Папки-передвижки

Использование психогимнастики воспитателями с детьми дошкольного возраста

Елена Гаврюшина
Использование психогимнастики воспитателями с детьми дошкольного возраста

Выступление к презентации

Слайд 1 тема

Слайд 2

В нашем современном мире все больше детей нуждается в психологической помощи. Поэтому психопрофилактика и психокорреция являются неотъемлемой частью работы педагогов с детьми в системе дошкольного учреждения. К одним из методов данного направления работы относится – психогимнастика.

Публикация «Использование психогимнастики воспитателями с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Психогимнастика относится к невербальным методам групповой психокоррекции, в основе которой лежит двигательная экспрессия. Экспрессия означает эмоциональный настрой или внутреннее состояние объекта.

В работе воспитателей с детьми можно применять психогимнастику, так как в ее основе лежит игра. Важно только соблюдать методику проведения и некоторые тонкости взаимодействия с детьми, в процессе данной формы работы.

Такие педагоги как Чистякова М. И. Осипова А. А., и Алябьева Е. А. стоят в основании создания данного направления работы с детьми и имеют много книг и публикаций по данному вопросу. Именно к этим авторам нужно прибегать особенно тем, кто решил использовать данное направление работы в своей деятельности с детьми.

Слайд 3

Психогимнастика – это курс специальных занятий для детей (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психического развития ребенка, а так же его познавательной и эмоционально - личностной сферы.

Слайд 4

Цель и задачи, которые помогает решить процедура проведения данного направления работы:

установление благоприятного микроклимата в детском коллективе;

развитие аудиального и визуального межгруппового взаимодействия;

развитие когнитивной активности детей;

формирование эмоционального восприятия себя и других.

Слайд 5

Прежде всего, занятия по психогимнастике рекомендованы детям с чрезмерной утомляемостью, нарушениями индивидуально – личностных качеств, характера, проявляющими излишнюю активность и детям с легкими задержками психического развития. Так же психогимнастика может использоваться, как психофизическая разрядка с абсолютно здоровыми детьми.

Психогимнастика имеет специальную структуру каждого занятия, поэтому если вы используете одно упражнение из комплекса, то это психогимнастикой уже назвать нельзя.

Данное направление в работе с детьми способствует обучению элементам техники выразительных движений, эмоций, высших нравственных чувств, навыков саморасслабления. Так же психогимнастика помогает преодолевать коммуникативные барьеры у детей, способствует лучшему пониманию себя и других, снимает психофизическое напряжение и дает возможность для самовыражения детей.

Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Особенно данная методика помогает детям с нарушениями эмоциональной сферы и имеющими логопедические нарушения. Так как детям с бедной эмоциональной экспрессией важно проговаривать эмоциональные состояния. Поэтому называя чувства, которые используются в этюдах и упражнениях, каждый ребенок эмоционально осознает их, получая хороший опыт. Главным отличием психогимнастики является – двигательная динамичность, которая позволяет ребенку выразить свою эмоцию с помощью мимики или пантомимы. Использовать реальные атрибуты для занятий не рекомендуется. Важно использовать только воображаемый материал! ( например: одеть шапочку гнома). Реальные предметы отвлекают внимание детей и превращают психогимнастику в игру. А игра в данном направлении работы должна лежать лишь только в основе самого занятия!

Слайд 6

При проведении психогимнастики важно учитывать следующие моменты:

правильный выбор упражнений исходя из темы занятия;

знакомство детей с правилами выполнения задания;

упражнения и этюды с детьми следует завершать, когда удовольствие от выполненного еще не начинает снижаться.

Слайд 7 Общая структура комплекса психогимнастики

Курс по психогимнастике для детей 5-7 лет, направленный на развитие или коррекцию должен состоять из 10-20 занятий, на которых дети должны усвоить примерно 8 понятий, связанных с переживанием основных эмоций (радость, удивление, вина, гнев и т. д.) и 10 представлений, оценивающих личностные качества человека (честность, доброта, отзывчивость и др.). Поэтому психогимнастику можно использовать в рамках занятий по нравственному воспитанию.

Занятия со старшими дошкольниками проводятся 2 раза в неделю, по времени, исходя из возрастной нормы детей. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из 4 фаз.

1 фаза Мимические и пантомимические этюды

Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

2 фаза Этюды и упражнения на выражение отдельных качеств характера и эмоций

Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой и их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Гармонизация личности ребенка. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно. Фаза носит психопрофилактический характер.

3 фаза Этюды и задания, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом. Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, моделирования стандартных ситуаций.

4 фаза Психомышечная тренировка

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.

Между второй и третьей фазами, делается перерыв в несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе — «минутка шалости». Ведущий не вмешивается в общение детей. Желательно договориться с детьми о сигнале сбора, который должен быть постоянным.

Между третьей и четвертой фазами можно вставить игру на внимание, память, сопротивление двигательному автоматизму или подвижную игру.

Дошкольников в группе не должно быть более 6 человек, оптимально 10 – 12 детей.

На психогимнастике каждый этюд повторяется несколько раз, чтобы в нем смогли принять участие все дети. В группе не должно быть более одного гиперактивного, аутичного или склонного к истерике ребенка.

Нельзя включать в одну группу детей с нормой развития, задержкой психического развития и детей с интеллектуальным недоразвитием. Детей, не нуждающихся в психогимнастике, как в коррекционно – развивающей работе, но отличающихся своей артистичностью, можно использовать как такое понятие, как - фон. Таких детей, за счет быстрой реакции нужно использовать для заряда других детей различными эмоциями.

При использовании психогимнастики в младшем и среднем дошкольном возрасте занятие проводят в два этапа. Первый день – разминка, гимнастика, общение. Второй день – новая разминка, поведение и завершение.

При проведении психогимнастики можно вести специальный журнал. Где можно делать следующие примечания.

Группа 1

1. Инна А. – повышенная активность

2. Миша Д. – неустойчивость внимания

3. Даша С. – сниженное настроение

4. Саша Д. – негативизм

5. Аня Р. – тревожность

6. Дима Н. - фон

Цель курса психогимнастики – общее психическое развитие ребенка.

Задачи:

обучение детей различным выразительным движениям;

формирование моральных представлений;

коррекция поведения в помощью ролевых игр;

снятие эмоционально напряжения;

обучение навыкам релаксации.

Этюды и игры на эмоцию – радость должны быть на каждом занятии. Заканчиваться занятие должно обучением детей приемам саморегуляции.

Заканчивается занятие успокоением детей, обучением их саморегуляции. На психогимнастике для сброса психоэмоционального напряжения используется детский вариант психомышечной тренировки, разработанный А. В. Алексеевым для юных спортсменов, в свою очередь адаптированный для дошкольников. Мышцы напрягаются и расслабляются в определенной последовательности: мышцы рук, ног, туловища, шеи, лица. Нельзя переходить к следующей группе мышц, пока предыдущая не станет «послушной».

Почти каждый этюд у М. И. Чистяковой сопровождается музыкой, которая может предварять его, помогая ребенку войти в нужное эмоциональное состояние или быть фоном, усиливающим эмоции, образные представления детей, снимающим психоэмоциональное напряжение.

Кроме этюдов и игр, М. И. Чистякова предлагает использовать такой прием, как сочинение историй, в основе которых лежат актуальные проблемы детей. О том, как сочинять такие истории, и конкретное их содержание можно найти в книге Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя. Психотерапевтические истории для детей» (1996).

В занятиях по методу М. И. Чистяковой широко используются элементы изотерапии. Дети могут раскрашивать лицо изображаемого человека или фон вокруг него в тот цвет, с которым у них ассоциируется то или иное эмоциональное состояние. Тематическое рисование хорошо сочетается с мимическими и пантомимическими этюдами, что приводит к взаимоусилению влияния на ребенка и той и другой деятельности, что, в свою очередь, ведет к улучшению его общения со сверстниками.

Наглядность в виде пиктограмм, разрезных шаблонов-пиктограмм, условных фигурок-скелетиков, изображающих различные позы, фотографий с изображением различных эмоциональных состояний и состояния напряжения и расслабления в мышцах используется для тренировки умения распознавать эмоциональное состояние по мимике и панномимике.

Слайд 8 Специфика организации занятий.

1. Каждое упражнение включает в деятельность фантазию (мысли, образы, чувства (эмоции, движения ребенка так, чтобы через механизм их функционального единства ребенок учился произвольно воздействовать на каждый из элементов этой триады.

2. Все занятие строится на сюжетно-ролевом содержании.

3. Все предметы и события должны быть воображаемыми. Это облегчает тренировку внутреннего внимания детей.

4. Занятия можно проводить для детей, начиная с трехлетнего возраста, изменяя тему и сложность задач.

5. В структуру занятия входят: разминка, гимнастика, эмоции, общение, поведение, завершение.

Разминка

Задачи: сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом.

Содержание: несколько упражнений – игр на внимание и подвижная игра.

Упражнения – игры на внимание должны быть разнообразны по форме и характеру. Например; «Что изменилось в этой комнате?», «Угадай, кто позвал?». Подвижная игра должна быть направлена на общую деятельность, совместные движения, контакт. Время разминки примерно 5—6 минут.

Гимнастика

Задачи: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога путем направления и задержания внимания на своих ощущениях.

Таким образом психогимнастические упражнения используют механизм психофизического функционального единства. В последовательности психогимнастических упражнений особенно важно соблюдение чередования и сравнение противоположных по характеру движений:

- напряженных — расслабленных;

- резких — плавных;

- частых — медленных.

Все упражнения сопровождаются попеременно мышечным напряжением и расслаблением и таким образом отличаются от обычной физкультуры.

Воспитатель или специалист должен уметь гибко изменять свою позицию: то становясь участником игры-драмы, активно увлекающимся, показывающим, то просто наблюдать, но ни в коем случае не заставлять и не оценивать детей.

Эмоции

В сюжет, каждого занятия обязательно включаются два-три упражнения на эмоции и эмоциональный контакт.

Цель: овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.

Общение

Цель: тренировка общих способностей невербального воздействия детей друг на друга. В таких упражнениях ребенок тренируется точно выражать и переживать свои чувства, а также понимать чувства, эмоции, действия, отношения других детей, учится сопереживать.

Поведение

Цель: тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции.

Задачи: показ и проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями; приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов.

Завершение

Цель: закрепление положительного эффекта, улучшение самочувствия и настроения.

Для психомышечной тренировки можно использовать музыку для релаксации «Звуки леса», «Шум моря» и т. п.

Осваивать все фазы и части психогимнастики сразу очень трудно, поэтому можно начать, например, с гимнастики, включив ее как часть физкультурного занятия, или вместо утренней гимнастики. Отдельные этапы можно осваивать на разных видах занятий или в повседневной деятельности детей.

Еще раз хочется повторить, что все занятия по психогимнастике проходят только на воображаемом материале без использования реальных предметов и атрибутов.

Слайд 9 Удачи вам в познании нового направления работы с детьми!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. В современном мире всестороннее развитие детей невозможно.

Конспект открытой НОД для детей старшего дошкольного возраста с элементами психогимнастики «Путешествие на морской берег»Конспект открытой НОД для детей старшего дошкольного возраста с элементами психогимнастики «Путешествие на морской берег» Конспект открытого НОД для детей старшего дошкольного возраста (с элементами психогимнастики, релаксации) Светлана Квасинина Интеграция.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование интерактивной игрушки «Робомышь» в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование интерактивной игрушки «Робомышь» в работе с детьми дошкольного возраста Обучение детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Вот и дети моей группы на непосредственной.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование психогимнастики воспитателями с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 15 февраля 2024 в 01:12
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД