Получи документы

Информационная карта НОД по развитию речи «Рыбы — обитатели воды» в подготовительной группе

ольга курицына
Информационная карта НОД по развитию речи «Рыбы — обитатели воды» в подготовительной группе

Форма совместной деятельности: непосредственно образовательная деятельность по развитию речи.

ФорВозрастная группа : 5-6 лет (подготовительная к школе группа).

Тема: «Рыбы – обитатели воды».

ма организации: групповая.

Средства: наглядные – наборы картинок с изображением рыб и других обитателей воды; демонстрационная схема – модель составления описательного рассказа о рыбах;

мультимедийные – нет;

литературные – загадка о рыбах;

музыкальные – нет;

Публикация «Информационная карта НОД по развитию речи „Рыбы — обитатели воды“ в подготовительной группе» размещена в разделах

оборудование – магнитная доска, магниты;

материалы – раздаточные схемы – модели на каждого ребенка, простые карандаши.

Предварительная работа:

Рассматривание картинок с изображением различных рыб.

Беседы: “Что мы знаем о рыбах?”, “Рыбы наших водоёмов”.

Чтение познавательной и художественной литературы по теме.

Наблюдение за аквариумными рыбками.

Цель: Развитие связной речи детей с помощью мнемотехники.

Задачи Обучающие:

обучать составлению описательного рассказа с помощью схемы – модели;

пополнять словарный запас детей лексикой по теме НОД;

упражнять в назывании уменьшительно - ласкательной формы слов;

расширять и закреплять знания детей о рыбах (места обитания, образ жизни, строение тела, характерные особенности);

знакомить детей с видовым разнообразием рыб, рассказать о рыбах, обитающих в наших реках и озерах (щука, карась, лещ, окунь, сом, карп, форель, ёрш и др.).

Развивающие : развивать у детей внимание, память, логическое мышление (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, а также мелкую моторику рук.

Воспитательные: воспитывать у детей коммуникативные качества (умение полно формулировать ответ на вопрос, умение внимательно, не перебивая, слушать товарищей).

Планируемые результаты Дети могут составлять связный рассказ о рыбах с опорой на схему.

Дети знают особенности рыб, могут назвать конкретных представителей.

Этапы совместной деятельности Содержание

деятельности Деятельность

педагога Деятельность детей

Организационно –целевой этап Знакомство с темой НОД. Загадывает загадку. Отгадывают загадку, тем самым определяют тему НОД.

Содержательный

этап Знакомство с обитателями воды – рыбами в процессе заполнения схемы- модели.

Использование схемы – модели для построения связного рассказа. Задает вопросы, стимулирующие мышление.

Стимулирует любознательность, интерес.

Рассказывает, обсуждает с детьми.

Использует наглядные средства.

Поощряет детей к высказыванию.

Показывает последовательность действий.

Рассказывают с опорой на знаки.

Выстраивают порядок и последовательность знаков по памяти.

Демонстрируют физическую активность.

Выстраивают полный ответ, предложение.

Играют словами.

Выражают собственные суждения.

Итоговый этап (рефлексия) Оценка получившихся рассказов. Анализирует и комментирует получившиеся рассказы.

Побуждает детей к высказыванию своего мнения насчет рассказов товарищей. Оценивают рассказы товарищей.

Выражают свое отношение.

Делятся впечатлениями.

Ход НОД по развитию речи:

1. Организационно – целевой этап.

Воспитатель загадывает загадку:

У родителей и деток

Вся одежда из монеток. - О ком эта загадка? (о рыбах)

2. Содержательный этап.

Воспитатель выставляет значок №1 «Кто это?»

Этот значок центральный, остальные значки

располагаются на магнитной доске вокруг него по часовой стрелке.

Примечание: воспитатель выставляет значки (демонстрационная схема, а дети рисуют эти значки (заполняют схему) на раздаточном материале.

- Что вы видите на этом значке? (На значке изображена буква «Р».)

- Как вы думаете, почему я выставила этот значок? (Буква «Р» - первая буква в слове «рыба».)

- Назовите другие слова, начинающиеся с буквы «Р». (Рак, ракушка, радио, рюкзак и др.)

- А давайте поиграем в игру, которая называется «Семья слов».

Дидактическая игра «Семья слов».

Цель – отгадать слова, принадлежащие слову «рыба».

Человек, который ловит рыбу, называется… (рыбак, рыболов)

Суп, приготовленный из грибов – грибной, а из рыбы – … (рыбный)

Большая – рыба, а маленькая – … (рыбка, рыбёшка)

Воспитатель выставляет значок №2 «Где живет?» -

- Как вы думаете, что обозначает этот значок? (воду)

- Правильно, рыбы живут в воде. Давайте мы с вами уточним места обитания рыб и скажем, где именно живут рыбы. (В море, озере, реке, океане, аквариуме)

Дидактическая игра «Назови рыбу по месту её обитания»

Море – морская

Океан – океаническая

Озеро – озерная

Река – речная

Аквариум – аквариумная

- А каких рыб вы знаете? (дети называют известных им рыб)

Воспитатель выставляет значок №3

«Из каких частей состоит?» -

- Какую букву вы видите на этом значке? (букву «Ч») Этот значок обозначает «части тела рыбы». Нам нужно рассказать, из каких частей состоит тело рыбы? (Голова, туловище, плавники и хвост. На голове расположены глаза и рот.)

- А почему рыбы не моргают? (Потому что они живут в воде.)

- А зачем рыбе плавники и хвост? (Хвост и плавники помогают рыбе плыть и держать равновесие.)

Дидактическая игра «Часть – целое»

Цель – назвать предмет по его части.

Рога – корова, коза и др.

Пятачок – свинья

Хобот – слон

Копыта – лошадь, корова, коза и др.

Ветка – дерево

Кирпич – дом, здание

Страница – книга

Руль – велосипед, машина

Клюв – птица

- А чем покрыто тело рыб? (чешуей) Значок №4

«Чем покрыто тело рыб»

- А зачем рыбам чешуя?

(Она защищает тело рыбы от повреждений. Чешуйки очень плотно прилегают друг к другу и покрыты слизью, а это облегчает плавание.)

Физкультминутка

Как в аквариуме нашем

Рыбки золотые пляшут.

Они весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке,

То помашут плавниками,

То закружатся кругами.

(Дети изображают резвящихся рыбок движениями по тексту.)

- А чем питаются рыбы? (другими рыбами, насекомыми, обитающими под водой и водорослями)

Воспитатель выставляет значок № 5

«Чем питаются рыбы

- Рыбы, которые питаются другими рыбами, называются хищными.

Дидактическая игра «Хищные или травоядные»

Цель - отнести рыбу к хищным или травоядным.

Рыбы : щука, карась, акула, ёрш, окунь, сом, карп.

- А сейчас, ребята, я расскажу вам, как рыбки появляются на свет и растут.

Сначала мама - рыбка откладывает икринки. В каждой икринке растёт зародыш. Потом из зародыша вырастает головастик. Посмотрите, какая у него большая голова, поэтому их так называют. Потом из головастика вырастает малёк. Из малька вырастает маленькая рыбка. Она растёт- растёт, и вскоре из неё вырастает настоящая рыба.

Воспитатель выставляет значок № 6

«Как рыбы появляются на свет

Дидактическая игра «Назови ласково»

Дети выстраиваются в круг. Воспитатель кидает мяч с названием рыбы, ребёнок ловит и отбрасывает обратно, называя эту рыбу ласково. Например, ёрш-ёршик, щука-щучка, сом- сомик и т. д.

- А какую пользу рыбы приносят людям?

Значок № 7 «Польза рыб для человека»

(Рыб употребляют в пищу, разводят в аквариумах, многим нравится рыбалка.)

-  А теперь, ребята, давайте попробуем рассказать о рыбах, опираясь на наши значки, которые мы зарисовали.

(Дети составляют рассказ о рыбах, используя предложенную схему – модель.)

3. Итоговый этап (рефлексия).

Выслушиваются 3-4 рассказа. Воспитатель и дети выбирают лучший из них, комментируют удачные и неудачные моменты.

Литература:

1. Л. Е. Белоусова «Веселые встречи» (Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники); СПб, 2003

2. Л. Е. Белоусова «Удивительные истории» (Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего возраста); СПб, 2002

3. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; СПб, 2009

4. И. Морозова. М. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром» - М. : Издательство «Мозаика – синтез», 2011.

Публикации по теме:

Дистанционное видеозанятие с дошкольниками с ТНР по развитию речи «Обитатели водоемов» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию видео-занятие по развитию речи в подготовительной к школе логопедической группе для детей с.

Фотоотчёт по лексической теме «Рыбы» в подготовительной к школе группе.Фотоотчёт по лексической теме «Рыбы» в подготовительной к школе группе. Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня хочу представить Вашему вниманию фотоотчёт НОД и творческих работ детей подготовительной.

Конспект ННОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Замерзание воды»Конспект ННОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Замерзание воды» Конспект ННОД в подготовительной группе "Замерзание воды".Экспериментирование. Цель: помочь выявить различия замерзания различной воды.

Конспект НОД по развитию речи «Беседуем о зиме» в подготовительной группе Цель: активировать словарь по темам «Зима», «зимние забавы». Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному, образовывать относительные.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Сказка на новый лад» Творческое рассказывание на тему «Сказка на новый лад». Цель:Учить детей творческому рассказыванию; связывать в единую сюжетную линию выбранные.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Лексические упражнения» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Лексические игры».Задачи. Продолжать учить делать звуковой анализ слов.

Конспект НОД по развитию речи «Продукты питания» в подготовительной группе Цель: Обогащение активного словаря; развитие связной монологической речи. Задачи: 1. Обогатить, уточнить и активизировать словарь по теме.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Морские обитатели» для детей подготовительной группы Конспект образовательной деятельности по развитию речи. "Морские обитатели". Подготовительная группа. Задачи: Расширять представления по.

Конспект ОД по познавательному развитию «Побываем у воды» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепкеКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационная карта НОД по развитию речи «Рыбы — обитатели воды» в подготовительной группе
Опубликовано: 21 марта 2021 в 17:15
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД