Получи документы

Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами детской литературы

Регина Попова
Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами детской литературы

Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами детской литературы

Патриотизм (греч. — соотечественник, — отечество)нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Публикация «Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами детской литературы» размещена в разделах

В старшем дошкольном возрасте дети все плотнее знакомятся с книгой, как источником информации о мире. Потребности школы заставляют знакомить детей с грамотой и чтением как можно раньше. Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакома детям с самого раннего возраста. Но именно в старшем дошкольном возрасте она становится неотъемлемой спутницей познавательного процесса. Непрерывно формируется и подкрепляется уважительное отношение к книге и на специальных занятиях по типу «Экскурсия в библиотеку», «Откуда книга пришла», «Наши любимые книги», и на бытовом уровне – детей приучают брать книгу чистыми руками, не рисовать на страницах. В старшем дошкольном возрасте дети уже привлекаются к ремонту растрепавшихся или порванных книг. В составе группы всегда находятся дети, у которых в семье не принято читать, телевизор и интернет заменил осязаемую и теплую книгу. Поэтому ребенку трудно понять и принять книгу как продукт совместного труда многих людей, от лесоруба до писателя, проникнуться к ней уважением и бережным отношением, особенно если в семье во главу угла ставятся потребительские принципы «Ничего страшного, купим новую».

Дети старшего дошкольного возраста всегда «голодны» до новой информации, они собирают образ окружающего мира по кусочкам. Недаром возраст 5-7 лет называют «возрастом почемучек». Дети спрашивают много, уточняя и расширяя свои знания для создания целостной картины своего собственного мира и своего места в этом мире. В этот период дети особенно внимательны к чтению вслух, что полезно не только для расширения кругозора, но и для развития образного мышления.

Читать детям надо ежедневно, желательно, чтобы это правило не нарушали и родители в выходные дни и тогда, когда ребенок по каким-то причинам не посещает детский сад.

Чтение вслух сопровождает многие занятия в детском саду. Чувствительность детей к художественному слову велика настолько, что дети после прочтения, особенно с выражением, чувством, готовы сразу же применять новые знания или заниматься творческой деятельностью.

Личность педагога очень важный фактор при воспитании детей в любом ключе. Но патриотическое и нравственное воспитание невозможны при участии человека равнодушного, подходящего к вопросу формально. Дети чувствуют фальшь, и, принимая ее как норму и образец, строят свое отношение в том же стиле. Что не только не воспитывает патриотизма как такового, но еще и вредит искреннему чувству. Ребенок начинает подозревать, что в некоторых случаях вместо работы души и разума – достаточно создать видимость внешними атрибутами.

Воспитатель должен заражать детей своей любовью к Родине, с искренним удивлением и восхищением рассказывать о богатстве страны и достойных людях, государственных праздниках. Организовывать кружковую работу в уголке народного быта. Работать с родителями для привлечения их к участию в общественных праздниках, например – в параде, посвященному Дню Победы. Рассказывание сказок требует также артистизма и увлеченности, умения петь и применять жесты. Использование различных форм литературы вне занятий в неформальной, полусемейной обстановке приучают детей к естественности художественного слова, его повседневности. Как и краткие искорки народной мудрости – пословицы и поговорки, загадки и прибаутки, так и более объемные – сказки, песни и былины – естественно вплетаются в детское сознание.

Список художественных произведений для старшего дошкольного возраста довольно объемен и разнообразен. Вообще, используется литература самого разного объема, формы и стиля. Гражданско - патриотическое воспитание, как более узкая часть воспитания личности, тем не менее, пользуется всем перечнем жанров, рекомендуемых старшему дошкольному возрасту.

Устное народное творчество – богатейший материал для гражданско - патриотического воспитания. К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества.

Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности.

Былины - особый древний жанром устного народного творчества, с которым детей знакомят в старшем дошкольном возрасте. Содержание былин вплотную подходят к гражданско - патриотическому воспитанию.

Обрядовые песни, прибаутки, докучные сказки и небылицы – входят в круг детского чтения (народные и авторские).

Стихотворения, рассказы посвященные природе в разные времена года, описывающие красоту природы усложняются и восприятие ее не только как полезного ресурса, но как частью живого, чувствительного мира. Формирование любви к природе начинается с удивления, радости от узнавания, восхищения.

Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания.

Рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек. Дети сопереживают персонажам, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.

Но для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства недостаточно. В этом возрасте сохраняется наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то понятие государственных символов, красоты родной природы, военной героики) – нужна опора на визуальные впечатления.

Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, используются наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме. При чтении сказок и рассказов с новыми словами – например – «прялка», «решето», «ухват» - четкое понимание детям дает натуральный предмет, или хотя бы его изображение, потому что словесное описание – объяснение незнакомого предмета они воспринимают с трудом.

Конечно, начинайте работу по гражданско - патриотическому воспитанию с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Старайтесь, чтобы каждый день ребёнка в детском саду был наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детскому саду, родной улице, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Гражданственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Гражданственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами краеведения на примерах культурных ценностей и.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности «Салют Победы» Актуальность проекта: В 2015 году вся наша страна отмечала 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Эта знаменательная дата в истории.

Карта инновационной практики педагога «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Параметры Содержание Тема инновационного опыта «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста». 1. Актуальность.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста . Методическая разработка раздела «Социально-коммуникативное развитие»Актуальность. В связи с введением ФГОС ДО проблема нравственного –.

Описание опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Идея: Способствовать нравственно - патриотическому развитию.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки» «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с достопримечательностями родного города. Современные.

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности» (из опыта работы) «Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты.

Проект «Информационная защищенность детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы» 1. Введение. Осмысливая сегодняшний день нашего общества, нельзя обойти вниманием вопрос воспитания ребенка посредством приобщения его к.

Протокол педагогического совета №3 «Гражданско — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» муниципальное автономное образовательное учреждение муниципального образования г. Краснодар «Центр развития ребенка – детский сад № 200».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами детской литературы
Опубликовано: 20 ноября 2016 в 07:59
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД