Лучший педагог года

Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Анна Цареградская
Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

СОДЕРЖАНИЕ:

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

1.2. Цель и задачи программы

1.3. Описание структуры программы

1.4. Модель программы воспитания и социализации

1.5. Планируемые результаты освоения Программы

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Публикация «Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» размещена в разделах

2.1. Взаимодействие с социальными институтами

2.2. Мероприятия, направленные на реализацию программы

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Кадровое обеспечение

3.2. Методическое обеспечение программы

3.3. Материально-технические ресурсы

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название Программы : Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, воспитывающихся в условиях детского дома.

Нормативно-правовое обеспечение:

-Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

-Федеральный государственный образовательный для детей с ОВЗ.

Цель: Создание условий для развития и воспитания гармонично развитой личности в условиях детского дома, умеющей благополучно адаптироваться к самостоятельной жизни социуму).

Задачи: - повышать уровень учебной мотивации;

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду;

- формирование навыков и умений потребительской культуры;

- формирование у ребенка ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни, образ активного, здорового человека;

- формирование ценностных отношений к окружающему миру, через знакомство и познание его;

- воспитание положительного и уважительного отношения к истории своей семьи, своего города, своей страны;

- формировать у ребенка ценностно-смысловую жизненную позицию к социуму.

Разделы программы :

1. Целевой раздел

2. Содержательный раздел

3. Организационный раздел

Формы работы: Индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Участники программы : Воспитанники детского дома (с 6 лет до 18лет)

Администрация и педагоги детского дома

Социальные партнеры

Предполагаемый результат:

- Эффективность системной работы можно отследить с помощью педагогического мониторинга, и системы создания детского личного портфолио, в состав которого входят три блока.

Система контроля

- Административный и педагогический мониторинг

-Анализ результатов деятельности по реализации программы ( использование диагностических средств: педнаблюдение, тестирование, анализ и самоанализ).

1.1. Пояснительная записка

Воспитательный процесс детского дома значительно отличается от воспитательного процесса в других образовательных учреждениях. И все мы знаем, что дети, которые поступают к нам, имеют множество различных проблем (проблем здоровья, поведения, и т. д.).

По мнению большинства психологов и педагогов, каждый ребенок имеет свой социальный опыт, проходит свою социализацию, свое познание мира, той окружающей действительности, в которой он и живет.

Любой ребенок поступающий в детский дом имеет асоциальный опыт – опыт того окружения, где он раньше жил. Это семья ребенка, его окружение, в которой не было ценности учения, труда, здоровья. Ребенок жил в семье, в которой можно было просто гулять, бродить по улицам, ни чего не делать; жил в той семье, где все это было нормой.

И вот ребенок приходит в детский дом, и тут начинается ломка старых стереотипов и правил и быстро (я хотела бы подчеркнуть слово «быстрое») навязывание новых правильных социальных правил и норм, стереотипов, к которым ребенок не готов, он не понимает, почему надо делать, так как говорит и показывает педагог, а не так как делает это он, как делала его семья, его окружение. Он не понимает для чего ходить в школу; учить уроки; для чего соблюдать режим дня и для чего надо выполнять те или иные правила поведения в социуме.

Что делать педагогу в данной ситуации? Как построить свою воспитательную систему так, чтобы научить ребенка учиться, трудиться, как привить ему основные базовые ценности:

Социальная солидарность.

• Гражданственность.

• Семья.

• Труд и творчество.

• Наука.

• Традиционные российские религии.

• Искусство и литература.

• Природа.

• Человечество.

• Патриотизм.

Исходя из этого главной и важной задачей рабочей программы для детского дома – это подготовка детей к самостоятельной жизни в условиях детского дома, подготовить ребенка к благополучному и самостоятельному вхождению в социум.

Данная программа разработана на основе нормативно-правовой базы:

Постановлении Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральном законе от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (ред. от 14.07.2008,Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Федеральный государственный образовательный для детей с ОВЗ.

Содержание программы учитывает специфику работы учреждения в соответствии с его Уставом. Учреждение в воспитании и образовании детей обеспечивает комплексный подход, включающий оказание педагогической, психологической, медицинской и социальной помощи детям и подросткам, а также субъектам образовательного процесса: выпускникам, педагогическим кадрам, приемным родителям, опекунам.

Данная дополнительная образовательная программа учреждения следует государственным гарантиям, определенным Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» :

Программа основана :

- на аксиологическом подходе (воспитание - представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему);

- на системно-деятельностном подходе (принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с воспитателями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами);

- на личностно-ориентированном подходе;

- на развивающем подходе.

В основу программы положена отечественная теория деятельности: только через деятельность субъекта, в процессе деятельности субъект развивается.

Основными формами деятельности являются:

познание;

общение;

труд.

Основными видами (уровнями) деятельности являются:

игра;

учение;

труд.

Внутренняя деятельность формируется из внешней деятельности. Деятельность имеет внешнюю (безынициативная позиция) и внутреннюю (активная позиция) мотивацию. Отсюда следует, что главной задачей в воспитание детей детского дома является то, что «внешнюю деятельность нужно перевести во внутреннюю деятельность». Ребенок должен пройти в своем развитии основные формы деятельности, развитие ребенка - через основные виды деятельности.

Таким образом, данные подходы в рамках программы определяют концептуальную основу воспитательного процесса детского дома. В рамках этих подходов были сформулированы основные положения, в совокупности позволяющие разработать научно-обоснованную модель программы воспитания и социализации в системе детского дома.

1.2. Цели и задачи программы

Цель: Создание условий для воспитания и социализации гармонично развитой личности в условиях детского дома, умеющей благополучно адаптироваться к самостоятельной жизни социуму).

Задачи:

повышать уровень учебной мотивации;

воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду;

формирование навыков и умений потребительской культуры;

формирование у ребенка ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни, образ активного, здорового человека;

формирование ценностных отношений к окружающему миру, через знакомство и познание его;

воспитание положительного и уважительного отношения к истории своей семьи, своего города, своей страны;

формировать у ребенка ценностно-смысловую жизненную позицию к социуму.

1.3. Описание структуры программы

В соответствии с целью и задачами составлена программа воспитания и социализации детей разновозрастной группы.

Программа разработана на все возрастные этапы, начиная с дошкольного возраста и заканчивая старшим подростковым возрастом; по принципу от простого к сложному, основанная на ведущей деятельности каждого возрастного периода (дошкольный возраст – игровая деятельность, все занятия строятся на основе игры; младший школьный возраст – учебная деятельность, развиваем познавательную активность; средний школьный возраст – общение со сверстниками, развиваем и воспитываем через группу сверстников; старший школьный возраст – самоопределение).

Программа реализуется через различные формы практических занятий (игры, тренинги, экскурсии, прогулки, занятия, и т. д.)

Программа состоит из трех взаимосвязанных блоков, соблюдающих системность и целостность развития и воспитания :

Первый блок «Это Я», который включает в себя личностное развитие ребенка на каждом возрастном этапе. Этот блок содержит упражнения на развитие самопознания и управление саморазвитием.

Главная задача данного раздела – помочь школьнику осознать образ своего «Я», сформировать представление о своей личности и идентичности, научит ребенка оценивать свои возможности и способности.

В данный блок включены различные формы и методы (тесты, практические задания, тренировочные упражнения, ситуации пробы - нацеленные на раскрытие у ребенка внутренних возможностей способностей и развитие позитивных личностных качеств).

Второй блок «Мой дом» включает в себя хозяйтсвенно-бытовое воспитание для того чтобы научить воспитанника детского дома элементарным навыкам ведения домашнего хозяйства.

В этот блок включены три раздела:

1. Уклад учреждения (в него входят - режим дня, кулинария, домоводство, санитарно-гигиенические навыки, дизайн комнат);

2. Календарные события учреждения (подготовка и празднование праздничных дней);

3. События личной жизни воспитанников (прием гостей; празднование дней рождений; встреча сродственниками; планирование своего дня, месяца и т. д.,

Повседневные события образуют уклад жизнедеятельности учреждения, календарные события учреждения, события личной жизни воспитанников. Гибкое планирование распорядка дня значительно расширяет свободу поведения, самостоятельность выбора воспитанниками разнообразной совместной и индивидуальной деятельности, в соответствии с возрастом, состоянием здоровья, интересами, способностями.

В данном блоке используются практические занятия, а также различные конкурсы, акции и многое другое.

Третий блок «Я и окружающий мир» построен на развитие познавательной активности воспитанника детского дома. Этот блок направлен на знакомство и формирование у детей положительного отношения к социуму.

В данный блок входит 5 наиболее важных и взаимосвязанных друг с другом направлений: потребительская культура, этнокультура, культура здоровья; профессиональное самоопределение; личная безопасность ребенка; а также художественная литература.

С помощью этого блока ребенок научится планировать свою деятельность. В этом блоке все формы педагогической работы (занятия, экскурсии, исследовательская деятельность, написание и реализация проектов, участие в конкурсах, акциях и т. д., что способствует всестороннему позитивному развитию ребенка.

1.5. Планируемые результаты освоения Программы

Эффективность системной работы можно отследить с помощью мониторинга, и системы создания детского личного портфолио, в состав которого входят три блока

Публикации по теме:

«Югорский трамплин» — программа для детей, родителей и педагогов Внедряя программу «Югорский трамплин» на протяжении трех лет, достигли фундаментальных доверительных взаимоотношений всех субъектов дошкольного.

Дидактические куклы — средство социализации детейДидактические куклы — средство социализации детей Дидактические куклы. Основной вид деятельности детей это конечно же игра. Она имеет очень большое значение в жизни детей. С помощью игры.

Игровая программа для детей и родителей «Твори своё здоровье сам!»Игровая программа для детей и родителей «Твори своё здоровье сам!» Цель: формировать привычку к здоровому образу жизни; расширять представления о том, что полезно и что вредно для здоровья; воспитывать.

Консультация для родителей «Общие правила воспитания гиперактивных детей» «Ребенок – зеркало семьи. Как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Принципы воспитания детей» Каждый ребенок – это личность и нельзя его воспитывать и развивать “под общую гребенку”. Поэтому возникает вопрос – а бывает ли правильное.

Консультация для родителей «Секреты воспитания детей»Консультация для родителей «Секреты воспитания детей» Если вы заметили, что поведение ребёнка изменилось, да не в лучшую сторону, надо искать причины, исправлять ситуацию. Надо обязательно заниматься.

Консультация для родителей «Секреты воспитания самостоятельности у детей»Консультация для родителей «Секреты воспитания самостоятельности у детей» Очень часто родители выполняют за ребёнка то, что он в состоянии сделать сам. Тем самым лишают его проявлению инициативы, самостоятельности,.

Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Программа социализации детей с ОВЗ «Мы вместе!».

Стихотворения для воспитания у детей 5–12 лет хороших манер «Сюжеты из жизни детей и взрослых» К сожалению дети, как и некоторые взрослые, сначала совершают поступки, затем расплачиваются за них и только после этого происходит процесс.

Видео-круиз «Любовью дорожить умейте» для воспитанников Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей Цель: Формирование у воспитанников гармонии чувств и красоты человеческих отношений. Задачи: 1. Помочь детям понять, что любовь — основа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Опубликовано: 23 августа 2020 в 05:34
+197Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 66.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД