Папки-передвижки

Групповой проект «Хроники семейного альбома»

Лариса Сац
Групповой проект «Хроники семейного альбома»

Сведения об авторах работы

Сац Лариса Александровна,

заместитель директора МАДОУ детский сад № 2 города Ишима Тюменской области

Название работы

Групповой проект «Хроники семейного альбома»

Конспект образовательной деятельности «Через 68 лет после войны»

(проводится в рамках группового проекта)

Год выполнения

2013 г.

Групповой проект

«Хроники семейного альбома»

Краткая аннотация проекта.

Публикация «Групповой проект „Хроники семейного альбома“» размещена в разделах

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Каждый человек с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его природе и культуре. Отсюда базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, народу, земле.

Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, городу. Поэтому трудно переоценить работу с дошкольниками по формированию чувств гражданственности и патриотизма, проводимую во взаимодействии с семьёй. Именно семья ребёнка, её убеждения и история, являются истоками формирования начал патриотизма.

Тема войны – благодатный источник для формирования у детей патриотических чувств. Ребёнок – дошкольник обладает определё нными психологическими особенностями: эмоциональностью восприятия, образностью и конкретностью мышления, глубиной и обострённостью первых чувств. Яркие впечатления, возникающие при знакомстве с конкретными историческими фактами, доступны детям и вызывают эмоциональные переживания.

Опыт патриотического воспитания показывает необходимость последовательной системной работы с детьми, поэтому эффективной, на наш взгляд, является организация работы с детьми по методу групповых проектов. Данный способ работы позволяет использовать все возможные формы работы в комплексе, что позволяет рассматривать любое событие или явление со всех сторон, обеспечить каждому ребёнку приемлемый для него способ получения знаний.

Хроника –

рассказ об исторических, политических, общественных, семейных событиях.

Словарь С. Ожегова, стр. 896

Возраст детей, вовлечённых в проект – 6 – 7 лет

Срок реализации проекта – 5 – 7 дней.

Вид проекта – исследовательско - творческий

Проектная цель для детей :

Формирование духовно – нравственных основ личности ребёнка.

Задачи:

- формировать представление об истории своей семьи;

- развивать исследовательские умения детей и навыки совместной работы со взрослыми;

- воспитывать бережное отношение к прошлому своей семьи и страны;

- воспитывать у детей национальную гордость за принадлежность к русскому народу.

Проектная цель для воспитателя:

Создание условий для формирования социально – нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- создать предпосылки для изучения детьми истории своей семьи;

- создать условия для совместной деятельности родителей и детей;

- создать условия для формирования толерантного отношения к людям старшего поколения.

Этапы проекта.

Подготовительный:

- работа воспитателя с личным фотоархивом;

- подбор и изучение детской художественной литературы о ВОВ;

- подбор материалов для продуктивной деятельности;

- согласование совместных действий с музыкальным руководителем;

- подбор материала звукового и иллюстративного ряда (картин, иллюстраций, газетных и фотоматериалов, музыкальных произведений патриотической направленности);

- посещение краеведческого музея с целью выявления возможности организации экскурсии;

- работа с родителями (беседа об истории семьи, подбор военных фотографий и наград).

Основной:

- создание проблемно – игровой ситуации «Фотография в альбоме» (рассматривание фронтовой фотографии из семейного альбома воспитателя и беседа по ней);

- совместная работа детей и родителей «Загляни в семейный альбом» (рассматривание семейных фотографий, поиск фотографий военных лет, рассказ родителей детям о жизни членов семьи старшего поколения);

- совместная работа родителей и детей: составление рассказа по фотографии;

- беседа с детьми «О чём рассказала фотография» (по итогам изучения семейного фотоальбома родителей и детей);

- чтение художественной литературы о войне, беседы по содержанию прочитанного (расширение представлений детей о ВОВ, формирование понятий «героизм», «герой», «подвиг»);

- самостоятельная продуктивная деятельность детей «Что я знаю о войне» (отражение представлений по прочитанным произведениям);

- экскурсия к памятным местам «Ничто не забыто» (знакомство с местами, воздающими почесть воинскому подвигу);

- встреча – беседа с членами старшего поколения семьи «Дороги войны на фронтовых фотографиях»;

- организованная образовательная деятельность «Символы воинского подвига» (формирование представлений о государственных наградах за подвиг, воинский героизм);

- продуктивная деятельность «Награда для героя»;

- совместная работа родителей и детей: составление рассказа о фронтовых наградах членов старшего поколения семьи;

- организованная образовательная деятельность «Через 68 лет после войны»;

- оформление фотовыставки «Семейные хроники».

Заключительный:

- концерт к Дню Победы «Не меркнет поколений слава» (с участием выпускников детского сада разных лет).

Сущность проекта.

1. Проект направлен на формирование нравственных качеств личности детей старшего

дошкольного возраста, воспитание у детей национальной гордости за подвиг народа и патриотизм.

2. Реализация проекта позволит расширить представления детей об истории семьи, развить

навыки совместной работы со взрослыми, сформирует чувство причастности к великой истории страны.

3. Проект предполагает получение детьми новых знаний об истории страны, в которой они

живут, развитие интереса детей к истории семьи, города, страны. Полученные знания окажут большое влияние на формирование у детей навыков толерантного отношения к людям старшего поколения.

Конспект

организованной образовательной деятельности

«Через 68 лет после войны»

Краткая аннотация занятия.

Данная организованная образовательная деятельность проведена в рамках группового проекта. В основу деятельности положены результаты совместной работы родителей и детей в процессе реализации проекта. Изучение старых фотографий семейного альбома, рассказы родителей о прадедах, знакомство с разнообразным материалом о поступках людей во время ВОВ способствует более глубокому пониманию детьми истории семьи и войны.

Использование такой формы работы, как работа в микрогруппах, направлено на решение задач: - закрепление у детей подготовительной группы навыков чтения;

- закрепление навыка совместной работы в подгруппах.

Работа детей в подгруппах подразумевает работу с толковым словарём. Подгруппе детей предлагается карточка со словом и указывается страница, на которой оно расположено в словаре. Найдя слово в словаре, дети его подчёркивают. Объяснение слова читают или сами дети, или воспитатель. Работа со словарём может успешно использоваться воспитателем в процессе работы с детьми, имеющими достаточно высокий уровень знаний и умений.

Цель:

формирование социально – нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- обобщить представления детей о нравственных понятиях «подвиг», «герой», «героизм»;

- развивать навык связного последовательного рассказа;

- формировать интерес к истории своей семьи;

- воспитывать у детей эмоционально – положительное отношение к героям, потребность подражать им, стремиться быть похожими на них.

Оборудование:

- выставка семейных фронтовых фотографий и выставка военных наград;

- выставка рисунков детей «Награда для героя»;

- толковые словари;

- магнитофон;

- аудиозаписи песен военных лет.

Структура образованной деятельности.

1 этап.

Микроцель:

Актуализация субъектного опыта детей (обобщение понятий «герой», «героизм», «подвиг»).

Используемые методы:

- беседа с детьми;

- работа детей с толковым словарём в подгруппах.

Слово воспитателя:

Много лет назад была война. Для нынешних мальчишек и девчонок война – это далёкое прошлое. Целая жизнь прошла с тех пор. Но никак не забываются эти огненные годы, словно вчера всё это было.

В эти дни мы с вами вспоминаем людей, чьё детство и молодость были опалены войной. Мы читаем о них книги, рассматриваем фотографии, беседуем об их подвигах.

? Так что же мы понимаем под словом «подвиг»?

(хороший поступок, смелость человека, умение и желание помочь другому человеку и т. п.)

? Кто может совершить подвиг?

(любой человек, взрослый, солдат)

? Что можно сказать о людях, которые совершают подвиг?

(это храбрые, смелые люди, которые ничего не боятся)

? Как называют людей, которые совершают подвиги?

(героями)

? Каким вы представляете себе героя?

(высокий, сильный, смелый, красивый человек)

? А каждый ли поступок смелого человека можно назвать геройским?

( анализ ситуаций: перебежка через дорогу, езда на велосипеде по проезжей части, драка)

Работа детей в микрогруппах : в толковых словарях дети находят значение слов «герой», «героизм», «подвиг» (каждая микрогруппа работает с одним словом).

Итог работы детей: героический поступок, подвиг – это дело, поступок, совершённый ради благородной цели.

2 этап.

Микроцель:

Расширение представлений детей об истории своей семьи.

Используемые методы:

- рассказ детей о членах семьи, воевавших на фронте (с опорой на фотографию);

- проблемные вопросы, направленные на формирование личностного восприятия детьми событий прошлого.

Слово воспитателя:

Солдаты в годы войны совершили много героических поступков. Они делали всё, что могли для приближения победы. Взгляните на фотографии военных лет. Это близкие нам люди, члены вашей семьи, которые воевали на фронте и совершали подвиги. Я предлагаю вам рассказать о них. (2 – 3 рассказа детей по фотографиям)

Вопросы к детям:

- как ты думаешь, каким был твой прадедушка в довоенное время?

- во что он любил играть, когда был мальчиком?

- как ты думаешь, страшно ли ему было на войне?

- о чём он мечтал на фронте?

- если бы ты встретился сейчас, чтобы ты ему сказал?

Итоговый вопрос: как вы думаете, можно ли участие в войне назвать героическим поступком и почему?

3 этап.

Микроцель:

Закрепление.

Используемые методы:

- рассказ детей о наградах, хранящихся в семье как реликвия (с опорой на наглядность);

- проблемно – нравственная ситуация (вручение наград, созданных самими детьми).

Слово воспитателя:

Мы беседовали с вами о том, что каждый народ ценит и помнит людей, совершающих героические поступки. Эти люди заслуженно получают награды – знак подвига. Мы рассматривали награды, вы рисовали награды для героя. Есть ли награды у тех, кто воевал в вашей семье? Расскажите о них. (2 – 3 рассказа детей о наградах)

Слово воспитателя:

Я предлагаю те награды, которые нарисовали вы для героев, вручить вашим воевавшим членам семьи. Мне бы хотелось, чтобы вы отметили, за что вы вручаете свои награды.

(Дети вручают (прикрепляют к фотографиям) награды, отмечая достоинства и подвиг воевавших родственников)

Слово воспитателя:

Чтобы показать, что мы помним и чтим этих людей и их подвиг, я предлагаю встать и просто помолчать под музыку (звучит песня М. Бернеса «Журавли»)

4 этап.

Микроцель:

Подведение итогов работы.

Используемые методы:

- вопросно-ответное общение с использованием проблемно – нравственных вопросов с целью выявления личностного отношения детей к содержанию деятельности.

Слово воспитателя:

Вспомним всех поимённо,

Горем вспомним своим,

Это нужно не мёртвым,

Это нужно живым!

? Как вы думаете, зачем живым нужно помнить о войне?

? Что, по-вашему, важно запомнить из нашего сегодняшнего разговора?

5 этап.

Микроцель:

Инициировать рефлексию (умение осмысливать свою деятельность) у детей.

Используемые методы:

- проблемные вопросы, направленные на выявление эмоционально – положительного отношения к своей деятельности

Вопросы к детям:

- как ты думаешь, твой прадедушка остался бы доволен тем, как ты рассказал про него сегодня?

- с каким чувством ты слушал рассказы своих друзей, рассматривал фотографии и награды войны?

- как ты думаешь, удалось ли тебе интересно рассказать о фотографии (награде) своего прадеда?

- захотелось тебе быть похожим на этих людей и почему?

Публикации по теме:

Педагогический проект «Влияние синтеза искусства на развитие личности старшего дошкольника» Педагогический проект реализован в группе эстетического развития "Гармония". Рассчитан на детей 6-7 лет. Направлен на развитие творческих.

Проект для детей подготовительной группы по программе «Школа 2100» «По странам и континентам» Проект "По странам и континентам" для детей подготовительной группы. Работа по ОС "Школа 2100", программа "Детский сад 2100" Цель: формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Групповой проект «Хроники семейного альбома»
Опубликовано: 4 сентября 2013 в 13:35
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД