МААМ-картинки

Арттерапия (исцеление искусством)

Наталья Сертакова
Арттерапия (исцеление искусством)

Испокон веков конечной целью воспитания провозглашалось воспитание гармонично развитой личности. Подготовить ребёнка к жизни – конечная цель воспитания.

Воздействие произведений искусства и творческой деятельности на личность настолько велико, что в современной психологии появилось новое направление – арттерапия (исцеление искусством). одной из форм которого является сказкотерапия. Что может более соответствовать природе дошкольника, чем сказка?

Публикация «Арттерапия (исцеление искусством)» размещена в разделах

Сказка содержит в себе несомненные нравственные ценности: в ней добро всегда побеждает зло; осуждается и высмеивается лень. Жадность, неряшливость; сказка учит с уважением относиться к хорошим, умелым работникам; ценит ум, находчивость, доброту. Слушая сказки, ребёнок «впитывает» в себя её философские смыслы, стили взаимоотношений и модели поведения, потом разыгрывает их с друзьями. Причём все процессы осмысления протекают на бессознательно-символическом уровне.

Сказки несут чрезвычайно важные идеи:

1. Окружающий мир – живой. В любой момент его проявления может заговорить с человеком. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что окружает ребёнка в реальной действительности.

2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свою собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

3. Разделение добра и зла, победа добра. Идея может служить для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.

4. Самое ценное достаётся через испытание, а то, что далось им даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.

5. Вокруг нас множество помощников. Но их помощь только в тех случаях, если герой не может справиться с ситуацией или заданием самостоятельно. Идея значима для формирования чувства решительности, самостоятельности, а также доверия к окружающему миру.

Поэтому сказкотерапия важная методика для использования в дошкольных учреждениях. Это процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Сказкотерапия оказывает многоплановое воздействие на личность дошкольника. На занятиях по сказкотерапии ребята учатся составлять словесные образы. В процессе этого занятия дети увеличивают словарный запас, расширяют образный репертуар, внутренний мир ребёнка становиться богаче и разнообразнее.

Сопереживание сказочному герою даёт ребёнку ощущение собственной силы и значимости. Поскольку во время слушания сказок у детей рождаются не только радостные, но и пугающие образы, возникают не только положительные, но и отрицательные эмоции, одна из важнейших целей этих занятий – научить ребёнка справляться со своими страхами.

В то же время, переживая во время сказки, ребёнок даёт выход своим собственным отрицательным эмоциям, но переживает их легче, чем в реальной жизни. Так как понимает, что это «понарошку».Даже после прослушивания сказки, ребёнок продолжает фантазировать и на прогулке, и перед сном – в любую свободную минуту.

Важной специфической особенностью воспитания методами ссказкотерапии является возможность использования эмоционального воздействия сказки на личность ребёнка для усиление воспитательного эффекта, на подсознательные установи и сознательные идеалы личности, а через них – на поведение и деятельность. Эффективность эмоционального воздействия сказок усиливается при организации комплексного подхода к их восприятию: чтение литературного произведения в музыкальном сопровождении, просмотр иллюстраций, чтение сказок о природе в живописном месте и т. д. именно такой подход реализуется в сказке, которая объединяет изобразительное и декоративно-прикладное искусство, литературу, народные и педагогические традиции. Эффективность формирования нравственных качеств личности под влиянием сказки усиливается воздействием на различные органы чувств – слух, зрение, что обеспечивает достижение детьми высоко эмоционального состояния, способствующего реализации воспитательных задач и переходу к самовоспитанию.

Можно выделить следующие важнейшие виды деятельности, интегрированные в сказкотерапии:

- познавательная деятельность, в результате которой ребёнок познаёт объективную действительность, взаимосвязи между личностью и обществом;

- созидательную деятельность, ребёнок создаёт что-то новое в авторском замысле;

- оценочная деятельность, ребёнок в своих работах выражает собственное отношение к миру;

- коммуникативная деятельность, прямое и косвенное общение автора с реципиентом.

В методике сказкотерапии принято выделять пять видов сказок:

- художественные (авторские, народные);

- дидактические;

- психотерапевтические;

- психокоррекционные;

- медиативные.

В средствах анализа сказки выделяются значимые элементы:

Тема – то, о чём сюжет, на чём строится интрига действия, толкуется как значимая сфера жизни ребёнка.

Персонажи – круг основных действующих лиц, их характеристики. Значимые лица из окружения ребёнка.

Герой – персонаж, с которым идентифицируется рассказчик или участники совместной работы со сказкой.

Отношения между персонажами и героем – типы взаимоотношений, к которым можно их отнести: соперничество или сотрудничество, забота, жертва и преследователь. Толкуются как желаемые образцы отношений - зависимости от контекста и других дополнительных признаков.

Типичные события – то, что составляет основную фабулу сказки. : преследования, поиск кладов, создание лучших условий жизни.

Трудности (проблемы, затруднения) – типичные, важные проблемы, с которыми сталкивается испытуемый.

Типичные средства преодоления – возникающих трудностей. – Для анализа можно использовать любые подходящие понятия, например, уход/нападение, обман/открытость, борьба/договор.

Имеющиеся ресурсы: их качество, доступность, мощность. Главное- выяснить насколько на них можно опереться в дальнейшей работе.

Недостающие ресурсы – то, чего не хватает для снятия трудностей, решения проблем: их качество, количество, степень дефицита по каждому в совокупности. Толкуются как реально недостающие в жизни ресурсы – то ли внутренние, то ли внешние. Используемые средства анализа сказки – это «измерения субъективного семантического пространства её автора. Толковать с их помощью можно лишь потому, что это не столько элементы собственно сказки, а элементы жизненного семантического пространства данного человека «. Художественное творчество ребёнка (собственные сказки, рисунки, поделки по сказочным сюжетам) в процессе воспитания сказкой можно рассматривать как одну из разновидностей моделирования действительности, а результат детского творчества – как комплексную модель двух объектов – явления действительности и личности автора. При этом саму творческую деятельность можно рассматривать в двух планах:

1) деятельность ребёнка ( направленная вовне: выражение собственных эмоций, чувств, представлений;

2)деятельность, направленная вовнутрь: самопознание, самооценка, самосовершенствование.

Сказкотерапия оказывает воздействие на эмоциональное состояние ребёнка, мотивацию его поступков, на внутренний мир и нравственные ориентиры в условиях социализации личности дошкольника. Поэтому использование сказкотерапии может представлять не только теоретический, но и практический интерес.

Публикации по теме:

Анкета для педагогов. Работа по эстетическому воспитанию Анкета для педагогов Цель: изучение состояния педагогической работы по эстетическому воспитанию в детском саду Ф. И. О. Детский сад Группа.

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арттерапия (исцеление искусством)
Опубликовано: 7 апреля 2013 в 18:24
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД