Лучший педагог года

Формирование экологических представлений у детей старшего возраста

Надежда Шуряева
Формирование экологических представлений у детей старшего возраста

«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатст-вом явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разу-ма»

В. А. Сухомлинский

Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» — это формирование духовно-нравственной личности. Духовно-нравственное воспитание детей многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Публикация «Формирование экологических представлений у детей старшего возраста» размещена в разделах

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания ос-новано на определённой системе базовых ценностей и должно обеспечивать ус-воение их воспитанниками.

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Экологическое образование дошкольников — непрерывный процесс образования, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

С 1 января 2014 г. вступил в силу ФГОС дошкольного образования, в котором появляется образовательная область «Познавательное развитие», которая предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокуль-турных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенности её природы, многообразии стран и народов мира.

Дошкольный возраст самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально - ценное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально - нравственного и действенного отношения к миру.

Опыт работы показал, что важно учить детей любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность, любознательность, доброе и бережное отношение к объектам природы. Приобщаю детей к богатому и разнообразному миру природы через их чувства, затрагивая сердце и душу ребёнка.

Формы и методы работы разнообразны: это циклы наблюдений за растениями и животными в центре природы и на участке, целевые прогулки, экскурсии, опытно-экспериментальная деятельность, игры (дидактические, настольно-печатные, инсценировки, сюжетно-ролевые, подвижные, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, литературных персонажей, труд, художественное творчество.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх. Удовлетворить детскую любозна-тельность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра (дидактическая, подвижная, строительная, музыкальная и т. д.). В своей работе с детьми использую экологические игры типа " Сад - огород ", " Кто прилетел на кормушку "; подвижные игры, например, " У медведя во бору ", " Гуси-лебеди"; строительные игры: «Строим мост через речку".

Активно использую в своей работе игровые обучающие ситуаций. В рамках игры дети получают новые знания, наблюдают за объектами природы, выполняют обследования и трудовые действия.

В разных жизненных ситуациях и в беседах, обсуждаю отдельные явления действительности, акцентирую внимание на взаимосвязь всего живого, на рациональное использование природных богатств, гуманное отношение к природе. Продуманная организация тематических бесед развивает у детей мышление, способность видеть и чувствовать, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира.

Большое значение в экологическом воспитании имеет окружающая среда. На территории детского сада провожу с детьми наблюдения за объектами живой и неживой природы, свои впечатления дети заносят в: дневники наблюдения, отмечают изменения в календаре природы. На участке дети знакомятся с названиями растений нашего региона, с особенностями их роста (сбор семян, цветение, форма листьев, применяют свои знания на практике. Наблюдения дополняются художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки. Затем все эти впечатления отражаются и закрепляются в рисовании, лепке, аппликации.

На прогулке организовываю экскурсии по экологической тропе детского сада. Экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте мира природы. Кроме того, хорошей традицией на прогулках стала забота о птицах, особенно зимой. Ухаживая за растениями и птицами, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним.

Провожу с детьми экологические развлечения : «Праздник цветов», «Птицы - наши друзья», «День земли» и т. д. Эти развлечения направлены на обогащение знаний о природе, воспитание у детей бережного, заботливого отношения к ней. Конкурсы, праздники («Осень», турниры («Знатоки природы», театрализованные представления своей яркостью, всплеском эмоций привлекают детей к решению тех или иных экологических проблем, выполнению определенных обязанностей по отношению к природе. Участвуя дети не только познают мир, но и раскрывают свои творческие способности.

В своей работе с детьми по экологическому воспитанию использую, прежде всего, постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за растениями, объектами и явлениями не живой природы в сочетании с играми, поисковыми действиями, чтением детских книг и с музыкальной деятельностью.

Провожу с детьми ежедневный уход за комнатными растениями нашего уголка природы. Постоянные обитатели уголка природы – комнатные растения. В процессе ухода дети овладевают несложными умениями: поддерживать растения в чистоте, правильно поливать его, обтирать кисточкой, черенковать, пересаживать. При отборе растений для уголка природы учитываю требования, предъявляемые СаНПин и основной общеобразовательной программой детского сада.

Совместно с детьми разрабатываем правила поведения в природе и обозначаем это тремя видами карточек (знаков) запрещающих, разрешающих (например, цветы рвать нельзя, их можно нюхать, любоваться ими, жуков собирать, топтать нельзя, но можно за ними наблюдать) и рекомендательных (нужно поливать цветы, вешать кормушки, кормить птиц).

В конце весны – начале лета высаживаем вместе с детьми посадки на ого-роде, расположенном на территории нашего детского сада: морковь, капусту, помидоры, лук, свеклу и др. В течение лета дети с удовольствием проводят наблюдения, ухаживаем за ними (поливают, рыхлят почву, рвут траву).

Ежегодно проводим различные экологические акции «Помоги дереву», «Посади ёлочку», «Трудно птицам в день морозный…» и др. Проводим рыхление почвы вокруг деревьев и кустов, чтобы им легче дышалось, готовим кустарники к зиме, подвязываем ветки. Вместе с родителями делаем кормушки. Конкурс семейного творчества «Птичья столовая» (на самую оригинальную кормушку) стал традиционным.

В группе находятся разные энциклопедии познавательного содержания («Энциклопедия животных», «Я познаю мир», «Насекомые» и др., художественная литература (произведения В. Бианки, Е. Чарушина, иллюстрированный материал по темам, для формирования представлений детей о растениях, животных, неживой природе, пищевых связях и т. д.

В результате работы по данному направлению наблюдается следующее: неравнодушное эмоционально- целостное отношение к природе, правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление, дети проявляют умение экспериментировать, анализировать и делать выводы, общаясь с природой отражают свои впечатления через различные виды деятельности, у детей приходит понимание бережного отношения к природе, основанное на ее нравственно – эстетическом и практическом значении для человека. Наблюдая за растениями и животными, работая в цветнике, дети стали замечать то, на что раньше не обращали внимание.

Кроме того, постоянное общение ребёнка с природой даёт заметный оздоровительный эффект, снимает психологическую напряжённость, помогает снять стрессы и агрессивность, настраивает на доброжелательное отношение. Важно вместе с ребёнком подходить к растениям и каждый раз удивляется, восхищаться их красотой.

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира расте-ний и животных, способствую активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие.

Публикации по теме:

Формирование представлений о правах человека у детей дошкольного возраста Материалы из опыта работы воспитателей логопедической группы №10 Беззуб Галины Викторовны и Зайцевой Татьяны Ивановны на тему : «Формирование.

Консультация «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста» Формирование здорового образа жизни у человека – одна из центральных проблем современности. В последние годы наблюдается тенденция увеличения.

Формирование представлений о семье у детей дошкольного возраста Для человека естественно любить. Это и любовь к родителям, к милой сердцу улочке, к родному городу и, конечно же, к России. Чувство Родины,.

Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста Формирование представлений о времени детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и занимательных упражнений. Дошкольный.

Формирование представлений об отечественных традициях и праздниках у детей старшего дошкольного возраста В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав.

Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Все что происходит в жизни, совершается во времени и в пространстве. Время есть отражение вечного развития природы, общества, человека.

Игра для обогащения экологических представлений «Путешествие в природу» для детей старшего дошкольного возраста Цели: познакомить детей с экологической пирамидой - цепочкой. Убедить в полезности всех видов животных и растений, взаимозависимости их.

Конспект НОД по формирование экологических представлений с помощью использования сказки «Путешествие в город чистоты» Цель: Формировать у детей осознанно – правильного отношения к растительному и животному миру и окружающей среде. Обучать детей беречь экологию.

НОД по формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Весна красна» Тема: «Весна Красна» Цель: Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе. Задачи: Образовательные: - Закрепить представления.

Развитие экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования подвижных и дидактических игр Автор - С. Ю. Гришатова воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детского сада №452 «Родничок» города Нижнего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологических представлений у детей старшего возраста
Опубликовано: 12 ноября 2015 в 14:52
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД