Получи документы

Игры с песком-прекрасное средство для развития эмоциональной сферы дошкольников

Наталья Сергеевна Тищенко
Игры с песком-прекрасное средство для развития эмоциональной сферы дошкольников

ИГРЫ С ПЕСКОМ - ПРЕКРАСНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья. Именно в песочнице возникают первые детские претензии к завладению игрушками других, к захвату территории или упрямому отстаиванию своей автономии. Зарождаются первые коммуникативные навыки общения. Дети даже без слов понимают друг друга.

Публикация «Игры с песком-прекрасное средство для развития эмоциональной сферы дошкольников» размещена в разделах

Ключевые слова: игры с песком, развитие дошкольников, эмоции, развитие речи. Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, и сама его структура и подсказали К. Юнгу эту идею. В своей практике с детьми я использую игры с песком. Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка.

Игра с песком – упражнения. Упражнения с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Цель упражнений по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т. е. находят словесное выражение. Творческая деятельность на песке – увлекательное, результативное, неповторимое занятие. Песок – бесценный дар природы, в каждой песчинке лучик солнца, дуновение ветерка, капелька росы. Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и эластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей. Вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре «в куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони. Песочная терапия – это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Строя из песка, ребенок выражает мир своей души. Любому ребенку игра в песок доставляет огромное удовольствие. Песок нередко действует на ребенка как магнит. Его руки сами, неосознанно начинают пересыпать, просеивать песок. Трогая руками песчинки, дети развивают моторику и координацию движений пальцев рук, которые напрямую влияют на развитие речи. Существует выражение «через руки к речи». Песок обладает медиативными свойствами, снимает возбуждение. Рисование песком позволяет ребенку фантазировать, воображать, развивать творческие способности. Оно также очень полезно гиперактивным детям: те быстрее успокаиваются, учатся лучше понимать и слышать себя, друзей, родителей. Существует ряд увлекательных, интересных игр, позволяющих детям почувствовать пространство песочницы и качества песка. Это такие игры как : «Чувствительные ладошки», «Песочный дождь», «Дороги-дорожки», «Вправо-влево», «Кто быстрее», «Следы», «Загадка», «Секретики», «Угадай- ка», «Страна», «Сапер», «Бусы для мамы» и др. Из отдельных предметов дети выкладывают в песочнице узоры, сюжетные композиции. Песочница не только развивает творческий потенциал ребенка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику рук, но и ненавязчиво настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира. Песок обладает свойствами пропускать воду. В связи с этим он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».

Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка. Давайте отложим на время все наши проблемы и обратимся к Ребенку, живущему внутри каждого из нас. Наверняка, ему хочется творить что-то свое; ломать, чтобы почувствовать силу, но при этом чувствовать себя защищенным. Эти желания могут реализоваться в играх с песком. Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается “семья”. Все это - Мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищённо, где ему все близко и понятно. Применение песочницы наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста.

Присутствуя на индивидуальных занятиях у педагога- психолога, я заинтересовалась этой техникой, потому что я видела изменения в поведении своих детей. На детей песок действует как магнит, те дети, которые были сильно перевозбуждены успокаиваются, у кого заниженная само –оценка благодаря песку поднимается, дети, не умеющие выразить что-либо словами в песке проигрывают ту или иную ситуацию. Я пошла на курсы «песочная терапия» и решила эти знания использовать в своей работе. Я думала в каких областях можно применить элементы песочницы и поняла, что её можно использовать во всей образовательной деятельности; «Ознакомление с окружающим миром», в коммуникативной деятельности, «формирование элементарных математических представлений», в продуктивной деятельности.

Условия работы с детьми

1 Согласие и желание ребёнка.

2 Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход проведению занятий.

3 У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Когда все эти условия выполнены можно приступать к работе в песочнице.

Как гласит китайская мудрость: «скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому и я научусь».

Целесообразно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Играя в песок, ребенок насыщается разными эмоциями : волнением, радостью, восторгом, удивлением. Свои занятия я начинаю со знакомством с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком. «. – Здравствуй, мы пришли с тобой поиграть. Здесь живет песочный лев. (игрушка львенок). Давай поздороваемся с ним. Он сторожит песок…. Опустим в песочек руки. Что ты чувствуешь, песок какой – теплый или прохладный, мокрый или сухой, гладкий или шершавый? А теперь поверни ладошки вверх, правда, теперь песок кажется прохладным? Давай поздороваемся с песком каждым пальчиком, а теперь кулачками. Давай поскользим «змейкой.». Параллельно делается самомассаж песком : перетирать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики : пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино, и т. д. После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании. Все песочные картины хорошо сопровождать рассказами педагога. При этом дети манипулируют деревьями, животными, транспортом и даже домами. Такие занятия развивают не только представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию. Параллельно можно «писать» на песке. Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно все исправить, если допустили ошибку. И дети на песке пишут с удовольствием. Затем можно приступить к постановке сказок на песке : «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба». Мы рассказываем сказку и проигрываем её при помощи фигурок в разных направлениях. Постепенно ребенок учится соотносить речь с движением персонажей и начинает действовать самостоятельно. Кроме того, с помощью игр на песке можно изучать грамоту, счет. Занятия в песочнице являются очень полезными. Они улучшают эмоциональное состояние, внимание, соотнесение речи с предметными действиями. При создании песочных композиций песочница позволяет использовать 3 формы художественного творчества: скульптуру, рисунок и отпечатки на песке, а также работу с предметами. Добавление в песок воды позволяет создать весьма пластичный природный материал, который может использоваться для моделирования трехмерных форм. При помощи разных инструментов и рук на песке можно создавать рисунки и отпечатки. Естественные природные объекты и миниатюрные фигурки ребенок может найти на полках и размещает в песочной композиции. Работа с песочницей позволяет создавать новые образы и не требует специальных умений.

Публикации по теме:

Театр как средство формирования эмоциональной сферы дошкольников В последнее время становится все больше детей с нарушением психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость,.

Игровые педагогические технологии как средство развития эмоциональной сферы младших дошкольников ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (БАКАЛАВРСКАЯ) РАБОТА по направлению подготовки ВО 44.03.02 Психолого-педагогическое образование Психология и.

Игры и упражнения по развитию эмоциональной сферы дошкольников Игры и упражнения по развитию эмоциональной сферы дошкольников Для психологического комфорта детей в своей группе я использовала игры, указанные.

Картотека игр и упражнений для изучения и закрепления названий эмоций, развития эмоциональной сферы детей Картотека игр и упражнений для изучения и закрепления названий эмоций, развития эмоциональной сферы детей «Кто радуется?» Детям раздается.

Комплекс занятий для развития эмоциональной сферы младших дошкольников посредством малых фольклорных форм Содержание комплекса занятий. № Художественный материал Задачи Временной ресурс Практическая работа произведением Планируемый результат.

Конспект ОД по коррекции и развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Мир вам и солнечный свет» .

Мероприятия в ДОУ как средство развития эмоциональной сферы ребенка Эмоции – непременные компоненты жизнедеятельности, могучее средство развития личности. Эмоциональный опыт изменяется и обогащается в процессе.

Методическая разработка по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Хорошее настроение» Методическая разработка по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников Тема «Хорошее настроение» Цель: Систематизация знаний о настроениях.

Ролевая игра как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Ролевая игра как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «… хотя ребенок создаёт в ходе ролевой игры.

Музыкально-обогащенная среда как средство развития эмоциональной сферы дошкольников через восприятие образов природы Музыкально- обогащенная среда- как средство развития эмоциональной сферы дошкольников через восприятие образов природы. Развитию эмоциональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры с песком-прекрасное средство для развития эмоциональной сферы дошкольников
Опубликовано: 28 ноября 2016 в 18:16
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД