Лучший педагог года

Информационная карта передового педагогического опыта «Сюжетно-ролевая игра. Особенности проведения»

Татьяна Кокорина
Информационная карта передового педагогического опыта «Сюжетно-ролевая игра. Особенности проведения»

Тема ППО: «Сюжетно-ролевая игра. Особенности проведения»

Сроки изучения и обобщения опыта: Целенаправленное изучение и обобщение опыта осуществляется с 2015 года.

Научно-теоретическая основа опыта:

- теория ролевой творческой игры: Л. С. Выгодский, С. л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Д. В. Менджеринская, Н. В. Королёва;

- особенности сюжетно-ролевой игры: Н. А. Виноградова, С. А. Козлов, Н. В. Краснощёкова, В. С. Мухина;

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Публикация «Информационная карта передового педагогического опыта „Сюжетно-ролевая игра, Особенности проведения“» размещена в разделах

- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы»

Творческие находки автора:

- проведение серии сюжетно-ролевых игр с последующим усложнением по возрасту «Гости», «Парикмахерская», «Поликлиника»;

- подготовка игрового оборудование: создание карточек для поликлиники, кошельков, билетов в автобус;

- серия презентаций к сюжетно-ролевым играм, в соответствии с темой игры, например «Путешествие в парикмахерскую», «Королева Зубная щётка», «правила поведения в гостях» и т. д.

- разработка картотеки «Сюжетно-ролевые игры»;

- разработка консультаций для родителей «О роле сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка», «Учите детей играть!»

Проверка результативности и эффективности опыта:

- показ открытых занятий в ДОУ по сюжетно-ролевой игре;

- защита диплома в КРИПК и ПРО по теме «Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных отношений старших дошкольников»;

- анкетирование родителей «Сюжетно-ролевая игра дома»;

- наблюдение за игрой детей в группе;

Основное содержание ППО: Актуальность выбранной темы обусловлена значимостью игры в жизни дошкольников, которую отмечали в своих трудах психологи и педагоги: Л. С. Выготский, Н. Н. Подъяков, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский.

Именно через игру дети познают окружающий мир и учатся общаться друг с другом. В общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, которые существенным образом влияют на развитие его личности.

Но к сожалению, как правильно отмечает в своей статье Сыроватская Н. И. «игра уходит из жизни дошкольников», раньше игра «естественным образом передавалась от старших детей к младшим» в «дворовых сообществах». Сейчас к сожалению эта связь прервана, в семьях часто по одному ребёнку, дворовые игры встречаются всё реже. «Техническая революция значительно снизила речевые контакты» дети стали много смотреть познавательных передач.

Поэтому так важно обратиться к сюжетно-ролевой игре, необходимо научить детей играть, сочинять сюжеты, придумывать игровые ситуации, проигрывать взрослые роли, учиться взаимодействовать друг с другом.

В какой бы возрастной группе не были дети между ними «разворачивается сложный и порой драматический сценарий межличностных отношений». Дети дружат, помогают друг другу, ссорятся и мирятся, отстаивают своё или соглашаются с другими, спорят, ревную. При этом дети переживают разнообразные эмоции в течении дня. Именно эти первые отношения дошкольников (дружба, ссоры, обиды) являются фундаментом для развития личности ребёнка. Освоив фразовую речь, ребёнок вступает в общение с другими детьми, конечно же первое общения всегда строится вокруг игрушек и игр. Первые межличностные отношения завязаны через предметную деятельность – желание поиграть одной и той же машинкой, куклой. Позже, в середине дошкольного детства, дети договариваются о совместной игре, объединяются в группы по интересам и конечно же появляется сюжетно-ролевая игра. И здесь уже идёт обсуждение кто какую возьмёт на себя роль. Межличностные отношения носят здесь совсем другой характер.

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У ребенка формируется отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Огромное значение в развитии ребенка принадлежит игре. Игра является важнейшим и наиболее доступный видом детской деятельности, в ней дети проигрывают полученные из окружающего мира впечатления и знания. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. С возрастом игра усложняется, она проходит ряд этапов от простого манипулирования предметом, до сложной многообразной сюжетно-ролевой игры.

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. В ней дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят их деятельность и отношения между ними.

Воображаемая ситуация – это основная особенность сюжетно ролевой игры. Она складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов.

Сюжет игры — это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

В связи с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОУ изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности.

Согласно ФГОС должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

Игра – это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Поэтому актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств, нравственности и социализации как члена общества.

В основе метода руководства сюжетно-ролевой игрой лежат принципы:

- воспитатель должен играть вместе с детьми;

- на каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры;

- на каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам.

Вот несколько рекомендаций по проведению игр:

- проводится игра минимум 2 раза в неделю, в течении недели игра по одной тематике, затем по другой, например: 1 неделя – «Парикмахерская», 2 неделя – «Такси», 3 неделя – «Поездка в парикмахерскую», где совмещаются ранее освоенные игры;

- сюжетно-ролевая игра будет продуктивной, если прежде чем её начать, воспитатель обсудит её с детьми, вместе наметит план, поставит цель, обсудит сюжет, таким образом станет ближе смысл, который вкладывают в игру дети и уже учитывая его, воспитатель приняв на себя подходящую роль, сможет аккуратно, ненавязчиво корректировать игру, подключаю в неё всё новых и новых детей;

- необходимо изготавливать атрибуты для игры, делать это лучше вместе с детьми, таким образом у детей закрепляется интерес к игре, развивается воображение, фантазия, умение замещать и создавать необходимые инструменты;

- чтобы игра не прошла даром, а дала детям опыт к поведению в той или иной ситуации в дальнейшей жизни, она должна иметь логическое завершение, и дети должны научиться заканчивать игры не обрывая друг друга. Для этого воспитатель может принять на себя роль кого-либо, соответствующего игре и сообщить о её окончании, например: воспитатель-администратор в парикмахерской сообщает вновь прибывшим клиентом, что через 5 мин парикмахерская закрывается и они уже никого не могут принять, в игре «Автобус» воспитатель-кондуктор сообщает о том, что автобус прибывает на конечную остановку и т. д. ;

Итак, можно сделать вывод, что сюжетно-ролевая игра, проводимая планомерно, подобранная по возрасту и интересам детей, способствует формированию межличностных отношений старших дошкольников, положительно влияет на формирование и развитие личности ребёнка в целом, помогает подготовить его к взрослой жизни, учит правилам

поведения и позволяет заранее научить детей ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

Публикации

Последователи: Педагоги районных детских садов.

Наличие обобщённого материала:

Портфолио по сюжетно-ролевой игре, которое включает:

- комплексно-тематическое и календарное планирование;

- конспекты занятий;

- картотеку сюжетно-ролевых игр;

- рекомендации для воспитателей по проведению сюжетно-ролевой игры;

Распространение и внедрение опыта (диссеминация):

- проведение открытых занятий в ДОУ;

- выступления на РМО;

- публикации в интернет-сайтах для воспитателей, педагогов.

Публикации по теме:

Информационная карта педагога Информационная карта Хамёнок Любовь Владимировна Общие сведения Дата рождения 12.11.1979 Место работы (наименование образовательной организации.

Информационная карта опыта инновационной деятельности (ОИД) Информационная карта опыта инновационной деятельности (ОИД) Бутко Татьяна Валерьевна Адрес опыта Муниципальное бюджетное общеобразовательное.

Информационная карта педагогического проекта «Космос» Информационная карта педагогического проекта Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя). Тип проекта: информационно-творческий.

Самообразование. Понятие «игра», «сюжетно-ролевая игра» Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Игра - один из видов человеческой.

Сюжетно-ролевая игра «Аптека»Сюжетно-ролевая игра «Аптека» Сюжетно -ролевая игра «Аптека» Задачи: вызвать у детей интерес к профессии фармацевта; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному,.

Консультация «Сюжетно-ролевая игра» В сюжетно - ролевую игру дошкольники включают различное содержание. Разновидности сюжетно - ролевой игры делятся на: *игры, отражающие.

Сюжетно-ролевая игра «Кошка»Сюжетно-ролевая игра «Кошка» Сюжетно-ролевая игра «Кошка» Цель. Развитие у детей способности принять на себя роль животного. Задачи: • дать знания о том, что у котят.

Сюжетно-ролевая игра «Транспорт»Сюжетно-ролевая игра «Транспорт» Задачи: Учить строить игру по предварительно составленному, коллективно по плану – сюжету, справедливо, распределять роли в играх. Совершенствовать.

Информационная карта воспитателя Информационная карта участника территориального этапа профессионального конкурса «Воспитатель года» в 2018 году Зубрилина (фамилия) Вера.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационная карта передового педагогического опыта «Сюжетно-ролевая игра. Особенности проведения»
Опубликовано: 29 января 2019 в 18:30
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД