МААМ-картинки

Инновационные приемы работы со сказкой

Светлана Гнилицкая
Инновационные приемы работы со сказкой

Сказка, уходящая корнями в культуру, язык народа, представляет большой интерес для педагога, открывая новые возможности в его практической деятельности.

Дошкольный возраст – возраст сказок. Трудно представить себе дошкольное детство без сказок. К сожалению, сказки не в полной мере используются и в семье, и в системе дошкольного воспитания. Не всем детям родители прививают интерес к книге, чтению. Их с успехом заменяют компьютер и телевизор. В дошкольных учреждениях сказки подаются недостаточно разнообразно, в основном это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок. Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.

Публикация «Инновационные приемы работы со сказкой» размещена в разделах

В настоящее время существует большое количество нетрадиционных приёмов работы со сказкой, все их перечислять не стану, кратко остановимся на тех, которые, на мой взгляд, представляют наибольший интерес.

Вход, введение в сказку. Создание атмосферы сказочного мира, вносится необычный предмет, включается музыка. Всё это создаёт комфорт, благоприятный эмоциональный настрой, заинтересованность у детей.

Интервью героя. Для большей достоверности ребенок может взять в руки «микрофон» (заменитель — широкий маркер, ручка от скакалки). Ребенку задаются вопросы, как герою сказки. А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу — зависит от сюжета сказки.

Эмпатийное повествование, рассказ от 1-го лица. Дети представляют себя на месте героя, рассказывают, воспринимает определённую ситуацию, проблему герой. Рассказы героев будут различными, поскольку ценности их отличаются.

Необычные предметы. Суть приёма заключается в переборе вариантов соединения определенных характеристик при создании нового образа. Решить эту задачу можно с помощью игры «Чудесные вещи», по условиям которой дети самостоятельно придумывают необычную посуду, удивительные автомобили, чудесных животных и т. д. Это хорошо развивает не только речевое творчество и креативность маленького человека, но и способствует его психологическому раскрепощению, устраняет боязнь неправильного высказывания, вырабатывает смелость в фантазии.

Творческие задания. Творческие задания могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Дети учатся делать фантастические преобразования реальных моделей с помощью реальных приёмов фантазирования. Результатом выполнения творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью.

Бином фантазии. Предложите ребенку задумать что-то неживое, а сами задумайте, соответственно, что-то живое. (Или наоборот). Получится пара слов. Например, шкаф и собака. Предложите ребенку (или придумайте сами) историю с этими словами.

Сказки наизнанку. Красная Шапочка злая, а волк добрый.

Салат из сказок.

1. Объединение двух знакомых сказок, персонажей этих сказок. Красная Шапочка и Синяя борода.

2. Опорные слова. Из разных сказок берутся разные объекты для придумывания новой сказки. Теремок, колобок, Буратино.

Каталог. Данный приём разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 году. Его суть в применении к синтезу сказок : построение связанного текста сказочного содержания осуществляется с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий). С помощью наугад открытой книги ребёнок выбирает героев, предметы, действие и объединяет их в одной сказке. Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги.

Сочинение сказок по пиктограммам, картинкам. Детям можно предложить сочинить сказку, по разложенным в определенном порядке пиктограммам.

Кит-кот. Суть заключается в следующем: предлагаются 2 объекта, созвучные по звучанию (ворона-корона, обмен героев местами, 2 параллельных сюжета, решение.

Волшебные кляксы. Это прием рисования клякс и придумывания по ним сказки.

Вопросы и задания.

- Придумайте, как зовут вашу кляксу, какой у нее характер, интересы, друзья.

- Сочините про нее сказку.

Усложнением этой работы может быть сочинение общей сказки подгруппой детей, задействовав все кляксы.

Сказка-калька. Заимствование сюжетной линии.

Новое качество. Этот приём полностью изменяет знакомую сказку. Герой наделяется новыми качествами (Колобок из смолы).

Инверсия, или сказка наоборот. Варианты: рассказывание сказки с конца; героям знакомой сказки приписываются прямо противоположные свойства (волк из «Красной шапочки» стал маленьким и добрым, «Золушка – непослушная девчонка, а мачеха – добрая».

Прием «Запахи сказки»

Детям можно дать задание на дом: придумать композицию запахов к сказке (дети

собирают «запахи» дома каждый в свой контейнер (можно в тканевый мешочек, жестяную баночку) и озвучивают, чем же пахнет фрагмент, сказка или герой сказки (с опорой

на текст и на логику, но можно и придумать, пофантазировать, если нет прямого указания в тексте).

Можно собирать «виртуальные» запахи непосредственно после прочтения сказки в виде списка.

Придумайте коллекцию запахов избушки Бабы-яги.

Это могут быть:

мох,

деревянная стружка,

кусочки (веточки) дерева,

сушеные грибы, ягоды, травы,

шишки ели, сосны

сухари,

свеча,

угольки

В помощь детям можно предложить иллюстрации или сделать акцент

На ключевые слова, которые можно найти в тексте сказки. Например, в сказке

«ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК ИЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО» можно найти такие подсказки :

-Из трубы поднимался дымок.

-Буратино не очень хотелось возвращаться к девочке с голубыми волосами. Но он был голоден и еще издалека учуял носом запах кипяченого молока.

-В это время Мальвина вышла из домика. В одной руке она держала фарфоровый кофейник, в другой — корзиночку с печеньем.

-Сели за стол. Буратино набивал еду за обе щеки. Пьеро даже не надкусил ни кусочка пирожного.

-Зато Буратино сразу вскочил и начал засовывать в карманы печенье,сахар и конфеты.

Прием «Звуки сказки»

Детям предлагается задание: Как можно озвучить сказку? Какие звуки можно услышать в этой сказке? Подберите предметы, музыкальные инструменты, с помощью

которых это можно сделать.

Например:

- речка, море- медленно переливающаяся вода из одного стакана в другой

- капель, весна - капающая вода

- листва под ногами - шуршащая бумага,

- бегущая тройка коней -звон колокольчиков,

- голоса сорок, ворон - трещотки - голоса сорок, ворон,

- певчие птицы- полёт свистулька,

– стук в дверь избушки, стук дятла, марш сказочного солдатика - барабан

Можно предложить детям выполнить домашнее задание с помощью родителей:

• собрать «виртуальную коллекцию звуков сказки в электронном виде» (используя Интернет, аудиозаписи);

• подобрать песни к сказке (например, готовые: из кинофильмов, мультфильмов по сказкам, народные песни, авторские песни, которые дети выбрали бы сами для озвучивания)

• подобрать мелодию к сказе (дети могут подобрать народную, классическую или современную музыку).

• подобрать шумовые эффекты к сказке ( например: шум дождя, вьюги, рев медведя)

Задание также может быть как индивидуальным, так и групповым. Важно, чтобы ребенок мог обосновать свой выбор, развивая при этом логическое мышление.

При использовании данных приёмов следует учитывать психо –физиологические особенности детей, идти от простого к сложному.

Использование инновационных методов и приёмов открывает новые возможности работы со сказкой.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС» Уважаемые коллеги! Рада поделиться с Вами очередной публикацией "Участие в семинаре "Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации.

Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС» Участие в семинаре по теме: "Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС" Автор методики Н. М. Метенова. Метенова Надежда.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация для педагогов на тему «Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой» Особенности сказкотерапии с детьми дошкольного возраста. Для групповой и индивидуальной работы может быть предложена любая сказка, которую.

Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения»Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения» Невозможно переоценить значение сенсорного воспитания в раннем возрасте. Полноценное умственное развитие детей возможно только в результате.

Опыт работы по теме «Методы и приемы, используемые в процессе разучивания музыкально-ритмических движений» С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах.

Приемы работы с экологическим букварем (часть 1)Приемы работы с экологическим букварем (часть 1) 1. Начать работу следует с отметки погоды и изменений природных явлений (солнце взошло, полдень, заход солнца – причем разного цвета)..

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Инновационные приемы работы со сказкой
Опубликовано: 13 декабря 2023 в 15:32
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД