Папки-передвижки

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей посредством экспериментирования (17 фото)

Юлия Лебедева
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей посредством экспериментирования

Фотоотчет "Формирование познавательно - исследовательской деятельности детей через экспериментальную деятельность"

Детство – пора удивительных открытий. Мы знаем: маленькие дети занимаются целый день какими-то вещами не от скуки, а из врожденной тяги к открытиям. Они исследуют мир вокруг себя, хотят выяснить, какое значение имеют вещи, что можно с ними делать. В этих экспериментах дети испытывают разнообразные, совершенно удивительные чувства. Чем интенсивнее они занимаются исследованием предметов вокруг себя, тем лучше результаты, тем больше чувств задействуют. Если в течение некоторого времени получаешь такой опыт, то открываешь для себя определенные взаимосвязи и закономерности. Все вещи, которые сделаны из одного и того же материала, чем-то похожи, а другие вещи отличаются от них, но тоже могут быть интересны. Постоянные исследования и эксперименты ведут к пониманию причины и следствия.

Публикация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей посредством экспериментирования» размещена в разделах

Особой формой исследовательской деятельности является детское экспериментирование, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития.

Эксперимент (от латинского - проба, опыт.) в научном методе – метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Физический эксперимент – способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях.

В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно- научного явления и обобщить полученные действенным путем результата, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Детская познавательно-исследовательская деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Педагогическая целесообразность. Влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближение дошкольника к реальной жизни, пробуждение логического мышления, способности анализировать, делать выводы.

Программа предполагает комплексное решение ряда задач познавательного, социального, экологического развития детей, реализуемых в ходе познавательно - исследовательской, экспериментальной и преобразующей деятельности.

Цель: Создание условий для формирования основ целостного мировосприятия детей дошкольного возраста средствами экспериментирования.

Задачи:

• развивать познавательный интерес к окружающему миру, пониманию взаимосвязей в природе и места человека в ней;

• способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению;

• расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

• знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);

• формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Объектами поисково-исследовательской деятельности являются:

Живая природа

1. Растения и животные как живые организмы, которые растут, дышат, размножаются, питаются, развиваются, их общие признаки, сходства и различия.

2. Строение, функции и значение частей растений. Видоизменение частей растения, его связь с выполняемыми функциями.

3. Особенности строения и функций некоторых частей тела и органов у животных.

4. Многообразие живых организмов, их приспособление к среде обитания; сезону; экологической системе; природной (климатической) зоне.

5. Представление об основных компонентах сред обитания (земля, воздух, вода).

6. Факторы неживой природы (вода, свет, тепло, почва) и их влияние на живую природу.

7. Характерные особенности сезонов (времен года): в неживой природе изменение температуры воздуха, воды, почвы, влажности воздуха, состояния осадков и др. ; в жизни растений и животных изменение внешнего вида, способов питания, образа жизни; в разных климатических зонах.

8. Характерные особенности экологических систем - зависимость живой и неживой природы на примере конкретных объектов: пруд, лес, луг, город.

9. Характерные особенности природно-климатических зон — взаимосвязь неживой и живой природы: тундра, смешанный лес (тайга, пустыня, джунгли, Арктика и Антарктика.

10. Взаимосвязи и взаимообусловленность объектов и явлений природы: живая и неживая природа, животные и растения, растения и растения, животные и животные, человек и природа.

Неживая природа

1. Свойства и признаки веществ: вода, воздух, песок, глина, камни, чернозем (плодородная часть почвы).

2. Три агрегатных состояния веществ (газообразное, жидкое, твердое): свойства и качества жидких, твердых, газообразных веществ, особенности их взаимодействия друг с другом (например, в воде растворяются некоторые твердые вещества); переход вещества из одного агрегатного состояния в другое на примере воды (пар, вода, лед, условия, необходимые для этого перехода (температура); круговорот воды в природе, водная система планеты Земля.

3. Планета Земля: рельеф, атмосфера, гидросфера, смена времен года, частей суток; природные катаклизмы (землетрясения, вулканы, наводнения, цунами, смерчи, ураганы).

4. Космос, Солнечная система, планеты, спутники (искусственные и естественный - Луна, небесные тела (метеориты, кометы, солнечное и лунное затмение.

Физические явления

1. Свет, его свойства и признаки, оптические приборы; цветообразование.

2. Магнетизм, процесс намагничивания — размагничивания, компас.

3. Вес и невесомость, земное притяжение, приборы для измерения веса.

4. Электричество, условия его возникновения, свойства электричества, материалы - проводники и изоляторы, природное (молния) и рукотворное (ТЭЦ, ГЭС, электрические батареи).

5. Звуки, их разнообразие, источники звуков, причины возникновения и исчезновения, эхо, особенности восприятия звуков человеком и некоторыми животными.

6. Тепло, тепловые явления, влияние тепла на свойства веществ, теплопроводность и теплоизоляция (условия потери и сохранения тепла, измерение температуры тел и веществ.

7. Движение, упругость, давление, сила выталкивания и отталкивания, трение, инерция, передача энергии от одного тела другому.

8. Время, день и ночь, дни недели, месяцы, календарь, часы.

Человек

1. Человек - живой организм: особенности строения человеческого тела; особенности строения и функционирования органов и систем; человек как высшее биологическое существо, его отличие от животных.

2. Человек - пользователь природы: экологические катастрофы (загрязнение воды нефтью и химическими отходами, высыхание водоемов, вырубка лесов и пр.); роль человека в возникновении и разрешении экологических катастроф; выращивание человеком растений и животных с учетом особенностей их строения и развития; использование растений и животных, искусственный отбор.

Рукотворный мир

1. Предмет как таковой: строение, функции, форма, размер, цвет, назначение; свойства Материала; качество материала; связь между свойствами и качествами материала, характером использования вещей, сделанных из него, и назначением. Предметы и их значение для удовлетворения потребностей человека.

2. Предмет - творение человеческой мысли: многообразие рукотворного мира, возможность его преобразования; ретро - и перспективный взгляд на предмет (прошлое - настоящее - будущее); возможность сделать предмет удобным и красивым; связи, отношения в системе человек - предмет - природа - человек.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Традиционные методы

• Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.).

• Практические (игры-опыты, игры-эксперименты, игры с элементами ТРИЗ, сюжетно- ролевые игры с элементами экспериментирования, дидактические игры, настольно - печатные игры, фокусы, занимательные опыты)

• Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов)

Инновационные методы

• Метод игрового проблемного обучения (проигрывание проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы).

• Мнемотехника (фиксирование и запоминание результатов эксперимента).

Опыты с воздухом

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей посредством экспериментирования
Фото №1 Фотоотчет Формирование познавательно

Цветные ледышки

Фото №2 Исследовательская деятельность исследовательской деятельности детей через экспериментальную деятельность Детство пора удивительных открытий

Тонет не тонет

Фото №3 Мы знаем маленькие дети занимаются целый день какими то вещами не от скуки а из врожденной тяги к открытиям

Сравниваем бумагу, ткань и резину

Фото №4 Исследовательская и экспериментальная деятельность исследуют мир вокруг себя хотят выяснить какое значение имеют вещи что можно с ними делать Фото №5 В этих экспериментах дети испытывают разнообразные совершенно удивительные чувства

Экспериментируем вместе с родителями

Фото №6 Чем интенсивнее они занимаются исследованием предметов вокруг себя тем лучше результаты тем больше чувств задействуют

Смешиваем цвета

Фото №7 Если в течение некоторого времени получаешь такой опыт то открываешь для себя определенные взаимосвязи и закономерности Фото №8 Все вещи которые сделаны из одного и того же материала чем то похожи а другие вещи отличаются от них но тоже могут быть интересны

Свойства воды

Фото №9 Постоянные исследования и эксперименты ведут к пониманию причины и следствия Фото №10 Материалы для педагогов Темочки Особой формой исследовательской деятельности является детское экспериментирование в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и

Как дышат растения

Фото №11 Развитие ребенка Фото №12 Материалы для педагогов развития новых мотивов личности лежащих в основе саморазвития

Свойства снега и льда

Фото №13 Эксперимент от латинского проба опыт Фото №14 в научном методе метод исследования некоторого явления в управляемых условиях

Свойства звука

Фото №15 Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом Фото №16 Физический эксперимент способ познания природы заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях
Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования НОД: Путешествие с капелькой Цель:Формировать представление о свойствах воды Образовательные задачи. 1. Продолжать знакомить детей со.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «День превращений»Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «День превращений» Цель: Формирование познавательного интереса к познанию нового. Задачи: Развить творческую индивидуальность детей; Развить воображение,.

Моделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулкеМоделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с природой. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышами. У них накапливается чувственный.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Роль экспериментирования как познавательно-исследовательской деятельности в младшем возрастеРоль экспериментирования как познавательно-исследовательской деятельности в младшем возрасте Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности. Познавательная.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей посредством экспериментирования
Опубликовано: 12 марта 2023 в 14:43
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД