МААМ-картинки

Игра-путешествие «В мире сказок и былин» в средней группе (2 фото)

Марина Харитонова
Игра-путешествие «В мире сказок и былин» в средней группе

Цель: Повышение художественно-творческой активности детей при восприятии былинных и сказочных героев, изображённых на картинах.

Задачи:

- формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях;

- оживить представление о сказочных героях, о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.

- развивать умение рассматривать детали картин и описывать увиденное;

- вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.

Публикация «Игра-путешествие „В мире сказок и былин“ в средней группе» размещена в разделах

- продолжать пополнять и активизировать словарь детей.

- развивать внимание, память, наблюдательность, мышление;

- воспитывать навыки культурного общения;

- воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Материал. Репродукции картин: К. Е. Маковский «На попечении у бабушки», В. М. Васнецов «Богатыри», В. М. Васнецов «Гусляры», В. М. Васнецов «Алёнушка».

Иллюстрации богатырей чувашского, татарского и мордовского народа.

Музыкальный проигрыватель, мольберт, стойки и ткань для картин.

ХОД:

Помещение делится на галерейную зону с посадочными местами для детей и репродукциями картин на стойках и игровую зону. Размещён мольберт с картиной Константина Егоровича Маковского «На попечении у бабушки», накрытой тканью.

Дети под музыку входят в зал. (Картинная галерея).

Дети садятся лицом к мольберту.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Я рада приветствовать вас сегодня в этом необычном зале.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на мольберт. Как вы думаете, что скрыто под тканью?

Дети: Картина.

Воспитатель: Верно. А точнее репродукция картины, т. е. копия картины, которая хранится в музее.

Воспитатель открывает репродукцию картины.

Воспитатель: Ребята, внимательно посмотрите на картину. Кто изображён на этом живописном произведении?

Дети: На этом полотне изображены бабушка и дети.

Воспитатель: А, где они находятся?

Дети: Они находятся в детской комнате.

Воспитатель: Кто из них младше всех? Кто из них старше всех? (Ответы)

Воспитатель: Кем они друг другу приходятся?

Дети: Это братья и сестры.

Воспитатель: что делает бабушка?

Дети: Бабушка рассказывает сказку.

Воспитатель: Что делают дети?

Дети: Дети внимательно и с интересом слушают бабушку.

Воспитатель: Все верно. Ребята, обратите внимание, обстановка комнаты близка к сказочной. На заднем плане, на красном ковре, изображена прекрасная сказочная героиня - птица с головой девушки, птица Феникс. Одежда детей отличается от современной: на мальчике - рубаха, подпоясанная ремешком, высокие сапоги с узором; одна из девочек - в короне. Бабушка одета в яркий халат, на голове кокошник - головной убор, в её руках нет книги: это значит, что сказку она помнит наизусть.

Воспитатель: Ребята, а вам ваши бабушки рассказывают сказки?

Игорь, скажи какие сказки тебе твоя бабушка рассказывала или читала?

А тебе Ариана? (Сережа, Василиса). Вам нравится, ребята, когда бабушка рассказывае

Игра-путешествие «В мире сказок и былин» в средней группе
Фото «В мире сказок и былин»

т сказки? (Да). Я думаю, что ваши бабушки знают много интересных сказок.

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы еще рассмотреть какие – нибудь репродукции картин? (ответы)

Воспитатель: Тогда я предлагаю вам отправиться на экскурсию «В мир сказок и былин».

Звучит музыка «В гостях у сказки».

Дети за воспитателем идут по кругу и останавливаются у картины «Богатыри» В. М. Васнецова.

Воспитатель: Ребята, а что такое былина (Ответы детей) Былина – это русские народные песни-сказания, которые придумывал и пересказывал народ. В былинах говорится о борьбе русского народа с врагами, о силе русских воинов.

Воспитатель: Дети, а с кем боролись герои - богатыри? (С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным).

Воспитатель: Защитники нашей Родины - богатыри. Художник Виктор Михайлович Васнецов нарисовал картину «Богатыри». Вот как они выглядели. (Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри»).

Воспитатель: ребята, как вы думаете, какими они были? (могучими, мужественными, храбрыми и сильными).

Воспитатель: Кто изображён на этой картине? (ответы детей)

Воспитатель: На ней на могучем коне в середине сидит Илья Муромец. По бокам Алеша Попович и Добрыня Никитич. Они зорко всматриваются - не слыхать ли топот чужих коней. Богатырей в тяжёлых доспехах мог довести только очень крепкий и сильный конь.

Вот как говорится о богатырях в былинах :

Дети читают стихи:

От зари и до зари

Дозор несут богатыри:

Добрыня, Алеша и старший Илья.

Три, всем нам знакомые, богатыря!

У каждого из них верный конь,

Он с ними и в воду, и в огонь.

В руках у них щит и меч,

Чтоб землю русскую беречь.

Чтоб рубежи родной земли

Враги нарушить не могли.

Караул нести им нужно

На заставе стойко, дружно.

И пока они на страже,

Может быть уверен каждый:

От врагов защищены

Покой и мир родной земли!

Воспитатель: Своими богатырями славилась и чувашская земля. Одним из героев является Улып. Переводится как «вождь» и как «великан».

У татарского народа свои богатыри. По преданиям, Алпамыш рос крепким и могучим. А то, что он был еще и удачливым охотником, метким стрелком, еще больше укрепило его славу. В образе Алпамыш воплотились самые лучшие человеческие качества: беззаветная храбрость, рыцарство, самоотверженность, сила.

Мордовский богатырь Перя обладал невиданной силой. Люди уважали богатыря, любили его, всегда звали на помощь. А Перя никогда никому не отказывал, всем помогал.

Воспитатель: кого ребята, перехитрил Перя? (лешего). Кого победил? (вражеское войско).

Ребята, что в руках у богатырей? (щит и меч, лук, копьё).

Физкультминутка

«Богатырь»

Богатырь – вот он каков: (Дети стоят в кругу, идут на месте)

Он силен, он здоров, (Показываю силача)

Он из лука стрелял, (Показывают стрельбу из лука)

Метко палицу бросал, (Выполняют замах и бросок)

На границе стоял, (Показывают)

Зорко-зорко наблюдал, (Подносят руку ко лбу, глядят вдаль)

Подрастем и мы, смотри, (Поднимают руки высоко вверх)

Станем, как богатыри! (Руки на пояс)

Воспитатель: - Когда богатыри останавливались, чтобы отдохнуть, Алёша Попович свои мелодии играл на гуслях.

Воспитатель открывает картину «Гусляры».

- В далёкие времена гусли были неотъемлемой частью жизни народа. Под их звучание и работали, и отдыхали, и былины сказывали, и танцевали. Человека, играющего на гуслях, называли гусляром.

- Кого вы видите на картине? (ответы детей). (Показ слайда)

- В центре композиции – трое гусляров. Они изображены сидящими на скамье внутри избы. Пальцы их рук перебирают струны, а из уст льётся песня.

Послушайте, как это звучит. Воспитатель включает фрагмент песни «Что не три горы».

Воспитатель: Ребята, продолжаем нашу экскурсию. ( останавливаются у картины: «Алёнушка»-слайд).

Кто знает, из какой русской народной сказки взят сюжет для этой картины? (Ответы детей).

Воспитатель: Полотно «Алёнушка» написано по сюжету русской народной сказки «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке».

Воспитатель: «Что мы видим на переднем плане картины? (ответы детей).

- На переднем плане картины - девушка с грустными глазами, сидящая на камне, на берегу заросшей реки.

- Ребята, почему она грустит и печалится? (ответы детей).

- Правильно! Она грустит и скучает по счастливому времени и по брату.

- Что мы видим на заднем плане картины? (деревья-осины и сосны, на ветках сидят ласточки)

- А настроение картины какое? (грустное, глубокая печаль).

Воспитатель включает запись мелодии «Алёнушка». Дети слушают.

Какой характер звучания у музыки? (грустный).

-Но мы с вами знаем, что в сказке у Алёнушки будет всё хорошо.

Воспитатель: Ребята, вот и подошла к концу наша экскурсия.

-Какая из картин запомнилась тебе Игорь? (Лиза, Ариана, Серёжа)

Воспитатель: - Скажите, на чём играл богатырь Алёша Попович? (на гуслях).

-Как называли человека, играющего на гуслях? (гусляром).

- Как звали богатырей?

-Кто рассказывал детям сказки?

-Почему у Алёнушки грустные глаза?

Воспитатель благодарит детей и прощается с ними.

Публикации по теме:

Конспект занятия-экскурсии «В мире сказок и былин»Конспект занятия-экскурсии «В мире сказок и былин» Познавательное развитие: Ознакомление с окружающим. С учётом дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного.

Дидактическая игра на развитие эмоциональной сферы детей «Эмоции в мире сказок»Дидактическая игра на развитие эмоциональной сферы детей «Эмоции в мире сказок» Дидактическая игра «Эмоции в мире сказок» Цель: - Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей, через закрепление знаний об основных.

Дидактическая игра «В мире сказок» для второй младшей группыДидактическая игра «В мире сказок» для второй младшей группы Цель: 1. Развитие воображение, мышления, внимания, памяти; 2. Развитие диалоговой и монологовой речи; 3. Развитие умение ориентироваться на.

Фотоотчет о занятии-экскурсии «В мире сказок и былин»Фотоотчет о занятии-экскурсии «В мире сказок и былин» Занятие - экскурсия «В мире сказок и былин». Цель. Повышение художественно- творческой активности детей при восприятии былинных и сказочных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игра-путешествие «В мире сказок и былин» в средней группе
Опубликовано: 20 марта 2024 в 21:03
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД