МААМ-картинки

Формирование экологической культуры дошкольников оставшихся без попечения родителей посредством игровых ситуаций

Елена Голингреин
Формирование экологической культуры дошкольников оставшихся без попечения родителей посредством игровых ситуаций

Содержание

Введение 3

1. Условия формирования экологической культуры детей дошкольного воззраста оставшихся без попечения родителей 4

2. Опыт применения игровых ситуаций как средства формирования экологической культуры с детьми дошкольного возраста оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома…10

Заключение…14

Литература …15

Приложения….17

ВВЕДЕНИЕ

Публикация «Формирование экологической культуры дошкольников оставшихся без попечения родителей посредством игровых ситуаций» размещена в разделах

На сегодняшний день острой мировой проблемой является загрязнение окружающей среды. И, несомненно, школа, считаясь одним из главных социальных институтов, должна прививать экологическое образование будущим поколениям. Задачами педагогов, кроме всего должно стать улучшение экологической грамотности учащихся, формирования у поколения гуманного отношения к природе и бережного использования ресурсов, которые она дает.

Формирование экологической культуры личности является одним из важнейших аспектов экологического образования и чем раньше ребенку прививается экологическая культура, тем ощутимее будут результаты. Таким образом, дошкольное детство является главным этапом в развитии у ребенка важных экологических знаний и навыков.

В контексте воспитания экологической культуры важным является осмысление необходимых для ее развития условий, что обусловливает цель работы – рассмотреть основные условия развития экологической культуры с дошкольниками средствами игровых ситуаций.

Задачи:

1. Раскрыть условия формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста оставшихся без попечения родителей.

2. Рассмотреть практический опыт формирования экологической культуры дошкольников оставшихся без попечения родителей средствами игровых ситуаций.

Объект исследования – экологическая культура дошкольников.

Предмет – процесс формирования экологической культуры дошкольников средствами игровых ситуаций.

Методы исследования: анализ литературы, обобщение передового опыта индукция, классификация, дедукция, синтез.

1. Условия формирования экологической культуры детей

дошкольного возраста оставшихся без попечения родителей

Дошкольный возраст — наилучший период в формировании экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоциональное и ценностное отношение ко всему, что окружает ребенка. Начинают формироваться основы нравственных и экологических направлений личности, которые проявляются в поведении ребенка в природе, а также во взаимодействиях его с природой.

Человек — часть природы: он не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир, не может жить вне ее. Мы сможем лучше понять тайны природы, только научившись жить в полном согласии с ней и сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на Земле.

Осознанное правильное отношение к объектам природы формируется в дошкольном возрасте. Правильное понимание выстраивается на знании особенностей жизни животных, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразных видах деятельности экологической направленности.

С дошкольного возраста, когда развиваются основные приемы познания окружающей действительности, формируется ценностное отношение к природе начинают работу по формированию экологической культуры.

Проблема экологического образования в наши дни заботит многих — ученых, педагогов, общественность. Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных исследованиях, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, так же там указывается на необходимость воспитывать у дошкольников рациональное и осознанно правильное отношение к природе, которое включает в себя не только экологические знания, но и разнообразную деятельность с применением этих знаний.

Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем, в целом формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста.

Экологическая культура является неотъемлемой частью общей культуры человека, и включает в себя не только разные виды деятельности, но и экологическое сознание человека, которое складывается в результате данной деятельности.

Под формирование основ экологической культуры понимают становление умения созидательно взаимодействовать с природой, а также осознанного и правильного отношения к ней, людям, которые ее охраняют, созидают и создают на ее основе духовные и материальные ценности.

Пока дети знакомятся с окружающей средой, они приобретают все необходимые основы экологической культуры, у детей появляются конкретные знания о разнообразных явлениях живой и неживой природы.

Дошкольник обучается понимать определенные особенности времен года, находить и понимать простые взаимосвязи и зависимости между явлениями и предметами, а также приобретает систематические представления о том, как живут растения и живые существа. По мере того, как ребенок растет задачи формирования экологической культуры будут постепенно расширяться и усложняться.

Дошкольный возраст – это самое первое звено системы непрерывного экологического образования, в связи с чем формирование основ экологической культуры приобретает отдельное значение. Целью экологического образования дошкольников является формирование их экологической культуры, которая включает в себя знания о природных явлениях, о том, как ее сохранять, с чем она взаимосвязана, какова деятельность по улучшению и сохранению природной среды, какими должны быть навыки правильного экологически культурного поведения, а также какова мотивация к соблюдению поведенческих правил и норм в природе.

Основными компонентами экологической культуры дошкольников являются следующие :

- знания об объектах природы и том, как их охранять и защищать

- интерес к природе и тому, как ее охранять.

- эстетические и нравственные чувства, относящиеся к природе

- мотивы, которые определяют поведение и деятельность личности в рамках взаимодействия с природой.

С. Н. Николаева полагает, что под формированием основ экологической культуры дошкольников подразумевется, в первую очередь, становление осознанного и правильного отношения к природе. Воспитанием данной культуры необходимо заниматься как можно раньше, чтобы получить ощутимые результаты.

Педагогическими условиями для формирования основ экологической культуры дошкольников называют целенаправленно созданную обстановку, в которой совокупность психологических и педагогических факторов представлены в тесной взаимосвязи.

Исследователи выделяют три важнейших педагогических условия формирования и развития экологической культуры в дошкольном возрасте :

- создание развивающей предметно-пространственной экологической среды в группе.

- включение ребенка в деятельность по охране и защите окружающей среды

- включение всех специалистов в процесс развития и формирования экологической культуры дошкольников.

Среда является одним из важнейших условий формирования и развития личности по мнению многих важных педагогов. Процесс экологического образования должен происходить в интерьере, в который органично включен природный мир, благодаря чему удается создать особое настроение у детей, чтобы они чувствовали себя ближе к природе, а слова воспитателя имели определенный вес. И. Е. Тихеева говорила о том, что в каждом детском саду должен быть сад или двор, где дети могут совместно с воспитателями выращивать цветы и овощи. Формирование экологически развивающей среды включает в себя насыщение ее природными объектами для того, чтобы обеспечить регулярное воздействие на дошкольников всеми факторами. Она предназначена для того, чтобы предоставить дошкольникам возможность вступить в контакт с природой и получить от нее «ответ». Это говорит о том, что экологическая развивающая среда является важнейшим условием формирования экологической культуры личности дошкольника как в рамках организованной воспитателем, так и самостоятельной деятельности дошкольника. Таким образом, экологически развивающая среда – это понятие, которое включает в себя специальное место в детском саду, где все объекты природы сгруппированы таким образом, чтобы их можно было использовать для экологического воспитания детей. Она создает такие условия, как:

- развитие экологически правильного поведения при взаимодействии с природой

- условие для ознакомления и общения с ближайшими объектами природы

- условия для развития экологической культуры дошкольников.

Благодрая экологической развивающей среде ребенок получает познавательное, эколого-эстетическое развитие, оздоравливается, у него формируются нравственные качества, экологически грамотное поведение, а также экологизируются разные виды его деятельности.

В экологическую среду в группе детского дома включаются некоторые отдельные животные и растения, которые постоянно проживают в детском доме и находятся под опекой воспитателей и детей. Особенное значение здесь имеет то, что воспитатели должны знать все особенности объектов природы, которые находятся в рамках учреждения – их потребности, условия для развития и т. д.

Процесс формирования экологической культуры в рамках взаимодействия с развивающей средой может включать в себя следующие компоненты: групповой уголок природы, комнату природы, экологический музей, озеленение пространства.

Следующим условием формирования экологической культуры дошкольников является включение их в природоохранную деятельность, которая включает в себя не только уход за обитателями живого уголка, но и природоохранные акции.

Важное значение имеет и труд дошкольников в природе, благодаря чему у них формируется бережное отношение к природе и желание что-то сделать для того, чтобы ее сохранить. Благодаря труду детей расширяется их кругозор, а также осуществляются задачи сенсерного воспитания, развивается наблюдательность, интерес к природе и ее явлениям и объектам, необходимые знания и умения касательно практики ухода за растениями.

И последнее главное условие формирования экологической культуры – это совместная деятельность взрослого и ребенка. Зачастую от того, насколько экологически грамотны родители будет зависеть отношение ребенка к экологической культуре. Таким образом, одна из задач по формированию экологической культуры – это просвещение родителей касательно вопросов экологического воспитания и образования. К формам работы с родителями могут относиться педагогические кружки, уголки для родителей, вечера вопросов и ответов, родительские собрания, выставки работ детей, консультации, беседы и т. д. Также работа может осуществляться следующим образом: создание таких проблемных ситуаций, решение которых дети ищут совместно с родителями посредством проведения несложных опытов или чтения литературы о природе.

2. Опыт применения игровых ситуаций как средства формирования экологической культуры с детьми дошкольного возраста оставшимися без попечения родителей в условиях детского дома

Работа по формированию экологической культуры опиралась на наблюдения в природе в теплый и холодный период. Особое внимание было уделено теплому периоду, когда дети много времени проводили на воздухе. Для нас было важным закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме.

Подготовка к проведению наблюдений и экспериментов в процессе игры начиналась с определения текущих дидактических задач. Затем выбирали объект, с которым знакомились заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваивали технику экспериментирования. Во время игры, предлагая детям поставить опыт, мы сообщали им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определяли, что им нужно сделать давали время на обдумывание, и затем привлекали детей к обсуждению. (Приложение 1)

В процессе работы мы поощряли детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход игры-эксперимента и экспериментальные действия. В то же время мы не выпускали из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Зачастую эксперименты в игровой деятельности проводились экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. Подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование педагога по всем разделам биологии, географии, земледелия.

Помимо запланированных и случайных экспериментов, проводили игры-эксперименты, которые организуются как ответ на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, мы не отвечали на него, а советовали ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение, например, спрашивая у детей, почему на нашем участке не растет трава, мы можем получить логическую цепочку, которую построят сами дети.

Мы провели следующие игры-эксперименты экологического характера;

«Путешествие в подводное царство»;

«Путешествие на Луну»;

«Гомеопатическая аптека»;

«Зоологический магазин»;

«Зоопарк» и т. д.

В работе с детьми мы использовали разные формы : группой, подгрупповой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека.

Мы организовали работу с детьми так, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых мероприятиях, а полноправными их участниками. Таким образом, мы обеспечивали личностно-ориентированное взаимодействие с детьми (вместе, на равных, как партнеров).

Совместную деятельность вне занятий с детьми старшего возраста организовывали 1 раз в неделю по 15-20 минут.

Работа проводилась с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

Мы называем проект в игре - методом “Пять П”

Проблема – Проектирование – поиск информации – продукт – презентация.

Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольной группы детского дома (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).

По ходу игровой деятельности подавать детям новые идеи и прорабатывать их, создавая новые сюжеты. Сюжеты создаются из возникающих проблем, интересов детей, созвучных времени года, событиям, праздникам в детском саду, городе, стране…

Возрастные особенности дошкольников не позволяют ставить перед ними отдалённые задачи и требовать от них охватить одновременно несколько направлений деятельности. В связи с этим, в основном, в практике используются краткосрочные проекты, рассчитанные на неделю, месяц. Однако разрабатываются и длительные проекты на полгода и год. В этом случае педагог постоянно возвращается к его сюжетам эпизодически в связи с каким-то событием, праздником или мероприятием по другому проекту, а также в связи с сезонными явлениями.

В рамках экологического проекта в зависимости от его тематики, проводились с детьми интересные и увлекательные виды деятельности. Для достижения наибольшего эффекта нами было создано так называемоме «экологическое пространство». На стене групповой комнаты или в раздевалке мы повесили плакаты экологического содержания (выполненные детьми). На территории детского дома и в ближайшем сквере, была организована экологическая тропа

Также совместная деятельность с детьми осуществлялась и в детской лаборатории 1 раз в неделю по 25-30 мин. Для привлечения внимания детей использовали различные стимулы:

- новизна, необычность объекта, тайна, сюрприз;

- мотив помощи;

- познавательный мотив;

- ситуация выбора.

В конце нашей деятельности были организованы итоговые праздники для всех участников данного проекта под названием «Встреча друзей». Ведущим был хозяин экологической тропинки или другие герои: Мойдодыр, доктор Айболит, Знайка, Незнайка и др.

1. Детьми были вскрыты копилки Добрых дел – названы самые важные дела, которые сделали дети.

2. Дети рассказали, с кем из обитателей экологической тропинки они познакомились и подружились? Кому и чем помогли? А кому ещё нужна помощь?

3. Дети рассказали, нашли ли они себе помощников в своих делах и кого: воспитателей, жителей микрорайона.

4. Затем ведущий спрашивал у детей, что нового они узнали?

Дети рассказывали о сделанных делах в сценках, частушках, танцах. Каждый командир докладывал Хозяину тропинки, сколько добрых дел сделало его звено.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в заключение, необходимо сделать следующие выводы:

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Критериями сформированности основ экологической культуры являются следующие :

понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;

освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;

проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

Выделяют следующие условия формирования и развития экологической культуры личности дошкольника :

- создание экологической развивающей предметно-пространственной среды.

- создание условий для природоохранной деятельности детей в группе дошкольного возраста.

Литература

1. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. – 2005. – №7. – С. 3–9.

2. Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду/ М. М. Марковская – М. : Просвещение, 2009. – 165 с.

3. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей/ Николаева С. Н. – М. : Академия, 2002. – 336 с.

4. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду [Текст] / Н. А. Рыжова — М. : Изд. Дом «Карапуз», 2012.

5. Федорова, Т. А. Воспитание у детей дошкольного возраста культуры взаимодействия с природой. / Т. А. Федорова. – М: Феникс, 2005. – 167 с.

6. Алябьева, Е. А. Природа [Текст] : сказки и игры для детей /Е. А. Алябьева. - Москва: Сфера, 2012. - 126 с. - (Детям о самом важном).

7. Колпакова, О. В. Занимательное природоведение для малышей [Текст] /О. В. Колпакова; худ. Ю. Абрамова. - Москва: Белый город: Воскресный день, 2013. - 144 с. : цв. ил. - (Моя первая книга).

8. Колпакова, О. В. Занимательное природоведение для малышей [Текст] /О. В. Колпакова; худ. Ю. Абрамова. - Москва: Белый город: Воскресный день, 2013. - 144 с. : цв. ил. - (Моя первая книга).

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Конспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольниковКонспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольников Цель: формирование экологической культуры старших дошкольников. Задачи: Образовательные задачи: расширять представления детей о растениях.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей СОДЕРЖАНИЕ: ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Развитие речи дошкольников в ходе игровых обучающих ситуаций в ДОУ Воспитатель: Прилепко Е. А. Тема слайд-1 Развитие речи дошкольников в ходе игровых обучающих ситуаций в ДОУ Родной язык играет большую.

«Уроки вежливости». Цикл игровых ситуаций для дошкольников Урок первыйВ гости к детям пришла фея вежливости (это воспитатель). С помощью феи выяснили, кого называют вежливым, вспомнили такие слова.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры дошкольников оставшихся без попечения родителей посредством игровых ситуаций
Опубликовано: 13 апреля 2023 в 14:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД