личности, проявляющиеся в поведении и поступках [2, с. 35–39].

Анализ различных подходов (Т. И. Алиевой, А. Г. Арушановой, В. И. Ашикова, Р. С. Буре, А. В. Запорожца, С. А. Козловой, Л. А. Парамоновой, Л. П. Стрелковой, Э. К. Сусловой, Р. М. Чумичевой и др.) позволяет нам сформулировать следующее определение. Толерантность старшего дошкольника – есть интегративное качество личности, формирующееся на основе познания многообразия мира, этнокультурной осведомленности и понимания ребенком общности разных культур, определяющее его желание и умения устанавливать социальные контакты с другими детьми и взрослыми, независимо от их пола, этнической принадлежности, физических особенностей, на основе терпимого, уважительного отношения и готовности к взаимодействию и сотрудничеству.

Основными критериями проявлений толерантности в старшем дошкольном возрасте являются коммуникативный и эмоционально-оценочный. Каждый из критериев раскрываются в ряде показателей.

Коммуникативный критерий включает следующие показатели:

– общительность, проявляющуюся в открытости, естественности и легкости в установлении непосредственных межличностных контактов со сверстниками и взрослыми;

– умение выстраивать отношения со сверстниками на основе понимания их чувств и желаний;

– миролюбие, проявляющееся в стремлении к достижению согласия, в стремлении разрешать конфликты без использования принуждения и насилия.

Эмоционально-оценочный критерий включает показатели:

– эмпатийность как способность к сопереживанию, сочувствию и содействию;

– доброжелательность как дружеское расположение к другим людям, настрой на позитивные взаимоотношения;

– позитивное отношение к представителям других рас и национальностей, проявляющееся в интересе, желании познакомиться и подружиться с ними;

– активно-гуманистическое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, проявляющееся в сопереживании и стремлении оказать посильную помощь.

Возможность формирования начал толерантности в старшем дошкольном возрасте обусловлена рядом психолого-педагогических предпосылок, отражающих характерные особенности этого возраста.

Формирование когнитивного компонента обусловлено особой открытостью, высокой восприимчивостью ребенка старшего дошкольного возраста к социальным воздействиям и взаимодействиям, в том числе познавательного характера.

В основе формирования эмоционального компонента лежат способности старших дошкольников к идентификации, эмпатии и рефлексии, к эмоциональному предвосхищению, а также к интенсивному развитию социальных эмоций и нравственных чувств в этом возрасте.

Становление поведенческого компонента обеспечивается развитием у старших дошкольников произвольности поведения, способности понимать и учитывать чужую точку зрения, а также интенсивным развитием различных форм общения со сверстниками и взрослыми.

Эффективность процесса воспитания толерантности у старших дошкольников обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:

– готовностью педагогов дошкольных образовательных учреждений к работе по воспитанию толерантности на основе личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста;

– включением ребенка в творческую деятельность по созданию и трансформации специальной развивающей предметно-пространственной среды;

– комплексностью и вариативностью используемых педагогических средств воспитания толерантности : художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства; педагогических ситуаций; проектной, театрализованной, игровой, коллективной изобразительной деятельности; общения [3, с. 15].

Формирование основ толерантности у детей дошкольного возраста, несмотря на изучение данного вопроса многими известными педагогами и учёными, имеет ряд проблем и противоречий. Социальный заказ современного общества ориентирован на свободную самостоятельную личность, которая умеет строить отношения с другими людьми, уважает их права и свободы. Однако, структурированных и апробированных программ и методик по воспитанию толерантности в дошкольном возрасте немного. Возможности дошкольного детства хорошо изучены в плане развития познавательных и творческих способностей ребёнка, но вместе с тем недостаточно используется потенциал совместной культурно-досуговой деятельности, которая могла бы стать одной из форм работы по воспитанию толерантной личности. Не удовлетворена потребность семьи в доступных технологиях и методиках воспитания детей с ориентировкой на семейные ценности и национальные традиции.

Таким образом, детский сад, являясь первой ступенью становления межличностных отношений, может и должен уделять особое внимание проблеме толерантности, так как именно в детском возрасте закладываются основы поведения человека в обществе. Но для этого необходимо проводить систематическую работу со всеми участниками педагогического процесса, создавать развивающую и обучающую среду в группах, повышать уровень самосознания и проявления толерантности у воспитателей, специалистов ДОУ, родителей воспитанников.

Список использованных источников

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. – М. : Аспект пресс, 2002. – 251 с.

2. Асмолов, А. Г. Толерантность : различные парадигмы анализа / А. Г. Асмолов // Толерантность в общественном сознании России. – М., 1998. – 135 с.

3. Иванова, Н. М. Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста : автореф. на соискание ученой степени канд. пед. наук…/ Н. М. Иванова. – Елец, 2012. – 23 с.

Публикации по теме:

Консультация «Толерантность» Окружающий нас мир многолик и разнообразен. Мы живем в период сложных социальных перемен, когда становление подрастающего человека протекает.

Исследовательский проект дошкольника «Что такое ухват?» для старшего дошкольного возрастаИсследовательский проект дошкольника «Что такое ухват?» для старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию одну из форм работы с дошкольниками - исследовательский проект. Продолжая работу с детьми.

Как знакомить старшего дошкольника с водой и её свойствами… Одна из задача Доу направлена на целенаправленную социализацию личности ребёнка, обучение его нормам поведения, развитию общих представлений.

Консультация для родителей «Наказывать или поощрять старшего дошкольника?» Консультация для родителей «Наказывать или поощрять старшего дошкольника?» Выполнила: Евдокимова Ирина Николаевна, Воспитатель МБДОУ детский.

Познавательная активность старшего дошкольника «Познавательная активность старшего дошкольника».Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования Детская экспериментальная.

Применение интерактивной папки — лэпбука в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с понятием «толерантность»Применение интерактивной папки — лэпбука в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с понятием «толерантность» Добрый день! Я рада приветствовать вас! Сегодня я свами хочу поделится опытом по применению интерактивной папки - лэпбук в ознакомлении.

Проект в подготовительной группе «Толерантность — дорога к миру»Проект в подготовительной группе «Толерантность — дорога к миру» Краткосрочный проект по формированию толерантности у детей подготовительной «Толерантность — дорога к миру». Подготовили: Миронова Е. И. ,.

Фотоотчет о психологическом часе «Толерантность — путь к миру!»Фотоотчет о психологическом часе «Толерантность — путь к миру!» 16 ноября 2018г. в ГБУСОН РО "СП г. Таганрога" прошел психологический час с элементами тренинга «Толерантность-путь к миру». Целью которого.

Родительское собрание «Толерантность в развитии конфликтов» в подготовительной группе Время проведения: на усмотрение воспитателя. Форма проведения: игра – тренинг. Продолжительность: 1 – 1,5 часа. Цель: ознакомить родителей.

Консультация «Толерантность в разрешение конфликтов» Толерантность в разрешение конфликтов. «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, и плавать под водой, как рыбы, нам не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Толерантность старшего дошкольника
Опубликовано: 23 апреля 2019 в 11:01
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД