МААМ-картинки

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников на основе культурного наследия казачества Белогорья (1 фото)

Инна Осыка
Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников на основе культурного наследия казачества Белогорья

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников на основе культурного наследия казачества Белогорья

b]

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

Михаил Ломоносов

[/b]

На современном этапе модернизации системы дошкольного образования особое внимание отводится проблеме социально-нравственного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающего формирование у детей любви к родному краю, Родине, культуре и обычаям своего народа.

Публикация «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников на основе культурного наследия казачества Белогорья» размещена в разделах

Без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Человеческий фактор, поставленный в центр политической жизни нашей страны, делает актуальным поиск современных форм общения с ребенком-дошкольником и его родителями в гражданско-нравственном направлении.

Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение развития и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает» (Статья 29, – сказано в Конвенции о правах ребенка.

Патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО регламентирует главные задачи в данном направлении:

• развитие чувства собственного достоинства ребенка как представителя своего народа или нации;

• формирование уважительного отношения к культурным особенностям своей страны;

• формирование толерантного отношения к сверстникам, родителям и другим взрослым, людям других национальностей;

• развитие нравственно-духовных качеств и характеристик человека.

Приоритетное направление работы нашего детского сада – патриотическое воспитание детей на основе культурного наследия казачества Белогорья.

С 01.09.2013 года в МАДОУ реализуется муниципальная программа по реализации стратегии развития дошкольного образования по теме «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе культурного наследия казачества Белогорья посредством создания казачьих отрядов в ДОУ».

Система работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей МАДОУ «ЦРР – ДС №12» включает следующую цель и задачи.

Цель: Развитие патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к культуре казачества, формирование стремления к здоровому образу жизни.

Задачи:

Расширение представлений ребенка о себе, о человеке, культуре, природе путем систематического, интегрированного обращения к богатейшему многовековому опыту казачества.

Закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом.

Введение ребенка в мир национальной и общенациональной культуры, оказание помощи в выборе и овладении личностно-значимой системой ценностных ориентаций.

Создание условий по оказанию помощи семье в раскрытии индивидуальности ребенка через включение его в культуру и историю собственного народа.

Обеспечение условий и форм освоения ребенком способов самостоятельного практического применения народной мудрости в различных видах деятельности ДОУ, семье.

Содействие становлению позитивного опыта взаимодействия ребенка со сверстниками и окружающим миром в реальных жизненных ситуациях на основе гуманного деятельного отношения.

Гражданско - патриотическое воспитание

в учебно-образовательном процессе

Гражданско-патриотическое воспитание детей включает в себя все виды детской деятельности и осуществляется через следующие формы работы:

• игры (подвижные, хороводные, русские народные)

• беседы,

• досуги,

• музыкальные и театрализованные представления,

• выставки детского творчества,

• тематические и православные праздники,

• развлечения,

• исследовательские проекты,

• экскурсии в краеведческий музей

• целевые прогулки и экскурсии к памятникам,

• поездки в исторически значимые, заповедные места

Казачество с его самобытностью, богатым обрядами, разнообразным фольклором и, конечно, воинскими традициями обладает уникальным развивающим и мощным воспитательным потенциалом. Главное в этом направлении – педагог вызывает вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот поддерживался и сохранялся в разных видах деятельности.

В групповых комнатах нашего детского сада создана предметно-развивающая среда, способствующая обогащению детских представлений об истории и быте казачества. В групповых комнатах оборудованы уголки «Я и Родина моя», «Я здесь живу», создан центр народного быта «Русская изба», в котором представлены предметы старины и быта казаков, фотографии, иллюстрации, пошиты русские и казачьи костюмы. На территории детского сада создана этнографическая площадка «Казачье подворье» для проведения прогулок, ознакомления с бытом казаков.

На протяжении трех лет ведется сотрудничество с Шебекинской казачьей общиной. Одним из значимых мероприятий стало участие детского казачьего коллектива в пятом районном слете кадетских классов, где проходило посвящение в казачество. С ответным словом детский казачий коллектив представил свою поздравительную открытку.

Совместное проживание детьми и взрослыми разнообразных событий, заданных годовым кругом наших христианских, самых главных праздников, воссоздавало духовно-нравственный уклад детской жизни, определяло духовное содержание и нравственный характер общения ребенка с миром и окружающими людьми. Это раскрыла встреча с казаками на хуторе «Державный» (село 2 – Стрелица, казачий отряд принимает участие в празднике, посвященном Победы в ВОВ. Дети имеют возможность не только прикоснуться к культуре казачьих традиций, но и отведать блюда солдатской кухни, покататься на лошадях.

Традиционно в День защитника Отечества глава казачьей общины принимает парад юнармейцев, на котором воспитанники демонстрируют знания особенностей различных родов войск, исполняют стихи, песни, пляски.

Детский казачий коллектив МАДОУ «ЦРР-ДС№12» принимал активное участие в:

- в пятом районном слете кадетских классов,

- в районном празднике «Юный патриот России, посвященном 69-й годовщине Победы в ВОВ,

- в районном конкурсе патриотической песни «Любовью к Родине дыша…»,

- в районной выставке декоративно прикладного творчества посвященной 70-летию Победы в ВОВ,

- в муниципальном этапе Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира»,

- в областном этапе Х Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира»,

-в региональный этапе Регионального конкурса «Я – исследователь» с исследовательским проектом «История войны в истории моей семьи».

В канун празднования Дня Великой Победы казачий отряд воспитанников МАДОУ «ЦРР-ДС№12» совместно с родителями участвовали в районном празднике «Юный патриот России, посвященном 69-й годовщине Победы в ВОВ. В канун 70 –летия Победы в ВОВ более семидесяти воспитанников старшего дошкольного возраста вместе со взрослыми приняли участие в шествии Бессмертного полка. Это стало традицией, что дает возможность показать на примере истории отдельных семей роль и значение ВОВ для каждого, выявить взаимосвязь поколений, дети совместно с родителями стремятся участвовать в исследовательской (проектной) деятельности: познавательно – развивающие и исследовательские проекты «История войны в истории моей семьи», «Победный Май», «Наследники войны».

Интерес к историческим событиям восполняют еженедельные занятия в музее с детьми старшего дошкольного возраста, экскурсии в историко-краеведческий музей города Шебекино и села Купино, походы к памятникам, поездки в исторически значимые заповедные места. Все это формирует самосознание ребенка и элементарные сведения по истории, географии, культуре России.

С 2003 года в МАДОУ функционирует кружок «Культура Православия», где освещаются традиции, Святыни земли, православные праздники, календарные праздники, уроки «Добра, правды, красоты». Дети становятся более отзывчивыми, могут адекватно оценивать свои поступки, отступает жестокость.

Для родителей оформлены православные уголки, включающие информацию о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Один раз в квартал выходит детсадовская газета «Благовест», оснащенная информацией для родителей по православным праздникам. Налажено сотрудничество с настоятелями Тихвинского храма протоиереем Олегом и храма Козьмы и Дамиана протоиереем Димитрием.

Педагоги детского сада знакомят дошкольников с народными праздниками и традициями казаков, разучивают казачьи песни, частушки, танцы; используют элементы казачьего фольклора в режимных моментах, организуют фольклорные праздники.

В холле детского сада проходят тематические выставки совместной деятельности детей и взрослых декоративно-прикладного творчества по знаменательным датам и праздникам. Поделки детей служат оформлением интерьера детского сада.

Работы, изготовленные совместно с родителями, отправляются на конкурсы различного уровня. За последние 3 года детский сад получил более 60-ти грамот. Дети продолжают занятия в городских студиях.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

Публикации по теме:

«Вышивание орнаментов Уральского региона как способ творческого осмысления культурного наследия своего народа» В культуре любого народа есть черты, определяющие ее своеобразие, являющиеся как бы «паспортом» культуры, ее исторического пути, межкультурных.

Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами детской литературы Патриотизм (греч. — соотечественник,.

Гражданско-патриотическое воспитание в детском садуГражданско-патриотическое воспитание в детском саду Семинар по гражданственно -патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаСтатью подготовила воспитатель I квалификационной категории.

Методическая разработка «Патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения их к народным традициям и промыслам» «Патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения их к народным традициям и промыслам» 1. «ФГОС» - развивать интерес к народным.

Нравственно-патриотическое воспитание на основе русского фольклораНравственно-патриотическое воспитание на основе русского фольклора Нравственно патриотическое воспитание на основе русского фольклора очень важный аспект деятельности в работе музыкального руководителя. Где.

План по самообразованию «Гражданско-патриотическое воспитание в подготовительной группе» Гражданско–патриотическое воспитание в подготовительной группе» 2015-2016 Актуальность: Исторически сложилось так, что любовь к.

Новый подход к ознакомлению старших дошкольников с книгой на основе культурного наследия русского народа «Новый подход к ознакомлению старших дошкольников с книгой на основе культурного наследия русского народа"В своем детском саду я провожу.

Протокол педагогического совета №3 «Гражданско — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» муниципальное автономное образовательное учреждение муниципального образования г. Краснодар «Центр развития ребенка – детский сад № 200».

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников через обращение к фольклору. «Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную.

Выступление на родительском собрании «Воспитание личности на основе культурного наследия башкирского народа». Мы живем в Башкортостане. Это наша Родина, наша родная земля. Башкиры на протяжении сотен лет живут в дружбе и согласии с другими нациями,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников на основе культурного наследия казачества Белогорья
Опубликовано: 2 декабря 2016 в 21:13
+126Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 71.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД