Формирование творческой активности и инициативы у детей 2–3 лет в конструктивно-модельной деятельности

Дарья Ковалева
Формирование творческой активности и инициативы у детей 2–3 лет в конструктивно-модельной деятельности

Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Конструирование как один из видов детской деятельности способствует формированию самостоятельности и инициативности. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно ее творческой составляющей. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивным видам деятельности, содержательному общению; он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.

Методические приемы, которые я использую в своей работе с воспитанниками условно делятся на 2 группы: основные, которые можно увидеть на слайде. И приемы, способствующие развитию творческой активности и инициативы у детей 2-3 лет: это проблемные ситуации, сюрпризные моменты, проблемные вопросы, игровые ситуации- мотивации, «Неправильные ситуации». И именно с помощью этих приемов я в образовательной деятельности, совместной деятельности в ходе режимных моментов и самостоятельной детской деятельности активизирую у детей стремление создавать в конструктивно- модельной деятельности образы, которые бы вызвали у них интерес, положительные эмоции побуждали бы к творческой деятельности.

В процессе конструктивно- модельной деятельности я побуждаю детей обращать внимание на эстетические выразительные и разнообразные сенсорные признаки предметов: цвет, форму, размер; эмоционально откликаться на некоторые средства выразительности: яркость и нарядность цвета, выразительность форм, размера. С помощью красочного описания, вопросов к детям, развиваю у них умение внимательно рассматривать элементарные схемы и постройки, создаю ситуации совместного обыгрывания постройки.

Образовательная работы построена исходя из 2 основных направлений: 1- это обогащение развивающей предметно - пространственной среды группы; 2 - образовательная работа с воспитанниками, которая включает в себя образовательную деятельность с детьми, совместную деятельность с детьми в режимных моментах, самостоятельную детскую деятельность. РППС по конструктивно- модельной деятельности представлена: конструкторами «Лего» (крупные элементы, деревянными наборами «Строитель», строительными пластмассовыми наборами из геометрических фигур. Разнообразие строительного материала развивает творческую активность детей. Также в работе я использую наборы мелких соразмерных игрушек для обыгрывания построек и создания сюжета: наборы животных, матрешек, мелких машин и кукол, детской посуды и пр.

Основной формой взаимодействия с детьми по решению задач конструктивно- модельной деятельности является образовательная деятельность, в которой я применяю основные приемы работы: показ, анализ образца, объяснение последовательности и способов создания постройки, художественное слово. Постановка мною проблемных вопросов позволяет детям находить самостоятельные решения, пусть даже самые очевидные и примитивные.

Например, в образовательной деятельности «Широкая и узкая дорожка для машины» я поставила перед детьми проблемный вопрос: «Ребята, как вы думаете, какую дорожку нужно построить для маленькой машины? А большая машина сможет по ней проехать? Какую дорожку нужно построить для большой, чтобы она смогла по ней проехать?», и одновременно, побуждаю детей соотносить размер машины и дорожки, необходимой для нее.

Прием обыгрывания созданной постройки способствует повышению интереса малышей к конструированию и помогает им включить полученные умения в самостоятельную деятельность, игру.

В образовательной деятельности «Забор для утят» я использовала прием сюрпризный момент, который привлек внимание детей и заинтересовал их: я спрятала утку под салфеткой. Уточка крякала и я просила детей угадать, кто там прячется. Дети угадывали, после чего рассматривали уточку. Уточка рассказала, что отправилась искать утят, они потерялись, потому что у них нет заборчика. Уточка попросила детей построить заборчик, чтобы утята больше не терялись. В конце уточка с утятами подарили ребятам картинки с изображением утят.

В образовательной деятельности «Стульчик для матрешки» я создала проблемную ситуацию: матрешка позвала к себе гостей, но у нее не хватит стульчиков для всех матрешек. Я спросила у ребят: «Как же мы можем помочь матрешке? Ей нужны стульчики. Из чего мы можем сделать стульчики?» Для развития творческой активности и инициативы у детей я предлагаю им самим строительный материал, из которого можно сделать удобные стульчики для матрешек. Если малыш допускает ошибку, например, для большой матрешки нужен большой стульчик, а он выбирает маленький конструктор, матрешка падает со стульчика, то мы приходим к выводу, что на стульчике из более крупного материала ей будет удобнее.

Перед началом работы мы с детьми рассмотрели образец. Я задавала им вопросы во время рассматривания с целью выделения особенностей постройки в определенной последовательности.

В процессе конструирования по образцу я показываю детям способ выполнения работы, когда они не имеют достаточного опыта конструирования или впервые сооружают постройку. Я выполняю все действия по изготовлению конструкции, сопровождая их словами.

В процессе совместной деятельности в режимных моментах я часто использую прием «Неправильные ситуации», который стимулирует детей раннего возраста к самостоятельному принятию правильного ответа. Например, мы строим ворота для прокатывания мячей. Я предложила «Давайте, попробуем прокатить через маленькие воротца большой мяч». Некоторые ребята пробуют, не уловив неправильность ситуации, и у них ломается постройка, а некоторые сразу говорят, что это не выполнимо, соотнося размер постройки и обыгрываемый предмет. Также «Давайте построим маленькую кроватку и положим на нее большую куклу». Ребята «исправляют» мою «неправильную ситуацию». Строим кроватку для куклы, также соотнося размер кроватки и куклы.

Полученные на образовательной деятельности умения и представления малыши переносят в самостоятельную деятельность. Принимая непосредственное участие в играх детей, я напоминаю им, что они строили ранее, как играли с постройками и игрушками, предлагаю повторить или изменить постройку. В игре малыши одну и ту же постройку совершенствуют, перестраивают, дополняют различными деталями. При обыгрывании постройки я подсказываю возможные действия или показываю, как это сделать, например, построили мостик и машина переехала на другой берег реки. Или, построив домик, спрашиваю у детей, кто мог бы жить в этом домике. Дети, по собственной инициативе приносят разнообразные игрушки, которые будут жить в домике. Работая над постройкой, обыгрывая ее, я побуждаю детей к общению друг с другом, что очень важно для дальнейшего развития ребенка и его эмоционального благополучия детском коллективе.

Публикации по теме:

Развитие интереса и научно-технического творчества детей посредством конструктивно-модельной деятельности Слайд 2 Цель: развитие способности познания окружающего мира через практическую, конструктивную деятельность; развитие конструкторских и.

Конспект конструктивно-модельной деятельности «Космический корабль» в подготовительной группе КОНСПЕКТ конструктивно-модельной деятельности по теме: «Космический корабль» в подготовительной группе Воспитатели : Росолько Наталья.

Конспект занятия по конструктивно-модельной деятельности для детей 6–7 лет «Умка в гостях у ребят» с использованием ИКТ Програмное содержание: расширять, систематизировать, закреплять, конкретизировать представления детей о животных холодных стран, их повадках,.

Конспект по конструктивно-модельной деятельности на тему «Волшебный костёр» Художественно – эстетическое развитие (конструктивно-модельная деятельность) Цель: формирование умений конструктивной деятельности, способности.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Народные промыслы
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Формирование творческой активности и инициативы у детей 2–3 лет в конструктивно-модельной деятельности
Опубликовано: 16 августа 2017 в 20:18
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Дружат дети большой страны». Фотоотчет.
Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь. Событие было...
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...