Лучший педагог года

Игры по лексическим темам на развитие психических процессов

Татьяна Панина
Игры по лексическим темам на развитие психических процессов

Лексическая тема «Осень. Деревья»

Развитие восприятия

Игра «Разложи листья по цвету» Найди и разложи листья по цветам: красный, желтый, зеленый, оранжевый.

Игра «Ответь на вопросы» (Пространственная ориентировка)

Публикация «Игры по лексическим темам на развитие психических процессов» размещена в разделах

Перед ребенком на столе лежат три листочка: березовый, кленовый, дубовый. Какой листок находится в середине? А с какой стороны находится березовый, а дубовый? Или: ребенок должен их назвать и сказать, как они лежат. Кленовый лист – между березовым и дубовым. Березовый лист – слева от кленового, а дубовый справа от кленового.

Развитие памяти :

Игра «Запомни и повтори»

Осень, листопад, прохлада, урожай, лужа, ветер, дождь.

Игра «Подбери слова, которые относятся к осени»

(Прохлада, дождь, листья, сырость, овощи, спячка, туча, непогода, листопад, перелет и т. д.)

Развитие внимания

Игра «Какого листочка не стало?»

Перед ребенком выставляется ряд картинок листочков. Посмотри, запомни и закрой глаза, а я спрячу один листочек. Ребенок открывает глаза и отгадывает, какого листочка не стало.

Развитие мышления :

Игра «Назови одним словом»

Какое время года можно описать такими словами:

Золотая, щедрая, унылая, волшебная, сказочная. (Осень)

Лексическая тема «Овощи. Огород»

Развитие восприятия

Игра «Разложи овощи по цвету, форме» Найди и разложи овощи сначала по цвету, а теперь по форме.

Развитие памяти

Игра «Кто знает, пусть продолжает»

Я знаю такие овощи: капуста, картошка, баклажан …

Я знаю такие корнеплоды: морковь, репа, редька ….

Я знаю такие листовые овощи: укроп, щавель …

Игра «Послушай, запомни и повтори»

Морковь, капуста, картошка, огурец, горох, помидор.

Развитие внимания

Игра «Какого овоща не стало?»

Перед ребенком выставляется ряд картинок или натуральные овощи. Посмотри, запомни и закрой глаза, а я спрячу один овощ. Ребенок открывает глаза и называет, какого овоща не стало.

Развитие мышления

Игра «Назови одним словом»

Помидор, огурец, кабачок, баклажан, морковь, лук, свекла – это (овощи)

Игра «Четвертый лишний»

Объясните, почему один предмет не подходит.

Помидор, шар, капуста, лук.

Картошка, кабачок, машина, огурец. И т. д.

Лексическая тема «Фрукты. Сад»

Развитие восприятия

Игра «Узнай на вкус»

Угадай фрукты по вкусу. Какой фрукт самый мягкий, самый твердый, самый сочный, самый кислый?

Развитие внимания

Игра «Бывает – не бывает»

Мальчик съел сладкий лимон. Я видела синий апельсин. Щи сварили из груш. Мы ели яблочное варенье. Дети пили сливовый сок. Мы ели сушеный виноград. И т. д.

Развитие памяти

Игра «Кто больше запомнит слов»

Перед ребенком выкладываются фрукты или их изображения, а затем они закрываются. Ребенок должен назвать как можно больше названий фруктов.

Игра «Что изменилось»

Выкладывается пять-шесть фруктов, затем еще добавляется один или два. Ребенок называет, какие фрукты появились.

Раскладываются в отдельные стопки наборы картинок: фрукты, овощи, цветы. Одна из групп предметов убирается. Какой группы предметов не стало? ( например: остались овощи и цветы, ребенок должен назвать фрукты)

Развитие мышления

Игра «Назови одним словом»

Банан, ананас, персик, абрикос, слива, груша, яблоко – это (фрукты)

Игра «Четвертый лишний»

Объясните, почему один предмет не подходит.

Слива, огурец, банан, груша.

Помидор, апельсин, мандарин, яблоко. И т. д.

Лексическая тема «Ягоды. Домашние заготовки»

Развитие восприятия

Игра «Соотнеси ягоды по цвету»

Найди и назови ягоды красные, зеленые, черные, оранжевые.

Развитие внимания

Игра «Какой ягоды не стало?»

Перед ребенком выставляется ряд картинок ягод. Посмотри, запомни и закрой глаза, а я спрячу одну ягоду. Ребенок открывает глаза и отгадывает, какой ягоды не стало.

Развитие памяти

Игра «Кто больше запомнит слов»

Перед ребенком выкладываются изображения ягод, а затем они закрываются. Ребенок должен назвать как можно больше названий ягод.

Игра «Что изменилось»

Выкладывается пять-шесть ягод, затем еще добавляется одна или две. Ребенок называет, какие ягоды появились.

Раскладываются в отдельные стопки наборы картинок: фрукты, овощи, ягоды. Одна из групп предметов убирается. Какой группы предметов не стало? ( например: остались овощи и фрукты, то ребенок должен назвать ягоды) и т. д.

Развитие мышления

Игра «Ваза, тарелка, корзинка» Классификация овощей, фруктов, ягод.

(Малина, клубника, огурец, помидор, яблоко и т. д.) Например: Яблоко положу в вазу. Огурец положу в корзину. Клубнику положу на тарелку.

Игра «Четвертый лишний»

Объясните, почему один предмет не подходит.

Смородина, крыжовник, горох, клубника.

Малина, черника, красная смородина, облепиха. И т. д.

Лексическая тема «Лес. Грибы»

Развитие восприятия

Игра «Соотнеси грибы по величине»

Расставь грибы от самого большого до самого маленького.

Игра «Ответь на вопросы» (Пространственная ориентировка)

Перед ребенком стоят три грибочка (сыроежка, белый гриб, лисичка) Какой гриб находится в середине? А с какой стороны находится сыроежка. И с какой стороны лисичка?

Развитие памяти

Игра «Кто знает, пусть продолжает»

Я знаю съедобные грибы: подберезовик, подосиновик, подосиновик…

Я знаю несъедобные (ядовитые) : бледная поганка ….

Игра «Послушай, запомни и повтори»

Белый гриб (боровик, сыроежка, лисичка, опята, подберезовик, подосиновик.

Развитие внимания

Игра «Какой гриб спрятался»

Перед ребенком выставляется ряд картинок с грибами. Посмотри, запомни и закрой глаза, а я спрячу один гриб. Ребенок открывает глаза и отгадывает, какой гриб исчез.

Развитие мышления

Игра «Назови одним словом»

Подосиновик, боровик, подберезовик, лисичка, сыроежка, опята – это (грибы)

Игра «Четвертый лишний»

Объясните, почему один предмет не подходит.

Подосиновик, мухомор, лисичка, сыроежка.

Боровик, волнушка, черника, подберезовик.

Лексическая тема «Моя страна. Мой город. Моя улица»

Развитие памяти

Игра «Кто знает, пусть продолжает»

Я знаю достопримечательности города: Невский проспект, Зимний дворец, Эрмитаж, Петропавловская крепость, …

Я знаю названия рек нашего города: Фонтанка, Мойка ….

Игра «Послушай, запомни и повтори»

Город, дом, аллея, парк, улицы, реки, мосты.

Игра «Прогулка по городу»

Послушай, запомни и повтори названия учреждений нашего города: аптека, детский сад, школа, больница, почта, магазин.

Развитие внимания

Игра «Построй дом»

Составление домов из геометрических фигур по заданному образцу. Составьте дома из геометрических фигур разного цвета. Уточните, какого цвета стены, двери, крыши и другие части дома. (Можно вырезать из цветной бумаги и наклеить в тетрадь дома разных конструкций и разной высоты).

Развитие восприятия (Ориентировка в пространстве)

Игра «Выполни команды»

Выполни следующие команды. Встань так, чтобы окно было справа, а стена – слева. (Встань лицом к двери) Скажи, что находится впереди, а что – сзади. И т. д.

Развитие мышления

Игра «Можно - нельзя»

Можно ли детям открывать окна? Протирать пыль. Сидеть на подоконнике? Мыть в доме полы? И т. д.

Лексическая тема «Человек. Части тела»

Развитие памяти

Игра «Кто знает, пусть продолжает»

Я знаю части тела человека: нога, живот, шея ….

Игра «Послушай, запомни и повтори»

Слова, обозначающие настроение человека: радостный, печальный, спокойный, расстроенный, возмущенный, огорченный.

Развитие внимания

Игра «Слушай внимательно и выполняй»

Положи руки на плечи. Поставь руки на пояс. Спрячь руки за спину. Покажи левую руку, правую руку. Подними правую руку и положи ее на левое плечо. Потрогай левой рукой правое ухо. Дотронься правой рукой до левого колена. Повернись так, чтобы стена была справа, а дверь – слева.

Развитие восприятия

Игра «Ответь на вопросы»

Какого цвета у тебя глаза? Какой они формы? Из каких геометрических фигур можно нарисовать человека? Какого цвета волосы у тебя и твоих друзей? Что находится у нас над головой? (Потолок, небо, люстра, и т. п.) Что у тебя под ногами? (Пол, ковер, земля, и т. п.)

Развитие мышления

Игра «Назови одним словом»

Голова, шея, рука, локоть, нога, колено – это (части тела человека)

Игра «Четвертый лишний»

Объясните, почему один предмет не подходит.

Рука, перчатки, голова, нога.

Глаза, уши, очки, губы.

Пальцы, ладонь, локоть, грабли.

Лексическая тема «Одежда. Головные уборы»

Развитие памяти

Игра «Кто знает, пусть продолжает»

Я знаю такую летнюю одежду: сарафан …. Я знаю такую мужскую одежду: брюки… Я знаю такую женскую одежду: юбка …. Я знаю такую зимнюю одежду: шуба …. Я знаю такую детскую одежду: ползунки ….

Игра «Послушай, запомни и повтори пары слов»

Девочка – юбка мальчик – шорты строитель – комбинезон врач – белый халат повар – белый колпак женщина – платок мужчина – рубашка

Развитие внимания

Игра «Чего не стало?»

Перед ребенком выставляется ряд картинок одежды или головных уборов. Посмотри, запомни и закрой глаза, а я спрячу одну картинку. Ребенок открывает глаза и отгадывает, какой картинки не стало.

Развитие ощущения и восприятия

Игра «Ответь на вопросы»

На какую геометрическую фигуру похожи юбочка, пальто, карман, шляпа.

Сравнение пуговиц по цвету.

Слева выложи большие пуговицы, а слева маленькие.

Развитие мышления

Игра «Назови одним словом» Шуба, платье, брюки, свитер и т. п. – это …. Одежда. Кепка, фуражка, берет, шляпа – это …. Головные уборы.

Игра «Четвертый лишний»

Объясните, почему один предмет не подходит.

Плащ, куртка, сапоги, юбка. Панамка, расческа, берет, плат. И т. д.

Лексическая тема «Обувь. Материалы, из которых они сделаны»

Развитие памяти

Игра «Кто знает, пусть продолжает» Я знаю такую мужскую обувь: ботинки… Я знаю такую женскую обувь: туфли …. Я знаю такую зимнюю обувь: валенки, унты …. Я знаю такую летнюю обувь: сандалии …. Я знаю такую спортивную обувь: кроссовки, кеды ….

Игра «Послушай, запомни и повтори слова»

Кроссовки, сапоги, туфли, кеды, босоножки, ботинки, кеды.

Развитие внимания

Игра «Подбери пару обуви»

Перед ребенком выставляется ряд обуви. Посмотри и подбери пару тапочкам, выяснить, где правый, а где левый; кроссовкам, ботинкам ….

Развитие восприятия

Игра «Сравни обувь по размеру» Рассмотреть обувь разного размера. Выделить большого и маленького размера обувь и выяснить, чья она.

Игра «Отбери обувь по цвету» Рассмотреть обувь разного цвета. Соотнести по цвету.

Развитие мышления

Игра «Какая бывает обувь?» - классификация

(домашняя, уличная, взрослая, детская, зимняя, летняя, осенняя)

Игра «Я умею – не умею» - умею застегивать молнию на сапогах, ботинках, протирать, чистить, мыть обувь; не умею чинить обувь, изготавливать обувь, завязывать шнурки, ….

Публикации по теме:

Дидактические игры и пособия на развитие психических процессов для дошкольников.Дидактические игры и пособия на развитие психических процессов для дошкольников. Методическое пособие способствует развитию психических процессов памяти, внимания, восприятия мыслительных процессов дошкольников. Формированию.

Занятия-дидактические игры по лексическим темам ТЕМА «ЧАСТИ ТЕЛА» Цель : расширять словарь по теме «Части тела» -Упражнять в образовании множественного числа именительного падежа, - Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры по лексическим темам на развитие психических процессов
Опубликовано: 7 мая 2015 в 22:16
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД