МААМ-картинки

Информация об опыте

Наталья Царёва
Информация об опыте

Информация об опыте.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных. События, происходящие в мире, свидетельствуют об увеличении техногенных, природогенных и социогенных опасностей для человеческой жизни, показывают прямую зависимость стабильности целых государств и выживаемости народов от подготовленности подрастающих поколений к распознаванию и предотвращению опасностей, от системы общественных и индивидуальных механизмов защиты государства и отдельной личности.

Публикация «Информация об опыте» размещена в разделах

Подготовить человека к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности.

Правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Испытывая чувство страха, человек следует не голосу разума, а инстинктам. Взрослый может впасть в панику, а первая реакция ребёнка - спрятаться от опасности, не видеть её. Дети прячутся под кровати, в шкафы и т. п. - места, откуда их трудно спасти. Поэтому важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но отработать до автоматизма правила поведения при пожаре. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка.

Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией о мерах по предупреждению пожаров и борьбе с ними, а родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и убеждены в необходимости проводимых мероприятий по пожарной безопасности.

Цель обобщения опыта.

Последнее время я стала часто замечать безнравственное поведение молодых родителей, которые курят в присутствии детей, разрешают использовать в качестве игрушки зажигалки, спички, не задумываясь о том, к каким трагическим последствиям это может привести. В беседах с детьми выяснилось, что эти предметы всегда находятся в доступных для них местах и они, играют с ними не только в присутствии родителей, а так же, когда их нет. Насторожило и то, что большинство детей самостоятельно включают телевизор, магнитофон, микроволновую печь, обогреватели и др. В ответах детей прозвучала тревожная нотка о том, что они любят прятаться в шкафах, под кроватью не только в игровой деятельности, но и в случаях избегания наказания от родителей за какую- либо провинность. Выяснилось, что дети имеют минимум знаний о действиях в случае возникновения пожара. Именно эти, вышеизложенные обстоятельства привели меня к обобщению опыта по обучению дошкольников мерам пожарной безопасности.

Результативность опыта работы.

Главная цель моей работы - в доступной занимательной форме формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности, вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Весь мой опыт целенаправлен на реализацию следующих задач:

1. Образовательные

• Познакомить с историей возникновения огня, профессией пожарного

• Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.

• Формировать умение детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.

• Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.

• Формировать знания о элементарных действиях по тушению очага возгорания.

2. Развивающие

• Формировать умение реально оценивать возможную опасность.

• Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.

• Развивать творческие способности дошкольников

3. Воспитательные

• Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

• Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.

• Воспитывать чувства благодарности к людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.

Я на личном опыте убедилась, как развивается детская любознательность, наблюдательность и интерес к данной проблеме. Дети вначале были лишь пассивными слушателями, а уже впоследствии стали стремиться самостоятельно, находить ответы на возникающие вопросы. Сами активно задавали вопросы о том, что их заинтересовало, проводили сравнения. Кроме того, тема работы позволяла развивать игровые, художественные, познавательные способности детей.

Актуальность темы опыта.

Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.

Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей.

Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий в случае пожара.

Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.

Работая над опытом по теме «Обучение детей мерам пожарной безопасности» я старалась создать стройную систему, обеспечивающую систематичность и последовательность. Проводя занятия с детьми, я ставила перед собой определенные цели:

-дать элементарные представления об истории появления службы пожарной охраны, службы МЧС ; - познакомить с формой одежды пожарного, работников службы МЧС, инструментами; - углубить и систематизировать знания о причинах возникновения пожара,

- выучить действия при возникновении пожара; - углубить знания об опасности огня; - учить набирать телефонный номер пожарной службы; - формировать навыки общения с дежурным пожарной части в экстремальной ситуации; - углублять и расширять знания об охране жизни людей;

- формировать навыки самостоятельности; - воспитывать ответственное поведение.

Для реализации этих целей мною были приложены большие усилия. Я старалась как на занятиях, так и вне, постоянно беседовать с детьми, читать литературные произведения, заучивать стихи, пословицы, играть в дидактические и подвижные игры противопожарной направленности. Дети с удовольствием слушали произведения художественной литературы, участвовали в изготовлении макетов и игрушек, имитирующих пожарную технику и пожарно- техническое оборудование.

Мною были разработаны перспективные планы работы с детьми по обучению мерам пожарной безопасности для средней и старшей группы.

Разнообразие форм и методов работы. Работу по изучению правил пожарной безопасности я проводила по трем направлениям:

1. Профилактическая работа с детьми.

2. Разъяснительная работа с родителями.

3. Работа с сотрудниками детского сада.

1. В своей практике я использовала следующие формы работы с детьми: 1. 1Занятия по темам:

«Тайны огня»

«Что делать, если возник пожар?»

«Средства пожаротушения»

«Я б в пожарные пошел».

«Спички не тронь, в спичках - огонь»

«А у нас в квартире газ».

«Электрические приборы»

«Что делать, если загорелась одежда»

«Что необходимо сделать при ожоге»

«Не шути с огнем»

«Главное самообладание. Практические занятия по эвакуации детей»

«Труд пожарных»

«Спички детям не игрушки»

1.2 Встреча с работниками пожарной охраны.

1.3 Показ видеофильмов, презентаций на пожарную тему.

1. 4 Творческие занятия: «Закончи рассказ на противопожарную тему»

1.5 Изучение с детьми произведений, связанных с пожарами: С. Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Е. Новичихин «Спички»; Г. Цыферов «Жил на свете слоненок»; Е. Хоринская «Спичка-невиличка»; Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял»; Б. Жидков «Пожар», «Дым»; Т. Фетисов «Куда спешат красные машины»; А. Шевченко «Как ловили уголька»; Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; О. Полякова «Я пожарный»; Б. Фонин «Огонь опасная игра»; К. Чуковский «Путаница»; П. Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке»; И. Холин «Как непослушная хрюшка едва не сгорела» и др.

1. 6 Детское творчество на противопожарную тему:

«Огонь друг – огонь враг» (рисование)

«Береги свой дом от пожара» (рисование)

«Кошкин дом» - изготовление масок

«Пожарный автомобиль» (конструирование из бумаги)

«Не забудьте отключить» (аппликация)

1. 7 Викторины на противопожарную тему:

«Пожарным можешь ты не быть…»

«Что можно – что нельзя»

1.8 Загадки, стихи, пословицы о пожарах.

1. 9 Спортивные праздники:

«Веселые старты» «Юные пожарные»

1. 10 Развлечений на противопожарные темы:

«Огонь друг – огонь враг»

«К славному подвигу каждый готов»

«Красный огонек»

«Спички в руки не бери»

«Осторожно, огонь»

1.11 Ознакомление с первичными средствами пожаротушения.

1.12 Экскурсии в пожарную часть.

1. 13 Беседы:

«Профессия – пожарный»

1. 14 Дидактические игры и подвижные игры:

«Огнеопасные предметы»

«Что пригодиться на пожаре»

«Горит – не горит»

«На пожар»

«Смелые пожарные»

1. 15 Инсценировки:

«Кошкин дом»

1.16 Опытническая деятельность :

«Чем можно тушить огонь»

«Водой масло не затушишь»

«Предметы, из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию»

«Пожары загрязняют воздух»

Работу с детьми проводила не от случая к случаю, а регулярно, по заранее разработанному плану, потому что дети должны овладеть навыками сознательного поведения в любой пожарной ситуации, а это произойдет только в том случае, если умело, организованные занятия будут проходить систематически.

Беседы строила в форме рассказа о пожарах, причиной которых стала детская шалость с огнем.

Каждый случай я излагала, используя законченный сюжет, совместно с детьми давали оценку и делали вывод. Я старалась, чтобы ребята сами становились участниками беседы (проводимого мероприятия, не только слушали, но и рассказывали о пожарах, которые они видели, а, может, и произошли или могли бы произойти по их вине. Дети при этом становились активными участниками беседы. Оживлению разговора способствовали вопросы, фрагменты из детских песен и стихов, загадки, пословицы.

Осуществляла правило, что ребенок лучше усваивает материал в наглядно – действенной форме с опорой на непосредственное (практическое) или игровое действие с предметами, отражающее реальную ситуацию. Активно использовала наглядные средства и пособия, необходимые для лучшего восприятия программы обучения, применяла предварительно разработанные сценарии игр, утренников и т. п. на пожарные темы, обеспечив тем самым, их вхождение в детское сознание, обращала при этом внимание на ненавязчивость обучающего момента, используя, прежде всего в качестве метода личный пример.

Использовала в процессе занятий макеты и игрушки, имитирующую пожарную технику и пожарно-техническое вооружение (пожарные щиты, каски, стволы, рукава и т. д., изготовленную с привлечением детей. При обучении детей, использовала, прежде всего, игровые приемы и формы, способствующие привлечению внимания детей к поставленной задаче и в значительной степени, облегчающие ее решение.

С детьми 5-летнего возраста использовала более сложные игры, которые носят обучающий характер, а именно - более разнообразные образцы техники для имитации действий по тушению пожаров, пожарное лото, электровикторины с вопросами по правилам пожарной безопасности, настольные игры противопожарной тематики, игрушечные экипировки пожарных, компьютерные игры.

В каждом конкретном случае я тщательно продумывала форму взаимодействия с детьми: с группой, подгруппой или индивидуально. Новые знания лучше давались на общих занятиях со всей группой детей, а закрепление проводила с небольшими подгруппами. При этом учитывала индивидуальные особенности детей конкретной группы, степень усвоения ими необходимых знаний и навыков.

Проведение учебной работы с детьми потребовало от меня сочетания сложившихся, оправдавших себя методов и творческого подхода.

2. Роль семьи в воспитании трудно переоценить. Никто не может заменить родителей в вопросе формирования у ребенка дисциплинированного поведения дома, на улице, соблюдения им правил безопасности.

Родители для ребенка являются образцом поведения. Это потом, с возрастом придет способность критически оценивать поступки и их результаты. А в этом возрасте, который мы рассматриваем, родители - это только объект любви и подражания. Именно это должны помнить папы и мамы.

Работа детского учреждения по усвоению детьми правил пожарно-безопасного поведения может быть эффективной только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями. При организации такого сотрудничества я стремилась к тому, чтобы оно не носило декларативный и назидательный характер. Понимала, если работа будет сведена к призывам соблюдать правила пожарной безопасности, выполненных в виде текстов на стендах, а также ограничена чтением докладов на традиционных собраниях с родителями, вряд ли такая работа может быть эффективной. Я построила свой контакт с семьями воспитанников таким образом, что родители, из пассивно принимающих информацию, становились активнодействующими, в процессе ее усвоения, ведь пассивность родителей проистекает не из предложенного содержания (ведь речь идет о жизни их детей, а неумело избранной формы обучения.

Основное внимание в работе с родителями я уделяла содержанию и активным методам подачи педагогических знаний по вопросам пожарной безопасности, выбору демократических форм общения и учету педагогической активности родителей, заботилась о том, чтобы каждое занятие имело свою оригинальность в методике проведения.

Проводила с родителями беседы на тему детской шалости с огнем, действий при возникновении пожара и опасности нахождения детей без присмотра.

Организовывала выступления перед родителями пожарных инспекторов и врачей (советы по оказании медицинской помощи при ожогах и отравлениях угарным газом).

Родители оказывали мне помощь в изготовлении пожарного реквизита, подготовке наглядного материала для занятий с детьми, оформлении стендов с детскими работами на противопожарную тему.

Используемые мною формы работы с родителями:

2.1 Анкетирование. 2.2 Консультации.

2.3 Папки – передвижки.

2.4 Организация совместных праздников и развлечений.

2.5 Викторины.

2.6 Организация семейных конкурсов творческих работ.

2.7 Оформление фотостендов.

2.8 Экскурсии.

2.9 Беседы медицинских работников.

2.10 Беседы по противопожарной тематике.

Мною так же был разработан план работы с родителями.

3. В соответствии со статьей 25 Федерального закона «О пожарной безопасности» обучение работников детских учреждений должно проводиться в обязательном порядке.

Прерогатива в этом вопросе возлагается на администрацию учреждения и ответственных лиц по пожарной безопасности.

В плане деятельности нашего детского сада по изучению правил пожарной безопасности и мер профилактики в обязательном порядке предусматриваются следующие мероприятия:

1. Ежеквартальное проведение инструктажа по правилам пожарной безопасности.

2. Организация практических занятий по использованию огнетушителей, песка, воды, одеял при ликвидации очага загорания.

3. Проверка знаний правил пожарной безопасности.

4. Систематическое знакомство с материалами, публикуемыми в периодической печати.

5. Периодическое проведение совещаний, включающих изучение информационных материалов по предупреждению пожаров в весенне-летний и осенне-зимний периоды.

6. Практическая отработка действий персонала по обеспечению быстрой и безопасной эвакуации детей (1 раз в полугодие).

В помещении детского сада оборудован стенд с наглядной агитацией, и щит с первичными средствами пожаротушения.

Формы работы с воспитателями:

3. 1 Консультации на темы:

«Роль педагога в обучении детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности»

«Обучение правилам пожарной безопасности»

«Обучение безопасности жизнедеятельности»

Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности»

«Если ребенок один дома»

3.2 Организация совместных праздников и развлечений.

3.3 Оформление фотостендов.

3.4 Беседы медицинских работников об оказании первой медицинской помощи.

Дошкольное учреждение, объединяя воспитанников, воспитателей и родителей, придавая обучению систематизированный и социальный характер, оказывает наиболее глубокое влияние на детей. Поэтому привитие детям навыков пожаробезопасносной жизнедеятельности должно стать нормой дошкольной жизни и раздел «Пожарная безопасность» должен изучаться со всей серьезностью, ведь те азы, которые впитывают дошкольники, остаются у них на всю жизнь, а это значит, мы выполним главную задачу - охрану жизни детей.

Список используемой литературы.

Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Безопасность», Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПБ: Детство - Пресс, 2008

Н. А. Аралина «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности», М. : Скрипторий 2003,2007

М. А. Давыдова «Спортивные мероприятия для дошкольников 4-7 лет» М. :Вако,2007

Б. С. Житков «Что я видел», М. :Эксмо,2010

Т. В. Иванова «Пожарная безопасность», Подготовительная группа. Разработки занятий. М. : Корифей, 2011

Н. В. Каминская «Чудесные спички» Ребёнок в детском саду,№2,с. 42,2006

Публикации по теме:

Информация для родителей «Как работать с палочками Кюизенера» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №39» Информация для родителей. «Как.

Информация для родителей на стенд «Психолог советует.» Угрозы. «Убери, иначе выкину!» Давайте разберем подробнее столь популярное наказание устрашением. Это наказания угрозами: "убери, иначе.

Информация для родителей о пользе книг О пользе семейного чтения Читать вместе – это огромный труд, но, когда вы читаете, ваши дети фантазируют, создают красочный мир, в котором.

Информация для родителей по плаванию Плавайте на здоровье, плавайте всей семьёй! Плавание – ценнейший вид физических упражнений. Плавание – прекрасное средство активного отдыха.

Информация на стенд для родителейИнформация на стенд для родителей В эти минуты написала план работы на следующую неделю по лексической теме "Осенние подарки",чтобы поместить его в родительский уголок и.

Информация о СЭВ — синдроме эмоционального выгорания Впервые термин «психического выгорания» был описан X. Дж. Фрейденбергером (1974 г.) , который наблюдал большое количество работников социальных.

«Математика — это интересно». Информация для родителей Математика это интересно И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования.

Монологическая речь (полезная информация) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ. С. Л. Рубинштейн дал следующее определение.

Программа кружка по программе «Воспитание на социокультурном опыте» в старшей группе Программа кружка по программе "Воспитание на социокультурном опыте" в старшей группе. воспитатель Иванова Ю. В. город Омск Программа «Истоки».

Конспект занятия по программе «Истоки». Воспитание на социокультурном опыте с детьми подготовительной группы «Светлый образ» Конспект занятия по программе «Истоки» воспитание на социокультурном опыте» с детьми подготовительной группы на тему: «Светлый образ» Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информация об опыте
Опубликовано: 14 декабря 2016 в 02:27
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД