Папки-передвижки

Гимнастика мозга — к развитию способностей ребенка

Екатерина Степаненко
Гимнастика мозга — к развитию способностей ребенка

Государственное казённое учреждение

социального обслуживания Краснодарского края

«Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Гимнастика мозга - к развитию способностей ребенка

Подготовила: Ищенко Е. Е., воспитатель

станица Попутная,

Отрадненский район

Публикация «Гимнастика мозга — к развитию способностей ребенка» размещена в разделах

Не секрет, что в настоящее время растет чисто детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации, которые проявляются нарушением речи, мышления, изменениями качеств психики. Эта ситуация ставит перед нами задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях социально-реабилитационного центра.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

Кинезиологические упражнения разработаны как средство помощи детям с проблемами в развитии.

Одной из интересных разработок в области кинезиологии является программа «Гимнастика мозга», которая была разработана в 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном в Центре группового учения для неуспевающих в Калифорнии, где он в течение 20 лет помогал детям и взрослым. Деннисон разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. Особенно эффективна оказалась она в отношении детей, диагностированных как “неспособных к обучению”. В 1987 г. результаты гимнастики мозга были оценены экспериментально. В этом эксперименте принимали участие 19 учеников специальной школы. Каждый ученик делал упражнения гимнастики мозга по 10-15 минут ежедневно. Показатели прогресса учеников за 1 год таковы, что их успеваемость повысилась на 50%.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое – гуманитарное, образное; левое – математическое, знаковое, а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей. Поэтому для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений, которые оказывают благотворное влияние не только на коррекцию обучения, но и в развитии интеллекта, улучшении социальной адаптации детей.

Все упражнения так называемой «Гимнастики мозга» воздействуют на различные системы управления организмом. Их можно разделить на три блока:

1. Упражнения, увеличивающие тонус коры головного мозга (дыхательные упражнения, массаж биологически-активных точек).

Цель: повышение энергетики коры головного мозга.

2. Упражнения, улучшающие возможности приема и переработки информации (движения конечностями перекрестно-латерального характера). Цель: восстановление нарушенных межполушарных связей и функциональной асимметрии мозга.

3. Упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности (движения и позы перекрестного характера).

Цель: восстановление связи между лобным и затылочным отделами мозга, установление баланса между правым и левым полем ребенка, снятие эмоционального стресса.

После проведения коррекционной работы с использованием кинезиологических упражнений у детей повышается речевой уровень (обогащается словарь, улучшается звукопроизношение).

Во время занятия проводить такие упражнения можно только в том случае, если идет стандартная учебная работа. Творческую деятельность прерывать кинезиологическими упражнениями нецелесообразно.

• Если же детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой.

• Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т. е. накапливающийся эффект.

• Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

• Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать специальные условия:

1. Занятия проводить желательно утром на занятии или утренней гимнастике.

2. Занятия должны проводятся ежедневно.

3. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

4. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

5. Упражнения проводятся в движении.

Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

В условиях социально-реабилитационного центра много детей с диагнозом «гиперактивный ребенок» и дети в силу своей физиологии не могут долгое время сидеть или стоять. Поэтому необходимо включать эти упражнения в разных частях занятия и только в движении. Все упражнения условно можно разделить на шесть частей.

I. Растяжки. («Снеговик», «Дерево», «Выросли большими», «Тряпичная кукла и солдат», «Сорви яблоко» и др.)

II. Дыхательные упражнения.

(“Свеча”, «Дышим носом» «Ныряльщик» «Дыхание труба» и др.

III. Телесные упражнения.

(«Мельница», «Паровозик», «Стена», «Яйцо», «Дерево» и др).

IV.Глазодвигательные упражнения.

(«Взгляд влево-вправо», «Слон», «Жмурки» и др).

V.Логопедические упражнения.

(кулак-ребро-ладонь, колечки, массаж ушных раковин и др)

VI.Упражнения на релаксацию. («Тряпичная кукла», «Снеговик растаял», «Дирижер», «Зеркало» и др.)

«Гимнастика мозга» напоминает обычную зарядку и проста в исполнении.

Применение упражнений «Гимнастики мозга» в работе с детьми должно быть систематическим.

1. Массаж ушных раковин.

Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

2. Колечко.

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняет- ся каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

3. Кулакреброладонь.

Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении учитель предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь», произносимыми вслух или про себя.

4. Лезгинка.

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6 8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

5. Ухо – нос.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук

«с точностью до наоборот».

6. Змейка.

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

7. Зеркальное рисование.

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Таким образом, использование метода кинезиологии значительно повышает эффективность в работе по коррекции сложных речевых нарушений, улучшая мыслительную деятельность, память, внимание.

Публикации по теме:

Предмет обихода как универсальное средство развития творческих способностей ребенка, или Сказки с прищепкамиПредмет обихода как универсальное средство развития творческих способностей ребенка, или Сказки с прищепками Мастер – класс «Предмет обихода, как универсальное средство развития творческих способностей ребенка» или «Сказки с прищепками» Дети удивительный.

Буклет «Гимнастика мозга» Гимнастика мозга В основе этой методики лежат исследования Пола Деннисона и Гейл Деннисон "Гимнастика мозга", которые раскрыли сущность.

Диагностика музыкальных способностей ребенка Диагностика музыкальных способностей ребенка Развитие музыкальных способностей детей Определить наличие музыкальных способностей ребенка.

Фотоотчет о работе по развитию творческих способностей «Рисование пальчиками»Фотоотчет о работе по развитию творческих способностей «Рисование пальчиками» Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Формирование творческой.

Гимнастика мозга как средство помощи в логопедической работе ГипотезаБесспорно, все мы знаем, что наш мозг находится в непрерывной связи с остальными частями нашего тела. Но не всё мышление и учение.

Использование элементов пальчиковых кинезеологических упражнений для развития межполушарных связей головного мозга детейИспользование элементов пальчиковых кинезеологических упражнений для развития межполушарных связей головного мозга детей Использование элементов пальчиковых кинезеологических упражнений для развития межполушарных связей головного мозга детей на занятиях физической.

Мастер-класс по развитию творческих способностей Цель: Создать условия для расширения знаний педагогов о развитии творческих способностей дошкольников. Задачи: Раскрыть значение творчества.

Рекомендации по развитию математических способностей Игры в младшем дошкольном возрасте 1. Упражнения с цветными счетными палочками. Знакомство с формами. Дети строят и преобразуют простые.

Рекомендации по развитию математических способностей у детейРекомендации по развитию математических способностей у детей Для развития познавательных способностей используем разнообразные развивающие игры и упражнения,содержащие чрезвычайно широкий спектр задач,.

Тема: «Роль театра в развитии творческих способностей ребенка» У детей данного возраста слабо развит интерес к театрализованной деятельности и к творчеству в целом. Если в развитии творческих способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гимнастика мозга — к развитию способностей ребенка
Опубликовано: 25 марта 2017 в 16:03
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД