Елизавета Логинова
Индивидуальный проект для детей старшего дошкольного возраста «Стеклофон»
Актуальность проекта : исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире. Главная задача взрослых – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от педагога. Следовательно, необходимо использовать практические методы.
Игры с музыкальными инструментами – это так же исследование, только творческое. Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть.
Публикация «Индивидуальный проект для детей старшего дошкольного возраста „Стеклофон“» размещена в разделах
Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов из разного подручного материала дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам.
Удивителен мир звуков, окружающий нас. Их так много, и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Все могут импровизировать музыку, даже совсем маленькие дети.
Материал для музицирования можно найти в любой квартире, особенно на кухне. Крышки от кастрюлек-литавры, стучать по дну кастрюльки-барабан. Очень много возможностей предоставляет стеклянная посуда. Было решено на стеклянной посуде исполнить песенку.
Но у нас на пути встала проблема: как исполнить мелодию, если все баночки звучат одинаково?
Цель: привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков, дать им качественное определение; побуждать к образным и свободным импровизациям с предметами из стекла и музыкальными инструментами.
Задачи:
1. развивающие:
1. развивать логическое, образное мышление и память;
2. развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, и изобретательность в звукотворчестве;
3. развивать ассоциативное мышление и воображение.
2. образовательные:
1. продолжать работу над обогащением, закреплением и активизацией словаря;
2. учить фантазировать, импровизировать, рисовать схематические рисунки игры на металлофоне, обогащать словарный запас;
3. расширять и систематизировать элементарные музыкальные знания дошкольников;
4. продолжить знакомство детей с способами игры и изготовления шумового инструмента «стеклофона» своими руками;
5. учить соотносить стеклянные с некоторыми эмоциональными состояниями.
3. воспитательные:
1. учить слушать и следовать инструкции взрослого;
2. формировать умение работать в коллективе, маленьком оркестре;
3. воспитывать умение внимательно слушать музыку, свою игру и товарищей;
4. учить использовать стеклянные звуки, соотносить образ и исполнительский прием.
Виды деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательная, исследовательская.
Методы и приемы:
1. наглядный: показ, рассматривание, исследование, игра.
2. словесный: беседа, объяснение, вопросы.
3. практический: разработка и игра «стеклянного» узора (схематический рисунок игры на металлофоне).
Гипотеза: мы предположили, что можно самостоятельно изготовить новый авторский музыкальный инструмент, подобный ксилофону, из баночек одинаковой высоты с водой, который будет издавать интересные, своеобразные звуки в зависимости от наполнения.
Исследовательская деятельность
1. Мы взяли пустые одинаковые по высоте баночки и попробовали постучать по ним пластмассовой палочкой. Убедились, что звук одинаковый.
2. Мы решили налить в первую баночку воды и снова постучали по ней. Звук отличается от предыдущего.
3. Во вторую баночку мы налили воды немного больше и сравнили, как они звучат. Звук тоже изменился.
Вывод: если в одинаковые по высоте стеклянные сосуды наливать воды, с каждым разом увеличивая ее количество, то при поочередных ударах пластмассовой палочкой о стенки сосудов воспроизводятся звуки разной тональности.
4. В каждую последующую баночку мы стали наливать воды еще больше.
5. Для того чтобы музыкальный инструмент выглядел привлекательно, мы решили вспомнить одно из свойств воды - растворять разные вещества. Для этого мы взяли акварельные краски и покрасили воду в каждой баночке разными цветами.
Вывод: Наш музыкальный инструмент мы назвали стеклофон. Его звуки очень мелодично звучат и выглядит он красивым и привлекательным. Вот такой замечательный музыкальный инструмент у нас получился!
Результаты исследования: участвуя в данном исследовании, мы узнали много нового о музыкальном инструменте - ксилофон. Разобрались в его устройстве. А самое главное изготовили свой музыкальный инструмент из баночек с водой своими руками. Мы нашли подтверждение своей гипотезе, что можно самостоятельно изготовить новый авторский музыкальный инструмент, подобный ксилофону, используя баночки с водой.