Формирование знаний об органах чувств в валеологическом воспитании детей дошкольного возраста

Лилиана Бушуева
Формирование знаний об органах чувств в валеологическом воспитании детей дошкольного возраста

Формирование знаний об органах чувств в валеологическом воспитании детей дошкольного возраста

Здоровье - это счастье! Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

Знакомство с органами чувств, забота о них включена в систему формирования здорового образа жизни детей. Ведь с помощью органов чувств ребенок многое узнает об окружающем мире, о живой и неживой природе, о себе самом, а, узнав, будет заботиться о своем здоровье. Любая информация поступает к ребенку через органы чувств: глаза, уши, нос, рот, язык, поверхность тела. Каждый орган получает специфический для него вид информации. А в реальном мире разные предметы обладают разными свойствами, и, значит, видами информации. В процессе включения всех органов чувства в восприятие могут раскрываться индивидуальные способности ребенка, умение воспринять окружающий мир полно, ярко, разнообразно.

При знакомстве детей с органами чувства я перед собой ставлю следующие задачи:

1. Формировать представления детей об элементарном строении, функциях и защите организма, органов чувств.

Дети дошкольного возраста с интересом относятся к познанию своего организма, к тому, как устроено наше тело, благодаря чему мы двигаемся, как дышим, куда девается съеденная пища, что помогает нам познавать окружающий мир. При ознакомлении детей с органами чувств выделила следующие подтемы:

- Глаза (как устроены глаза; определение зрением цвета, формы, размера предметов; для чего нужны брови, ресницы, веки, зрачок, слёзы; комплексы упражнений для отдыха глаз; какие витамины укрепляют зрение; почему люди носят очки, какие меры безопасности нужно соблюдать для сохранения хорошего зрения, эксперименты «Обман зрения», «»Светло-темно», «Разноцветные стеклышки»).

- Нос (как устроен нос; для чего волосы в носу; комплексы дыхательной гимнастики для нормального дыхания; запахи полезные и вредные; вредные привычки; как правильно ухаживать за носом).

- Уши (как мы слышим; для чего нужны уши; сколько ушей у человека; что такое барабанная перепонка, улитка, слуховой нерв; как правильно ухаживать за ушами; какие меры безопасности нужно соблюдать для сохранения хорошего слуха).

- Язык (какую работу выполняет язык; для чего нужны вкусовые сосочки и как они определяют вкус пищи; какие пословицы и поговорки про язык придумал народ; как правильно ухаживать за ротовой полостью; какая пища полезная и вредная; для чего нужны витамины).

- Кожа (для чего нужна кожа; какова чувствительность кожи на разных участках тела; какие упражнения развивают тактильное восприятие; как нужно ухаживать за кожей; зачем нужен витамин Д).

2. Углубить представления детей об общих признаках живых существ: чувствительности, дыхании, зрении, слухе, питании, росте. Вызывать у детей радость от осознания себя частью живой природы, единения с ней. Развивать и углублять интерес детей к природе - живой и неживой.

- При изучении каждого органа чувства провожу сравнение с органами чувств животных (отличие, сходство). Использую презентации, также в работу вовлекаю родителей, они проводят совместный поиск с ребенком картин, рисунков с выразительным изображением органом чувств животных. Родители дома знакомят своих детей с собранным материалом и ребенок в группе рассказывает по картине или рисунку перед другими детьми, делится полученными знаниями о животных. Другие дети дополняют рассказ своими данными.

3. Воспитывать толерантное отношение и уважение к физическим различиям между людьми, бережно относиться как к своим органам чувств, так и к органам чувств окружающих, основываясь на знаниях о строении, работе и гигиене органов чувств.

- В процессе игр «Узнай закрытыми глазами», «Пройди с закрытыми глазами», «Пойми меня», «Услышь меня» показываю, как нелегко живется слепым, глухонемым людям, чтобы дети с детства стремились оказывать людям с ограниченными возможностями свою помощь, воспитываю сострадание, принятие таких людей.

4. Формировать понятия о здоровом образе жизни, показать значимость здорового образа жизни для каждого из нас.

- Использую весь арсенал здоровьесберегающих технологий: утреннюю гимнастику, подвижные игры, физкультурные занятия, физкультминутки, дыхательную, зрительную, пальчиковую, корригирующую гимнастики, релаксацию, прогулки, закаливающие процедуры. Воспитываю в детях желание быть здоровыми собственным примером, примерами героев из сказок, использованием в речи пословиц и поговорок. Для этого подобрала сказки, стихи, пословицы на ознакомление с организмом человека, на воспитание культурно-гигиенических навыков, на сохранение здоровья. Дети с большим удовольствием слушают и воспринимают сказки про Машу и Мишу «Как правильно мыть руки», «Как вести себя за столом», Десять дел перед сном, сказки про Стобеда, которые когда-то были напечатаны в журнале «Здоровье», «Сказка про пальцы», «Сказка о ватном шарике» на развитие дыхания, «Острое поросячье заболевание» и другие.

- Провожу гимнастику после сна с использованием упражнений детской йоги. Дети стремятся к качественному выполнению упражнений, которые развивают гибкость, пластичность и благотворно действуют на работу внутренних органов и всего организма в целом.

- Использую передачу детьми восприятий человека человеком в изображениях, акцентируя внимание на передачу эмоций, выделяя отличительные черты лица, выражая в рисунках понимание детьми здорового образа жизни. Темы могут быть разнообразными, например, «На прогулке», «Зимние развлечения», «Витаминные продукты», «Физкультурой занимаюсь» и др.

5. Использовать игры и упражнения для развития органов чувств, развития зрительного, слухового, тактильного, обонятельного, вкусового восприятия.

- Использую дидактические игры и упражнения на развитие слухового восприятия «Определи, что слышится» - набор разных звуков живой и неживой природы, «Шумящие коробочки» - найти тихие и громкие шумы от различных материалов, «Далеко - близко» - узнавание голоса на расстоянии. «Что слышно» - прослушивание с закрытыми глазами шумов на улице, в помещении, «Повтори» - запоминание и повторение неречевых звуков (хлопки, притопы) и т. д.

- Дидактические игры и упражнения на развитие зрительного восприятия. «Что изменилось?», «Найди ошибку», «Найди отличия». Наложенные изображения» - определить контурные изображения 3-5 предметов. «Незаконченные изображения», «Точечные изображения», «Перевернутые изображения», «Разрезанные изображения», «Запомни и нарисуй». «Найди букву»- подчеркнуть в тексте какую-либо букву. «Сложи радугу», «Определи форму предмета», «Разложи по размеру» и т. д.

- Дидактические игры и упражнения на развитие обоняния.

«Определи предмет по запаху», «Вспомни, как они пахнут» (по картинкам, «Коробочки с запахами» и т. д.

- Дидактические игры и упражнения на развитие вкусовых ощущений. «Определи на вкус» - определить на вкус с завязанными глазами кончиком языка соленый огурец, сладкую конфету, кислый лимон, горький лук и словом обозначить свои вкусовые ощущения. «Вкусовые банки» - определение сладкого, соленого, кислого и горького вкуса растворов с помощью пипетки, обозначить свои ощущения словом. Дети узнают различный вкус жидкости. Воспитатель должен показать, как осторожно надо пробовать незнакомые продукты: кончиком языка, губами, как бы прислушиваясь к своим ощущениям.

- Дидактические игры на развитие тактильной чувствительности. Игр достаточно много, выделю некоторые из них. «Поймай киску» - воспитатель касается мягкой игрушкой разных частей тела ребенка, ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. Для касания можно использовать другие предметы (мокрую рыбку, колючего ежика и др.). «Чудесный мешочек», «Определи на ощупь» - узнать на ощупь предмет и назвать его признаки. «Золушка» - дети садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки. «Узнай фигуру» - показать любую парную геометрическую фигуру и попросить ребенка достать из мешочка такую же.

6. Информировать родителей о самочувствии детей.

- Выпускаю газеты о здоровье дошкольника, провожу беседы по формированию здорового образа жизни, воспитания ими в детях бережного отношения к своему организму, вовлекаю родителей в мероприятия, направленные на сохранение здоровья детей.

Знакомство с органами чувства проводится на занятиях, в играх, во время режимных моментов, в повседневной деятельности детей. При систематических занятиях у детей возможно формировать знания о строении, функциях и значении органов чувств, закрепить правила бережного к ним отношения и ко всему организму в целом.

Публикации по теме:

Проект «Здоровье свыше нам дано, учись, малыш, ценить его» Вид проекта: творческо-информационный. Продолжительность: реализуется в течение двух недель. Участники: дети средней группы, воспитатели,.

Родительское собрание «Здоровый образ жизни — тело человека»Родительское собрание «Здоровый образ жизни — тело человека» Цель: Обобщение элементарных знаний детей о работе различных органов человека: развитие у детей умения использовать знания о Здоровом образе.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Формирование знаний об органах чувств в валеологическом воспитании детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 октября 2013 в 21:04
+43
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 39.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
Перспективное планирование в первой младшей группе (декабрь)
УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» ___Макеева М. С. Перспективное планирование в первой младшей группе ( декабрь) Разработчик:...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...