Вашнёва Валентина Ивановна
Готовность будущих социальных педагогов к формированию социальных компетенций обучающихся как показатель социального качества
▼ Скачать
Клипинина В. Н., кандидат педагогических наук, доцент
Вашнёва В. И., старший преподаватель
ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Klipinina V. N., the candidate of pedagogical sciences, associate professor
Vashnyova V. I., senior teacher
READINESS OF FUTURE SOCIAL TEACHERS FOR FORMING OF SOCIAL COMPETENCES OF STUDENTS AS INDICATOR OF SOCIAL QUALITY OF EDUCATION
Публикация «Готовность будущих социальных педагогов к формированию социальных компетенций обучающихся как показатель социального качества» размещена в разделах
Аннотация: В статье разработаны и обоснованы научные подходы к модернизации психолого-педагогической и методической подготовки социальных педагогов в контексте реализации компетентностного подхода в общем среднем образовании, проведен логико-содержательный анализ компетентностного подхода, уточнены значения понятий «социальная компетенция» и «социальная компетентность».
Ключевые слова: компетентностный подход в образовании; социальная компетенция; социальная компетентность, образование; социальная педагогика.
Summary : In article scientific approaches to upgrade of psychology and pedagogical and methodical training of social teachers in the context of implementation of competence-based approach in general secondary education are developed and proved, the logiko-substantial analysis of competence-based approach is carried out, values of the concepts "social competence" and "social competency" are specified.
Keywords : competence-based approach in education; social competence; social competency, education; social pedagogics.
Формирование и развитие профессиональной компетентности социального педагога – динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование социально-личностных и академических компетенций будущего специалиста в процессе освоения учебных дисциплин, учебных и педагогических практик, выполнения курсовых, дипломных работ и исследовательских заданий, воспитательной работы, включающей студентов в разнообразные виды социально-направленной деятельности во внеучебное время.
Анализ содержания образования по специальности «Социальная педагогика» свидетельствует о том, что представленные в образовательном стандарте профессиональные компетенции и их отражение в учебных программах носит однонаправленный характер. Владение социально-педагогическими знаниями, методами и средствами социально-педагогического взаимодействия, которое является основой социально-педагогической деятельности, отражено односторонне без учета готовности и способности специалиста к формированию у обучающихся и воспитанников социальных компетенций в образовательном процессе учреждения образования.
Анкетный опрос выпускников 2015/2016 учебного года показал, что в целом они не сомневаются в важности формирования академических, социально-личностных и профессиональных компетенций специалиста (рейтинговый показатель 4,65, однако их готовность к формированию социальных компетенций у учащихся в соответствии с направлениями профессиональной деятельности или не осознается в полной мере, или не оценивается адекватно.
Следовательно, в теории и практике социально-педагогического образования возникли противоречия:
между необходимостью формирования у учащихся учреждения среднего образования социальных компетенций и недостаточной готовностью молодых специалистов к реализации компетентностного подхода в практике социально-педагогической деятельности;
между потребностью в модернизации психолого-педагогической и методической подготовки социальных педагогов в контексте реализации компетентностного подхода в общем среднем образовании и существующими образовательными стандартами высшего педагогического образования по специальности «Социальная педагогика».
Разрешение данных противоречий является чрезвычайно актуальной научной проблемой, носящей практико-ориентированный характер, что подтверждается потребностями учреждений образования Республики Беларусь в компетентных социальных педагогах, готовых и способных к реализации компетентностного подхода в своей профессиональной деятельности, а также недостаточной разработанности научно-методических подходов к ее решению.
Анализ научных работ, посвященных реализации компетентностного подхода в деятельности социально педагога школы показал, что исследование и разработка данной проблемы представляется достаточно новым и перспективным направлением развития профессиональной подготовки будущих социальных педагогов. В связи с данными обстоятельствами цель исследования заключалась в том, чтобы разработать и обосновать научные подходы к модернизации психолого-педагогической и методической подготовки социальных педагогов в контексте реализации компетентностного подхода в общем среднем образовании.
Содержание образования по специальности «Социальная педагогика» в широком смысле представляет собой педагогически адаптированный социальный опыт, тождественный по своей структуре междисциплинарной матрице, интегрирующей психолого-педагогические и социо-гуманитарные знания, способы их применения в социокультурном пространстве в форме социально-педагогических технологий и проявляющихся как профессионально-ценные качества личности специалиста.
В узком смысле содержание образования – понятие, под которым подразумевается вся совокупность учебных дисциплин, усвоение которых обеспечивает образование по специальности «Социальная педагогика», предполагающее формирование профессиональных компетенций, в том числе знаний, умений, способностей к реализации компетентностного подхода в общем среднем образовании.
Цель обновления содержания и научно-методического обеспечения профессиональной подготовки социальных педагогов к реализации компетентностного подхода в общем среднем образовании заключается в том, чтобы обозначить основные методологические ориентиры по модернизации содержания образования по специальности «Социальная педагогика» и обеспечить подготовку социальных педагогов к реализации компетентностного подхода в общем среднем образовании.
Социальный педагог в учреждении общего среднего образования профессионально призван формировать у учащихся социальные компетенции, совокупность которых интегрируется в социальную компетентность гражданина белорусского государства. Анализ понятий «социальная компетентность» и «социальная компетенция» свидетельствует о том, что социальная компетентность определяется как сложное образование, под которым понимают: степень адекватности и эффективности реагирования на проблемные жизненные ситуации, достижение реальных целей в особом социальном контексте, использование подходящих для этого методов и позитивное развитие как результат активности, подтверждение со стороны других адекватности социального поведения, способность участвовать в сложной системе межличностных отношений и успешно использовать и понимать др. людей.
Социальная компетентность отражает степень конструктивности человека как субъекта социального взаимодействия и занимает особое место в ряду различных видов компетентности исследуемых в современной педагогике; определяется как способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающей средой и заключается в адекватности и эффективности решения многообразных проблемных ситуаций, с которыми сталкивается человек в социуме, включает социальные способности; представления и достижения; лежит в основе социальной адаптации
Социальная компетентность связана с наличием субъектной позиции личности, подчеркивает ее связь с высоким уровнем осознания существа социальных проблем, эффективных способов взаимодействия с различными агентами социализации. В качестве основных функций социальной компетентности человека выделяется : адаптация, социальная ориентация, интеграция личностного и социального опыта, в основе которых лежит коммуникативная компетентность и социально-психологическая подготовленность личности к жизнедеятельности в социуме. Кроме того, социальную компетентность определяют как систему знаний о социальной действительности и себе, социальных умений и навыков взаимодействия, поведения в стандартных социальных ситуациях, что способствует адаптации, целесообразному принятию решений и максимальному использованию обстоятельств социальной среды.
Следовательно, социальная компетентность - это результат социализации, социального научения и социального воспитания, которые происходят в учреждении общего среднего образования под влиянием образовательного процесса и социально-педагогического взаимодействия. В свою очередь, социальная компетенция - это знания в действии, умения и навыки выполнения деятельности, интегративные деятельностные конструкты, включенные в реальную ситуацию и направленные на достижение конкретного результата. Компетенция дается в двух значениях: во-первых, как круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом; во-вторых, как круг социальных ролей и полномочий. Кроме того, компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией, как способность установить на основании имеющихся знаний определенный алгоритм действий по решению проблемных ситуации жизнедеятельности в обществе, учреждении среднего образования, семье.
Социальные компетенции учащихся - это знания, умения, способности и готовность, прежде всего, ориентироваться в социальной ситуации и управлять ею. Исходя из определения социальной компетенции, следует выделить области социального взаимодействия, которые должны быть освоены учащимися для формирования социальной компетентности :
область социальных знаний (социально-правовые компетенции – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами, а также владение приемами социально-правового общения и поведения);
область социальных умений (специальные социальные компетенции как подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умения решать типовые социальные задачи и оценивать результаты своей деятельности, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения);
область способностей и личностных характеристик (персональные социальные компетенции – способность к постоянному личностному росту и саморазвитию).
В педагогической науке нет полного единства в определении перечня набора социальных компетенций. Так В. А. Хуторской предлагает выделять ценностно-смысловую, общекультурную, познавательную, информационную, коммуникативную, социально-трудовую, личностную компетенции. И. А. Зимняя определяет в качестве ведущих собственно социальные компетенции : здоровьесбережения; гражданственности; информационно-технологическая; социального взаимодействия; компетентность общения.
Анализ содержания учебных программ по специальности «Социальная педагогика» свидетельствует о том, что «палитра» социальных компетенций, в формировании которых должен принять участие социальный педагог в учреждении общего среднего образования, более многозначна. В связи с этим, модернизация социально-педагогического образования предполагает, что в основе концепции обновления содержания и научно-методического обеспечения профессиональной подготовки социальных педагогов к реализации компетентностного подхода в общем среднем образовании должны лежать четко обозначенные цели (характеристики результата «на выходе», то есть те профессиональные компетенции, которыми должен овладеть студент, чтобы быть профессионалом в реализации компетентностного подхода в социально-педагогической работе с учащимися, который будет обеспечивать: создание развивающей среды в учреждении образования, организованной в виде центров активности; использование активных форм организации работы с детьми, в виде открытых социально-образовательных проектов; педагогическую поддержку, основанную на готовности социального педагога вести систематическое целенаправленное наблюдение за деятельностью детей. Это позволит модернизировать содержание образования по специальности «на входе» на основе следующих концептуальных положений.
1. Содержание профессиональной подготовки социальных педагогов нельзя сводить только к освоению содержания учебных дисциплин на репродуктивном уровне (усвоил информацию – сдал экзамен). Профессиональная подготовка должна предполагать освоение профессиональных компетенций, содержание которых нацеливает студента на постоянное профессионально-личностное развитие путем освоения опыта формирования конкретных социальных компетенций у учащихся в учреждении общего среднего образования.
2. Обновление содержания и научно-методического обеспечения профессиональной подготовки социальных педагогов к реализации компетентностного подхода в общем среднем образовании должно опирать на идею о том, что освоение учебных дисциплин специальности предполагает процесс контекстного обучения, когда студент под руководством преподавателя конструирует и осознает те компетенции, которые должен сформировать у себя, принимает их как цель профессионального развития, осваивает необходимые знания и виды деятельности, и осуществляет самооценку уровня их формирования.
3. Для модернизации содержания образования по дисциплинам специальности необходимым представляется разработка, апробация и внедрение в образовательный процесс модулей (разделов) в учебные дисциплины специальности, в соответствии с содержанием которых студент должен освоить психолого-педагогические и методические подходы к формированию и развитию у учащихся учреждения общего среднего образования социальных компетенций разного уровня сложности.
4. Обновление содержания профессиональной подготовки социальных педагогов к реализации компетентностного подхода в общем среднем образовании предполагает опору на следующие принципы: научности, системного подхода, педагогического проектирования, практико-ориентированной направленности, дидактической адаптации научных знаний к уровню обучения студентов и др.
5. Социальные компетенции личности учащихся формируется на основе имеющегося у них социального опыта. Формирование социальных компетенций зависит от возрастных закономерностей развития, ведущих потребностей (мотивов) и задач возрастного периода, следовательно разработка научных подходов к обновлению содержания подготовки социальных педагогов предполагает учет следующих контекстов:
психологические особенности возрастной категории учащихся как субъектов социально-педагогического взаимодействия;
особенности формирования навыков общения и социализации некоторых типов личности;
индивидуальный темп развития личности отдельных учащихся;
наличие как положительного, так и отрицательного опыта общения и социального взаимодействия;
наличие или отсутствие мотивации к общению;
возможность опираться на знания, умения, сформированные в процессе социализации, воспитания и обучения на предыдущих возрастных этапах
6. Обновление содержания профессиональной подготовки социальных педагогов должно происходить на основе разработки тезауруса (макета) профессиональных компетенций социального педагога, определяющих его готовность к самостоятельной социально-педагогической деятельности по реализации компетентностного подхода в общем среднем образовании.
Литература
1. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа
компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 122 с.
2. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика : учеб. пособие для студентов вузов / А. В. Хуторской. - М. : Академия, 2010. - 355 с.
3. Zimnyaya, I. A. Basic of competence as a productive and target basis of competence-based approach in education / I.A. Zimnyaya. – M. : Research center of problems of quality of training of specialists, 2004. – 122 pages.
4. Hutorskoy, A. V. Pedagogical innovatics : studies. benefit for students of higher education institutions / A. V. Hutorskoy. - M. : Academy, 2010. - 355 p.