«Гортензии в вазе». Интегрированное занятие по рисованию натюрморта в подготовительной группе

Елена Швецова
«Гортензии в вазе». Интегрированное занятие по рисованию натюрморта в подготовительной группе

Гортензии в вазе. Рисование натюрморта.

Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности для подготовительной группы.

«Гортензии в вазе». Интегрированное занятие по рисованию натюрморта в подготовительной группе

ЗАДАЧИ. Вызвать интерес к рисованию садовых растений с натуры. Показать зависимость изобразительной техники от внешнего вида того или иного растения. Формировать умения обследовать натуру и планировать работу (выбор эстетического объекта, рассматривание, создание карандашного эскиза, выбор художественных инструментов и материалов, рисование, оформление, авторская подпись). Инициировать поиск изобразительно выразительных средств для передачи характерных признаков (общий абрис растения; строение и окраска стеблей, листьев, цветов; форма и величина цветочной вазы.). Уточнить и расширить понимание термина «натура «. Формировать эстетическое отношение к натюрморту из цветов и вазы. Развивать восприятие цвета, чувство композиции при составлении и рисовании натюрморта, развивать пространственные представления, чувство ритма, композиции и колорита.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. На прогулке педагог обращает внимание детей на природный пейзажный мотив дворика детского сада. Дети надолго задерживаются около обновленной и декорированной клумбы. Самое лучшее время для экскурсии – май месяц, когда на клумбе распустилась сирень, тюльпаны, возле цветочного домика цветет дикий чеснок, анютины глазки. Дети знакомятся с новой ландшафтной скульптурой – на пеньке «выросло» деревцо и приютило на своем стволе скворечник дивной красоты, кормушку для птичек, вокруг пенька собрались лесные жители – енот и сова.

Но самая главная достопримечательность клумбы – куст гортензии, посаженный этой весной.

Дети рассматривают все кустарники и цветы на клумбе, куст гортензии, отмечают его форму, цвет, строение, рассматривают зацветающие бутоны и обещают считать дни до полного цветения. Педагог обещает, что они обязательно нарисуют натюрморт с роскошными цветами в вазе с натуры.

Педагог проводит беседу о разнообразии садовых растений, о необходимости ухода за ними – прополка, рыхление почвы, полив, подкормка.

Педагог вместе с детьми вспоминает рисование с натуры осенних листочков, новогодней ветки, любимых игрушек.

Педагог перед занятием подключает к ноутбуку интернет, набирает «ЯНДЕКС». Помогает детям набрать тексты поиска репродукций художников:

- Петра Кончаловского «Сирень», «Персики»;

- Ван Гога «Подсолнухи», «Ирисы», «Вянущие подсолнухи»;

- Игоря Грабаря «Февральская лазурь», «Хризантемы»;

- Александра Головина «Флоксы»;

- Александра Дейнека «Гладиолусы с рябиной»;

(«ЯНДЕКС». Картины Ван Гога; Репродукции картин в Санкт-Петербурге. Художник Грабарь. «Биография и картины Игоря Грабаря; Художник Головин. Биография, картины, декорации.

Дети самостоятельно работают мышкой ноутбука, наводя курсор на известные репродукции натюрмортов художников.

В заключении педагог сам набирает в интернете «Натюрморты известных художников» и предоставляет возможность детям узнать перечисленные репродукции из многих других.

Эти репродукции с картин художников дают возможность познакомить детей с картинами, на которых изображены различные предметы, овощи, фрукты, цветы (натюрморт).

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Уточнить, как определять форму предмета и его частей, передавать в рисунке расположение частей и их относительную величину. Научить детей продумывать расположение рисунка на листе и легкими линиями наносить его контур. Учить обращаться к натуре в процессе рисования, самостоятельно подбирать цвета в соответствии с натурой. Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости при рисовании натюрморта. Учить детей располагать в аппликации предметы на широкой поверхности, частично загораживая один другим. Упражнять в вырезывании исходных форм (заготовок) нужной величины и формы. Совершенствовать навыки плавного вырезывания округлых форм. Формировать умение вместе объединять цветы и вазу в общую композицию – натюрморт. Развивать воображение и эстетический вкус. Закрепить навыки безопасного обращения с ножницами. Учить новому техническому приему – «акварель по – мокрому». Учить детей выделять красивые, радующие глаз компоненты окружающей среды. Формировать умение обосновывать свой выбор, эстетически оценивать окружающую среду (красивые растения на участке детского сада, новые дома и т. д.). Познакомить со средством эмоциональной выразительности – колоритом.

МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ И ОБОРУДОВАНИЕ. Листы бумаги желтого и розового цветов, клей ПВА, ножницы, листы бумаги с портретами мыльных пузырей, краски гуашевые, кисти разных размеров, банки с водой, салфетки, акварельные краски, цветы гортензии в вазе (натура, большая кисточка – помощница в нарядной одежде.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ. Принесите на занятие живые цветы, вместе с детьми полюбуйтесь их красотой. Эмоциональный характер процессу любования цветами могут придать музыкальные образы (пение птиц, звон колоколов и т. п.).

Рассмотрите с детьми репродукции произведений художников. Обратите внимание на то, что ограничение цветовой палитры, например, использование в работе только теплых оттенков или только холодных (колорит, помогает художнику выразить свое душевное состояние (состояние покоя – краски разбеленные, нежные; состояние веселья – краски контрастные, светлые и темные, теплые и холодные и т. п.).

Колорит – система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства, одно из важнейших средств эмоциональной выразительности - может быть теплым (преимущественно оранжевые, желтые и красные тона) и холодным (преимущественно синие, зеленые, фиолетовые тона, спокойным и напряженным, ярким и блеклым, основанным на локальных (декоративных) цветах и на использовании тональных отношений и т. п.

Обратите внимание на то, как каждый художник по – своему передает свое отношение к цветам, изображая натюрморт в присущей ему манере. Попросите детей угадать творческий почерк того или иного художника, глядя на его картину. Например, продемонстрируйте еще раз все вышеперечисленные натюрморты и покажите «Ирисы» Ван Гога, но не называйте автора. Попросите детей определить, какой художник написал этот натюрморт.

Поставьте на видное место вазу простой формы (круглой, овальной, цилиндрической) с несколькими крупными цветами гортензии. Дайте возможность рассмотреть вазу молча и обменяться впечатлениями. Предложите детям определить форму вазы, «обрисовать» форму цветов и листьев. Попросите детей показать на пустом листе бумаги жестом, где расположить вазу и букет. В процессе выполнения рисунка следить за правильностью передачи отношений по величине вазы и букета. Давать советы детям по выбору красок.

Ход ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ:

Дети занимают свои рабочие места в изостудии, звучит музыкальное сопровождение (пение птиц).

У педагога в руке хозяйка изостудии – Кисточка в пышной юбке, декорированной разноцветными ленточками. Педагог ведет диалог с детьми от ее имени.

КИСТОЧКА. Сегодня, дети, вы будете рисовать с натуры как самые настоящие художники. Натура – это то, что художник выбирает в окружающем мире для изображения. Что-нибудь очень красивое или необычное, то, что поразило художника, заставило его остановиться, полюбоваться и сохранить в картине.

Рисование с натуры отличается от рисования – фантазирования тем, что в натурной картине художник запечатлевает настоящий, а не придуманный предмет именно так, как видит его перед собой. Если зрители рассматривают картину, нарисованную с натуры, то им кажется, будто они и сами увидели то, на что смотрел художник, когда эту картину рисовал.

ПЕДАГОГ. Дети, вспомните, ведь мы уже рисовали с натуры красивые осенние листочки, новогоднюю веточку, любимые игрушки (в старшей группе) и мишек подготовительной).

КИСТОЧКА. А разве у нас в детском саду можно найти натуру? (Игрушки, посуда, мы сами, животные и растения). Педагог направляет внимание детей на растения в детском саду.

ПЕДАГОГ. Дети, расскажите нашей Кисточке о нашей экскурсии по детскому саду, что вы видели, что вам особенно понравилось, какие растения особенно красиво цветут сейчас. (Дети рассказывают свои впечатления).

КИСТОЧКА. А зачем вам такие красивые цветы на клумбах? (Педагог рассказывает Кисточке, что садовые растения радуют их своей красотой, успокаивают свежей зеленью листвы, удивляют разнообразием формы листьев, удивительной окраской лепестков и формой цветов.).

ПЕДАГОГ. Посмотри, Кисточка, какой на столе роскошный натюрморт стоит у нас. Это зацвела наша гортензия.

КИСТОЧКА. Какой натюрморт? Где он? (Ищет его).

ПЕДАГОГ. Да вот же он, перед тобой.

КИСТОЧКА, Почему вы вазу с цветами называете так странно – натюрморт?

ПЕДАГОГ. Дети, кто объяснит Кисточке, почему ваза с цветами называется натюрмортом?

(Ребенок читает отрывок из стихотворения М. Яснова «О картинах»)

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу

Знай, что это – натюрморт.

КИСТОЧКА. Ага, теперь понятно. Значит, вы сегодня будете рисовать с натуры этот красивый букет в вазе. А хотите я вам немножко помогу? Когда – то очень давно я жила у одного художника и помогала ему рисовать картины. Художник был самый настоящий и очень талантливый. Знаете, дети, как он писал свои картины? Сначала художник выбирал что-нибудь красивое или необычное в качестве натуры, начинал этот предмет долго рассматривать и изучать. Закроет глаза, спрячет его образ в память и опять изучает. Словно он не художник, а фотоаппарат какой-то. Потом берет карандашик и быстро набросок делает. Он это называл эскизом. Затем мечтать начинает о том, какой размер картины будет и о том, чем и на чем он будет рисовать. И начинается творческий процесс – рисование с натуры. Я, Кисточка, ему помогаю. То в краске вся вымажусь и на холст ее переношу, то в баночке с водой купаюсь. И так весь день, а то и несколько дней, а бывает и несколько месяцев, пока картину художник не закончит. В конце работы он ее оформит в раму, подпишет и на выставку. Вот так художники и работают.

ПЕДАГОГ. А мы уже выбрали объект для натуры – цветы гортензии в вазе. Мы его хорошо рассмотрели и запомнили. Осталось сделать беглый набросок, как художник делает, но прежде мы выберем подходящие художественные материалы. (Педагог подводит детей к тому, что форма цветов гортензии и их цвет очень похожи на портреты мыльных пузырей, которые рисовали дети на прошлом занятии.)

Поэтому дети делают выбор – цветы выполнить в технике аппликации, используя портреты мыльных пузырей холодных оттенков, листья нарисовать на акварельной бумаге в технике «акварель – по мокрому «, в качестве фона взять цветные ксероксные листы теплых оттенков для контраста).

Педагог показывает два – три учебных рисунка и обращает внимание на свободное пространство вокруг вазы, достаточно ли места осталось для букета. Напоминает, что надо рисовать вазу такой высоты, чтобы она занимала примерно половину листа бумаги, затем обозначить направление стеблей. Педагог показывает, что в аппликации округлые заготовки цветов должны частично перекрывать друг друга. Советует для вазы выбрать цвет, отличающийся от цвета фона и цветов.

Дети рисуют, сверяясь с натурой. Педагог помогает индивидуальными советами, учитывая конкретный ракурс (т. е. как выглядит букет в вазе с определенной точки зрения).

ПЕДАГОГ. Кисточка, а ты знаешь, что наши дети сегодня не только художники, но и волшебники? Они умеют рисовать на волшебной акварельной бумаге акварельными красками в технике «акварель по – мокрому». Хочешь посмотреть?

Дети показывают Кисточке, как они смачивают акварельную бумагу внутри контура листа охрой и сразу же рисуют прожилки листиков темно – зеленой акварельной краской тонкой кистью.

ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ. После того, как дети нарисуют букет, вместе с ними сравните изображения с реальным букетом. Анализируя рисунки дошкольников, дайте им образные названия («Радостные цветы», «Нежный букет», «Веселые цветы» и т. д.).

Педагог вместе с детьми и Кисточкой выходят во двор детского сада и фотографируются возле куста цветущей гортензии.

Публикации по теме:

Нетрадиционные методы рисованияНетрадиционные методы рисования С самого детства я очень люблю рисовать. Рисование мне доставляет много радости. Свою детскую мечту смогла осуществить, став педагогом. В.

Ваза из бутылкиВаза из бутылки Вот такую яркую, весёлую вазу мы сделали с детьми из стеклянной бутылки. Впереди лето, на клумбах распустятся цветы и мы их поставим в.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Цветы
Автор публикации:
«Гортензии в вазе». Интегрированное занятие по рисованию натюрморта в подготовительной группе
Опубликовано: 30 июня 2013 в 14:18
+376
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 382.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...