Формы работы по развитию речи детей раннего возраста в условиях реализации ФГТ

Екатерина Горкун
Формы работы по развитию речи детей раннего возраста в условиях реализации ФГТ

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГТ

Горкун Екатерина Николаевна,

воспитатель МДОУ «ЦРР-д/с №134 «Нотка»,

г. Магнитогорск

Развитие речи дошкольников в настоящее время является одной из приоритетных задач, стоящих перед ДОУ, так как современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Речь, как средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка: игру, продуктивные виды деятельности, развлечения, прогулки и другие. Наряду с этим от качества речи, умения пользоваться ею в повседневной жизни, в игре и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, во многом зависит успешность деятельности самого ребенка, его принятие другими детьми и в целом статус в детском коллективе.

В раннем возрасте данная задача приобретает особое значение, так как этот период дошкольного детства является особенно благоприятным для развития речи ребенка. С года до трех лет происходит бурное развитие всех психических процессов и, в частности, речи и отдельных ее компонентов - звуковой культуры, грамматики и словаря.

В условиях реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования развитие речи дошкольников становится одной из задач образовательной области «Коммуникация», содержание которой направлено на «достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми». Иными словами необходимо научить ребенка свободному общению со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, а развитие компонентов речи выступает средством развития навыков общения. И, в свою очередь, изменения подхода к пониманию задач развития речи предполагает изменение подходов к организации образовательной работы с детьми по данному направлению. В контексте ФГТ акцент делается на совместную деятельность педагога и детей, на игровые формы взаимодействия и отсутствие жесткой регламентации детской деятельности.

В настоящее время основными формами работы по реализации задач образовательной области «Коммуникация» являются:

- организация взрослым различных видов детской деятельности - непосредственно образовательной деятельности, продуктивной деятельности, театрализованной, музыкальной и других;

- совместная со взрослым образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

- самостоятельная деятельность детей.

В системе своей работы по развитию речи детей раннего возраста я использую данные формы работы в совокупности, так как это позволяет решать задачи образовательной области «Коммуникация» наиболее качественно. В то же время очень эффективными в становятся ситуации образовательного характера и ситуации общения, которые я также использую в практике речевого развития детей раннего возраста в рамках совместной деятельности в ходе режимных моментов. Такая форма педагогического взаимодействия позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям и в большей степени индивидуализировать образовательный процесс, сделать его более личностно-ориентированным.

Организация ситуаций общения с детьми раннего возраста в рамках речевого развития имеет свои особенности:

1. Ситуация общения организуется в любое время в режиме дня, может возникать спонтанно.

2. Небольшая продолжительность по времени (3-5 минут).

3. Организация ситуации с небольшой подгруппой детей.

4. Возможность использования одного дидактического средства для различных ситуаций общения (игрушка, иллюстрация, природный материал, книга).

5. Ситуации общения могут быть реально-практическими (рассматривание картины, чтение художественного произведения) и игровыми («Напоим куклу чаем»).

Например, ситуация общения «Накормим куклу Маши обедом», которую можно организовать при подготовке к приему пищи. Проводится с подгруппой детей 5-6 человек.

Цель: обогащение словаря детей понятиями, обозначающими предметы посуды и сопутствующих принадлежностей.

Ход: при подготовке к обеду воспитатель обращает внимание детей на то, какие предметы посуды появляются на столе (тарелка, ложка и другое). «Ребята, а кукла Маша тоже хочет обедать, а как накрыть стол – не знает. Давайте мы ей поможем, расскажем, какую посуду нужно поставить на стол». Дети по очереди называют предметы посуды и другие необходимые принадлежности (салфетки, хлебница и другие) и ставят их на стол.

Таким образом, в организованной воспитателем ситуации общения каждый ребенок принимает активное участие в решении какой-либо задачи. Как правило, подобные ситуации общения возникают спонтанно и не требуют дополнительной подготовки со стороны воспитателя, что делает их простыми в организации и, в то же время, очень эффективными.

Наряду с этим в Федеральных Государственных Требованиях отводится особая роль игре, как форме организации детской деятельности. Игра - это ведущая вид деятельности ребенка, посредством которой он органично развивается, познает окружающую действительность в наиболее доступной ему форме, одновременно являясь эффективным средством решения педагогических задач.

Для повышения эффективности работы по развитию речи детей раннего возраста я подобрала дидактические игры, которые были систематизированы и оформлены мной в картотеку. Примеры некоторых дидактических игр из данной картотеки приведены ниже.

«Солнце или дождик?»

Цель: развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.

Оборудование: бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и убегающих от дождя.

Ход игры: «Сейчас мы с вами, ребята, пойдем на прогулку. Дождя нет, светит солнышко. Вы гуляйте, но внимательно прислушивайтесь к звуку бубна. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а вы, услышав стук, бегите в дом. Слушайте внимательно, когда бубен молчит, а когда я буду стучать в него».

Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3 - 4 раза.

«Не разбуди куклу».

Цель: развивать умение пользоваться тихим голосом.

Оборудование: кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (кубик, мячик, машинка и др., коробка для игрушек.

Ход игры: воспитатель говорит деткам, показывая на кроватку со спящей куклой: «Катя много гуляла, устала, пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажите мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку». Дети тихо называют игрушку.

Важно следить, чтобы дети говорили тихо, но не шепотом.

«Поручения».

Цель: учить детей понимать указание, отвечать на вопросы воспитателя.

Ход игры: воспитатель просит детей по очереди выполнить несложную инструкцию. Например: «Уложи куклу спать», «Покачай мишку», «Брось мяч в корзину» и так далее. Если малыш не справляется, то воспитатель помогает ему, по ходу игры комментируя свои действия и действия ребенка. После каждого поручения воспитатель задает вопрос: «Что ты сделал?»

Таким образом, настоящими ФГТ предусмотрены различные формы взаимодействия педагога и детей: непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей. И каждая форма эффективна в решении той или педагогической задачи. А ситуации общения и картотека дидактических игр, используемые мной в работе по развитию речи детей раннего возраста, являются очень эффективным средством решения задач образовательной области «Коммуникация».

Публикации по теме:

Презентация педагогического проекта «Знакомство младших дошкольников с правами ребенка» Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный, знающий свои права и умеющий уважать.

Нетрадиционные приемы повышения эффективности логопедической работы для развития связной речи у детей с речевыми патологиями Цель проекта: Разработка модели коррекционной работы по развитию речи с детьми 5-7 лет на основе идеи комплексирования занятий по развитию.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Формы работы по развитию речи детей раннего возраста в условиях реализации ФГТ
Опубликовано: 1 мая 2013 в 21:23
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...