Папки-передвижки

Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром

татьяна волобуева
Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром

Актуальность. В современных социально-экономических условиях возрастает актуальность изменения социального заказа общества на подготовку творческих, думающих и трудолюбивых кадров. В последнее время серьёзное внимание уделяется проблеме формирования трудовых навыков у детей как одному из средств не только их социализации, но и приобщения их к человеческой культуре.

Публикация «Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром» размещена в разделах

Несмотря на то, что в труде человек формируется физически и нравственно, продолжительное время уважительное отношение к этому виду человеческой деятельности размывалось и даже утрачивалось. Однако, учитывая, чтотруд имеет немаловажное значение для формирования личности ребенка, образовательные учреждения различных уровней считают развитие трудовых навыков у подрастающего поколения достаточно современной и актуальной проблемой.

Специалисты обращают внимание на тот факт, что трудовое воспитание ребенка необходимо начинать в период, когда он впервые самостоятельно начинает проявлять свои личностные качества. Педагогическая практика показывает, что привлечение ребенка дошкольного возраста к труду является одним из узловых условий всестороннего развития у него таких качеств, как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, исполнительность, бережливость и другие. Данные качества, по мнению Л. В. Руссковой,необходимо воспитывать у ребенка с дошкольного детства.

Сейчас, согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в детских учреждениях успешно реализуются программы по пяти образовательным областям, где социально-коммуникативное, познавательное и физическое развитие детей является основополагающим. Реализация данных программ

невозможна без социального познания ребёнком окружающего мира, самого социума и определения в них своего собственного места.

Исследуемая нами проблема серьёзно разрабатывается философами, психологами и педагогами. Начиная с трудов классиков (П. П. Блонский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий и др., теоретическое обоснование трудового воспитания с выходом на практические рекомендации дано в работах П. Р. Атутова, А. А. Ахматова, С. Я. Батышева, К. Н. Катханова, В. А. Полякова и других. Немаловажное значение для нашей работы имеют исследования о развитии трудовых навыков у детей в процессе познания окружающего мира учёных В. И. Глотова, Л. В. Загик,С. М. Котлярова, Г. Н. Лескова, Т. А. Марковой, Я. З. Неверович, Е. И. Радина, Д. В. Сергеева и других.

В процессе ознакомления с окружающим миром и трудом взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании.

Как показывает практика, овладение навыками трудовой деятельности является одним из основных условий воспитания у детей желания и умения работать. Как бы ребенок не был заинтересован целью труда - не обладая трудовыми навыками, он никогда не достигнет желаемого результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, включаться в работу по собственному желанию, успешно её завершать, правильно определять свою позицию в окружающем мире.

Объект исследования – трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - процесс формирования трудовых навыков у дошкольников через познание окружающего мира.

Вышеизложенное обусловило цель нашей работы, которая заключается в разрешении проблемы: каковы приёмы формирования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с

окружающим миром?

Задачи:

1. Рассмотреть проблему формирования трудовых навыков у детей через познание окружающего мира в психолого-педагогической литературе.

2. Описать приёмы работы по формированию трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.

3. На основе анализа уровня развития и содержания трудовых навыков смоделировать рекомендации по их формированию у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.

Гипотеза исследования: формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если будут созданы педагогические условия для ознакомления их с окружающей средой на основе применения разнообразных приёмов и методов.

В работе использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; наблюдение педагогического процесса в старших группах дошкольного учреждения; диагностика; педагогическое моделирование рекомендаций по проблеме исследования.

Методологической базой исследования являются общефилософские принципы системности, всесторонности и объективности. За основу взяты идеи теории деятельности, положения о социальной и творческой сущности личности, о взаимодействии личности и окружающего мира; теория формирования личности в процессе познания окружающего мира.

Существенными положениями в работе являются выводы о воспитательном значении труда в природе как средстве социального, физического и нравственного развития личности ребёнка Я. А. Коменского, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинского и других.

Публикации по теме:

«Формирование навыков пересказа по серии сюжетных картин у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» В развитии речи детей большое внимание уделяется формированию правильного, полноценного эмоционального отображения художественного произведения.

Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок. А. Н. Толстой.

Формирование личности ребенка раннего возраста в процессе ознакомления с малыми фольклорными жанрами Знакомство с фольклором происходит у маленького ребёнка с самого раннего детства. С первых месяцев жизни младенец слышит ласковый голос.

Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения ПДД Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе их обучения ПДД. Актуальность данной темы объясняется.

Формирование трудовых навыков у детей дошкольного возраста, через организацию среды для разнообразной трудовой деятельности Вопросы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование.

План по самообразованию «Развитие трудовых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста» План по самообразованию воспитателя ДОУ 2012 – 2013 учебный год Воспитатель: Булыгина Олеся Валерьевна Тема: «Развитие трудовых умений.

Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с мордовскими народными сказками Речь – важное средство самовыражения ребенка. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС. Дошкольный возраст.

Технологии социализации детей в процессе ознакомления с миром взрослых Когда профессиональные педагоги или родители осуществляют свои воспитательные функции, решают очередные конкретные педагогические проблемы,.

Воспитание познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с объектами неживой природы Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром
Опубликовано: 3 апреля 2019 в 10:10
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД