Папки-передвижки

Игровой массаж на музыкальных занятиях в ДОУ

Лариса Бутрик
Игровой массаж на музыкальных занятиях в ДОУ

Массаж — научно-обоснованный, испытанный многолетней практикой, наиболее адекватный и физиологичный (т. е. близкий организму человека) метод, который позволяет успешно решать проблемы как профилактики, так и лечения различных заболеваний. Это и делает массаж популярным, особенно в детской практике. Организм ребенка находится в состоянии развития, роста, постоянного изменения. Любое воздействие, будь то условия жизни, питание, игры, занятия физкультурой, массаж, медицинские мероприятия (процедуры, лекарства) и т. д. оказывают на него гораздо большее влияние, чем на организм взрослого, уже сформировавшегося человека. Ребенок удивительно пластичен и восприимчив, поэтому так важен серьезный и ответственный подход ко всему, что касается его здоровья.

Публикация «Игровой массаж на музыкальных занятиях в ДОУ» размещена в разделах

Детский массаж выделяется как особый вид массажа т. к. способствует не только оздоровлению или лечению ребенка, но и более быстрому и гармоничному его психофизическому развитию. Причем действие массажа тем сильнее, чем младше ребенок.

Задачи игрового массажа:

- приобщение дошкольников к здоровому образу жизни;

- знакомство детей с игровым массажем;

- научить детей младшего дошкольного возраста элементам игрового массажа.

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие артикуляции;

- развитие мелкой моторики пальцев рук;

- развитие музыкального слуха;

- развитие вокальных навыков.

Предпочтение следует отдавать более мягким и нежным воздействиям. Разнообразные поглаживания, осторожное растирание (лучше — подушечками пальцев, что увеличивает чувствительность рук массирующего, мягкое разминание, легкие ударные приемы — все это позволяет добиваться нужного результата, не причиняя ребенку неприятных ощущений.

В зависимости от цели массаж может быть тонизирующий или расслабляющий.

Тонизирующий массаж проводится в более быстром темпе, применяются все основные приемы, но растирание и разминание выполняются более энергично, больше используется ударных приемов.

Расслабляющий массаж отличается плавностью и равномерным ритмом движений, применяется большое количество поглаживаний, расслабляющих вибраций (например, потряхивания, растирание и разминание —-более медленное и глубокое, ударных приемов меньше.

В любом случае массаж должен быть безболезненным. Главным критерий правильности проведения массажа — настроение ребенка. Если ребенок любит массаж, становится более крепким и жизнерадостным — значит, все сделано хорошо. Освоение самомассажа детьмиосуществляется постепенно, от простых массажных приёмов, ксложным, с учетом индивидуальных особенностей детей.

Основныеприемы игрового массажа:

- поглаживание (поглаживание данной области тела, производимом в определенном направлении поглаживание, граблеобразное, щипцеобразное. С него обычно начинается и заканчивается массаж);

- растирание (смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях);

- разминание (смещение тканей с захватом);

- ударные приемы (легкое постукивание);

- вибрация (передача колебаний руки на массируемые ткани ребенка, бывает прерывистая и непрерывная);

- комбинирование (разминание и потряхивание, сдвигание и надавливание, сжатие и растяжение, растяжение и вибрация, надавливание и вибрация, надавливание и растирание).

Условия правильного проведения массажа:

- воздух в комнате должен быть теплым, но свежим,

- в теплое время года можно проводить массаж при открытой форточке (окне) или на воздухе, сочетая его таким образом с закаливанием;

- массаж проводится не ранее, чем через 30 минут после еды, неразумно также заниматься с голодным ребенком;

- ни в коем случае не следует давать ребенку еду (сушки, конфеты, фрукты) во время массажа — это просто опасно, ребенок может подавиться;

- если малыш капризничает — значит, на это есть причины, массаж можно на время отложить, даже перенести на следующий день;

- в детском массаже не используются масла, кремы, мази, присыпки, тальк;

- массаж полезен всем, и повредить им практически невозможно.

Действие массажа на весь организм в целом позволяет достигать хороших и устойчивых результатов.

При проведении массажа важно научить детей не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая.

По мнению специалистов, массаж необходим не только больным детям, но и здоровым. Детский массаж очень полезен для правильного развития малыша, способствует развитию моторики, укреплению мышц, благотворно влияет на нервную и иммунную системы ребенка, делается также с профилактической целью многих детских заболеваний. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается. В детском саду используются различные виды игрового массажа: пальцев рук, головы, лица, ушей, шеи, биологически активных точек, всего тела. Для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет специалисты рекомендуют постоянно проводить процедуры массажа в форме игры, являющейся основной деятельностью ребенка. Маленькие дети в этот период развития интересуются любыми действиями, имеющими увлекательную для них форму. Редко какой малыш дошкольного возраста может терпеливо ждать пока закончатся спокойные размеренные манипуляции, вместо того, чтобы бегать, веселиться или заниматься другими, важными мероприятиями.

Детский игровой массаж совмещает две цели:

Улучшить здоровье ребенка, побудить системы организма к слаженной работе и взаимодействию.

Сохранить его эмоциональное спокойствие, интерес к происходящему. Манипуляции должны приносить маленькому ребенку удовольствие.

Приемы детского игрового массажа

Чем разнообразнее будут варианты процедур, тем интереснее малышам их выполнять. В идеале, игровой массаж для детей должен представлять комплекс различных приемов, сочетающих:

Музыкотерапию;

Дыхательную и артикуляционную гимнастику;

Непосредственно массажные движения;

Детские песенки, стишки, прибаутки;

Пальчиковые, речевые игры.

Обучение детскому массажупроисходит в игре, во время которой при воздействии движениями на определенные точки на теле посылаются положительные сигналы различным органам. Вследствие этого улучшается настроение и здоровье.

Инструментом, с помощью которого выполняются манипуляции являются руки, однако иногда могут использоваться мешочки с крупой или песочком, различные предметы.

Если выполнение процедур носит регулярный характер, то движения малыша становятся более быстрыми, проворными. С помощью детского массажа в форме игры достигаются следующие результаты:

- снимается напряжение мышц;

- происходит развитие детской моторики;

- укрепляются кости, мускулатура, сухожилия, увеличивается подвижность суставов, нормализуется кровообращение и обмен веществ;

- глубокое положительное воздействие на центральную нервную систему;

- развивается речь;

- тренируется музыкальная память;

- приобретаются навыки выразительной декламации;

- развивается чувство ритма;

- стимулируется формирование образного мышления, развивается фантазия и чувство юмора;

- возрастает доверие к окружающим, способность взаимодействовать с другими людьми.

Видыи примерыдетскогоигрового массажа

Процедура в форме игры может быть пассивной и активной. В первом случае манипуляции проводятся индивидуально специалистом или родителями. Одним из вариантов такого детского игрового массажа являются «Сороконожки»:

-Две больших сороконожки побежали по дорожке (простучать пальчиками от головы до пяток).

- Все бежали и бежали, и друг дружку обгоняли (повторять несколько раз, увеличивая темп постукиваний и ускоряя интонацию).

- До чего ж они устали (перейти на спокойные поглаживающие манипуляции).

- Передохнули? (на этот вопрос ребенок должен энергично закивать).

- Вот и снова побежали (сделать все манипуляции заново).

Активный детский игровой массаж может быть:

Групповой, при котором дети делают манипуляции друг другу.

Самомассаж.

Групповой игровой массаж в детском саду является очень полезным, он способствует:

- приобретению навыков, помогающих правильно самовыражаться;

- развитию ребенка в физическом, эмоциональном, интеллектуальном плане;

- формированию инициативности, решительности, самостоятельности;

- совершенствованию двигательных функций;

- улучшению осанки.

Детский самомассаж практически универсален: его можно делать в любом месте, он достаточно эффективен, хорошо отвлекает ребенка от внешних обстоятельств.

Массаж для самых маленьких в форме игры можно делать, когда малыш находится в положении сидя, стоя или лежа.

Значение игрового массажа на музыкальных занятиях

На музыкальных занятиях массаж проводится под музыку – слова пропеваются или музыка звучит просто фоном. Малыши закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук. Дети постарше становятся героями известных сказок, песен, представляют себя скульпторами, художниками, которые «лепят» или «рисуют» свое тело и лицо. Ребята учатся благотворно влиять на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник, воздействуя на биологически активные точки тела. Проводя массаж определенных частей тела, используются поглаживание, разминание, растирание, легкие постукивания. Особенно эффективными являются упражнения, когда ребенок «разговаривает» со своим телом, делает ему комплименты: «Мои любимые ручки», «Какой чудесный носик» и т. д.

«Неваляшка»

Исходное положение: Дети сидят на стульях перед педагогом.

Неваляшка, неваляшка

массирование точки возле переносицы.

Качи - кач, качи - кач,

наклоны головы влево- вправо

Ой, красивая милашка.

массируем точки на шее

Качи - кач, качи – кач.

наклоны в сторону влево- вправо

Неваляшке не сидится,

массирование точки возле ушей.

Она любит веселиться,

хлопки в ладоши.

Наклоняется вперёд,

наклон головы вперёд

Влево, вправо,

влево, вправо.

Поворот.

круговое движение головы.

Неваляшку мы качаем,

массирование шею и покачиваем головой.

Очень весело играем.

сжимать и разжимаем пальцы рук.

Раз, два, три, четыре, пять,

ладони раскрыты, пальцы по очереди встречаются, левые с правой рукой.

Мы устали с ней играть.

закрыть ладонями лицо.

Дождик

Исходное положение: Дети сидят на полу, вытянув ноги.

Мы по улице идем,

пальцами рук перебирать, нажимая вниз по ногам,

Дождик капает кругом.

поочередно сжимать и разжимать кисти рук

Раз, два, три, четыре, пять,

поочередно массировать пальцы

Надо зонтик раскрывать

соединить руки над головой

Мы по лужам шлепаем

хлопки ладонями по бедрам

И ногами топаем!

постукивание кулаками по бедрам

Ловим капли мы руками,

поочередно разжимать кулаки обеих рук

Раз, два, три!

3 хлопка

И качаем головами

качать головой

Посмотри!

потянуться вверх .

Котик

Исходное положение: Дети сидят на стульях перед педагогом.

Ходит котик потихоньку,

Лапки мягкие идут

похлопывание ладонями по ногам

Если мышку он увидит,

круговые видения указательными пальцами в уголках глаз

Лапки быстро побегут

быстро перебирать пальцами по ногам .

Куколка

Исходное положение: Дети стоят перед педагогом.

Моя куколка проснулась,

круговые движения пальцами около глаз

Сладко-сладко потянулась.

поднять руки вверх, потянуться

Я ее умою теплою водою,

поглаживание щек

Волосы ей причешу,

Бант красивый повяжу,

поглаживание головы

Надену платье крошке,

поглаживание руками туловища сверху- вниз

А на ноги – сапожки.

поглаживание ног руками сверху- вниз

Раз, два, три, четыре, пять,

сжимать и разжимать кисти рук

Можно нам идти гулять.

хлопки в ладоши.

Публикации по теме:

«Нарисованная музыка» или песочная анимация на музыкальных занятиях в ДОУ«Нарисованная музыка» или песочная анимация на музыкальных занятиях в ДОУ Всем родителям известно, игра в песке — одно из самых любимых занятий детей. В песочнице или на морском побережье, дети увлечены этим.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятияхСохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях» Здоровье ребёнка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения,.

Использование коммуникативных игр на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Консультация для педагогов «Использование фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики» Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмикиВсе окружающее нас живет по законам ритма. Смена.

Консультация для педагогов «Реализация системно-деятельностного подхода на музыкальных занятиях» Согласно ФГОС главный принцип обучения — системно-деятельностный подход, при котором ребенок сам добывает знания, а педагог должен так построить.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Консультация музыкального руководителя «Системно — деятельностный подход на музыкальных занятиях» Чтобы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность.

Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях. 1. Музыка или шум?Цель: Научить определять происхождение звуков и различать.

Применение мультимедийных средств на музыкальных занятиях. Разработка видео-роликов для слушания музыкиПрименение мультимедийных средств на музыкальных занятиях. Разработка видео-роликов для слушания музыки Исходя из требований современного дошкольного образования, педагог должен знать основы рабо­ты с персональным компьютером, мультимедийным.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчетЗдоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчет Использование нетрадиционных методов и приемов результативно для развития дошкольников. Особо остро в настоящее время стоит вопрос о здоровье.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровой массаж на музыкальных занятиях в ДОУ
Опубликовано: 8 января 2020 в 11:13
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД