МААМ-картинки

Игровые технологии как средство развития любознательности и познавательной мотивации в природе

Горелова Надежда Николаевна
Игровые технологии как средство развития любознательности и познавательной мотивации в природе

Игровые технологии как средство развития любознательности и познавательной мотивации в природе

Воспитатель ГБДОУ детский сад №102 г. Санкт-Петербург Горелова Надежда Николаевна

Статья на тему:"Игровые технологии как средство развития любознательности и познавательной мотивации в природе"

Публикация «Игровые технологии как средство развития любознательности и познавательной мотивации в природе» размещена в разделах

Дошкольное детство – благоприятная пора формулирования основ экологической культуры, которая включает в себя элементарное понимание и осознание ребенком взаимодействия человека с природой. Почему?

1. Человек - индивидуальное живое существо, полное тайн и открытий.

2. Человек-первооткрыватель и создатель природного мира.

3. Мир человека и мир природы един

Понимание этих моментов позволит педагогу проводить работу по формированию представления об окружающей природе родного края, учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать любознательность, наблюдательность, познавательность.

Что это за понятия?

Любознательность – внутренняя заинтересованность в получении новой информации с целью удовлетворения познавательной потребности (словарь по общественным наукам); склонность к приобретению новых знаний (толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов); стремление к приобретению новых знаний, живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления (толковый словарь русского языка под. ред. Д. Н. Ушакова).

Сообразительность – интеллектуальное свойство личности, проявляющееся как быстрота мыслительной деятельности, гибкость и точность ума, оригинальность мыслей, это способность человека быстро и ясно понимать, просчитывать, нередко догадываться (энциклопедический словарь педагога); способность быстро, хорошо понять, рассудить что–нибудь (толковый словарь русского языка под. ред. Д. Н. Ушакова)

Наблюдательность – способность подмечать ускользающие от других частности, подробности явлений, фактов (толковый словарь русского языка под. ред. Д. Н. Ушакова)

Природные объекты являются самыми доступными и учат детей логично объяснять, называть их, понимать схематические знаки, а так же будут способствовать развитию речи, которая является основным средством проявления важнейших психических процессов - внимания, памяти, восприятия, мышления.

Т. к. в нашей группе дети имеют недостатки речи, то это направление работы можно и нужно решать совместно со специалистами. Как же наша образовательная деятельность помогает в коррекционной работе с детьми и в развитии личностных качеств каждого воспитанника? Хорошо, что у нас есть психолог, в начале года она провела диагностику, которая дала нам определенные представления о наших детях.

Контрольный срез показал, что произошли качественные изменения с памятью, логическим мышлением, образным мышлением. Дети стали лучше запоминать, рассуждать. Появились в речи доказательства, рассуждения, объяснения.

К изучению уровня познавательных потребностей я привлекла и родителей. Им было предложена анкета, где были сформулированы вопросы о познавательных способностях детей.

Какие занятия предпочитает ваш ребёнок дома в свободное время? Что предпочитает ребёнок, когда задан вопрос на сообразительность?

На сколько эмоционально ребёнок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

Часто ли задает вопросы «почему?», «зачем?», «как?».

Проявляет ли ребёнок интерес к символическим «языкам» : пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делает что – то по ним (лепит, конструирует и др?

Проявляет ли ребёнок интерес к познавательной литературе (энциклопедиям и др)?

В опросе участвовали 17 родителей, надеюсь, что их ответы были искренними.

Результаты такие:

Радует, что 48% детей предпочитает развивающие игры

48% детей пытаются рассуждать, если задан вопрос на сообразительность

60% детей часто задают вопросы «почему?», «зачем?», «как?».

И огорчает, что

Дети редко проявляют интерес к символическим «языкам» - 58%.

Лишь 76% детей проявляют интерес к познавательной литературе.

82% детей иногда или слабо проявляют интерес к занятиям, связанными с умственной деятельностью.

В целом результаты неплохие, но необходимо в дальнейшем больше рассуждать с детьми, не давать сразу готовых ответов, давать детям игры, требующие сообразительности, логического мышления и т. д.

Эти данные позволили мне организовать педагогический процесс и продумать задачи, формы, методы и технологии работы с детьми в этом направлении.

Были поставлены задачи:

1. Вызвать интерес у детей к природе родного края, понимание необходимости ее сохранения и умения вести себя на природе.

2. Развивать психические стороны личности ребенка, такие как любознательности, наблюдательности, сообразительности.

3. Расширять и активизировать речевой запас детей и практическое усвоение ими грамматических средств языка.

Как видно, задачи охватывают разные стороны личности ребенка.

Модель совместной деятельности педагога с детьми включает в себя следующее:

Беседы – на экологическую тему:

1-беседа о лесе в разные времена года

2- кто как зимует (о животных)

3-о домашних и диких животных (их отличии)

4- о зиме (как о сезоне)

5- об обитателях морей и океанов

Наблюдения:

1. У болота и на болоте

2. Гуляем по лугу

3. Кто охраняет природу

4. У бабушки в деревни

5. В саду и огороде

Были изготовлены книжки-самоделки вместе с детьми:

1. на опушке леса

2. прогноз погоды

3. на прогулке в парке

4. обитатели морей и океанов

Экспериментирование:

Проводила опыты со снегом, водой, льдом

1. вода превращается в лед

2. лед превращается в воду

3. как сделать снежинку

4. хрупкий, холодный, блестящий лед

Коллекционирование:

Были представлены коллекции «Мир камня», «Насекомые». Ребята с удовольствием их рассматривали, задавали вопросы и рассуждали об этих объектах.

Моделирование:

Работали с моделями

1. кто где живет

2. что где растет

3. этажи леса

4. путаница

В процессе этой работы учила детей анализировать, классифицировать, составлять рассказы.

Видео Моделирование «Кто живет в зимнем лесу»

Выставки:

Выставки работ родителей вместе с детьми.

1. какое оно было лето,

2. подарки осени,

3. вкусные поделки,

4. домашние питомцы.

Настольные игры:

Большое место отводилось природоведческим играм :

1. лес, кто в нем живет,

2. лесные шахматы,

3. обитатели моря,

4. жители севера.

Конструктор «ТИКО»

Детям была предложена новая развивающая игра ТИКО, которая помогает развивать у детей мелкую моторику, мыслительные операции (сравнивать, анализировать) и воображение. Эту игру можно использовать в формировании представлений у детей во всех образовательных областях.

Календарь погоды:

Сделали метеостанцию. Ребята придумали такую игру, где о погоде рассказывает ребенок, который выступает в роли метеоролога как на телевидении.

Сюжетно – ролевая игра «Прогноз погоды».

После проведенной работы я предложила тест для выявления уровня развития естественнонаучных представлений (предложила детям нарисовать про жизнь в лесу).

В этом тестировании участвовали 17 воспитанников. Критерии рисунка, по которым проводила анализ, отражали наличие замысла рисунка, его содержание, использование цвета, пространство листа, гармоничность и пропорциональность объектов и т. д. Степень выраженности этих показателей говорит о наличии достаточно высокого уровня развития естественно-научных представлений. Результаты такие:

59% Замысел рисунка. Как возникает.

70% Содержание рисунка.

47% Использование цвета.

53% Использование пространства.

65% Гармоничность и пропорциональность.

70% Отношение к процессу и результату рисования.

Таким образом, результаты проведенного исследования говорят об определенной проделанной содержательной работе в этом направлении.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности докшкольников Дети - природные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно.

Игровые обучающие ситуации как средство воспитания бережного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №29 «у лукоморья». Доклад: Игровые обучающие ситуации как.

Игровые технологии как средство развития познавательного интереса «Игровые технологии как средство развития познавательной активности младших школьников» Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической.

Игровые технологии как средство экологического воспитания дошкольниковИгровые технологии как средство экологического воспитания дошкольников Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста. Как нам известно, человек всегда существовал в тесной.

Игровые технологии как средство экологического воспитания дошкольниковИгровые технологии как средство экологического воспитания дошкольников Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста. Как нам известно, человек всегда существовал в тесной.

Круглый стол на тему: «Игровые технологии как средство развитие детей с ОВЗ» «Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ». 2 слайд «…Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в.

Методическое пособие «Солнышко» для развития любознательности и познавательной мотивацииМетодическое пособие «Солнышко» для развития любознательности и познавательной мотивации Тренажер «Волшебное солнышко»Миграновой Э. Ф. Актуальность Игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности детей, способствует.

Планирование работы по самообразованию. Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности Сроки выполнения Содержание и формы работы Сентябрь Подбор материала по теме: Постановка целей и задач по данной теме. «Детское экспериментирование.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников как средство развития познавательной активности 1. Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности 2. Расскажи – я забуду, покажи – и я запомню, дай.

Проектная деятельность как средство развития УУД и формирования мотивации при изучении английского языка В 2015 году наша страна праздновала 70-летие победы в Великой Отечественной войне. Эта победа имела огромное значение не только для русского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые технологии как средство развития любознательности и познавательной мотивации в природе
Опубликовано: 27 мая 2017 в 19:55
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД