Инновационный педагогический проект «Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр» (1 часть)

Пелагея Антошкина
Инновационный педагогический проект «Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр» (1 часть)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

УТВЕРЖДЕНО:

НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

ОТ___

СОГЛАСОВАНО:

ЗАВЕДУЮЩЕЙ МБДОУ

ЛЯЛИЧКИНОЙ С. В. ___

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр»

Выполнила:

Антошкина П. Ф.

воспитатель I категории

Актуальность проблемы. Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка, писал А. К. Бондаренко.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в психике.

В играх дошкольники воспроизводят всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются познавательные способности.

Дидактическая игра важна и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащать духовный мир детей. А это всё содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.

Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будет детское воображение. Создаёт приподнятое настроение.

Моя практика и теоретические исследования по изучению данного вопроса, свидетельствуют о том, что игровая деятельность как форма обучения отвечает актуальной задаче.

Классики русской педагогики В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и А. С. Макаренко в своих творческих работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая её благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности и указывали на разработки игр для дошкольников. Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшнего дня.

Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним.

1. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.

2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и по всякой другой относятся слова А. С. Макаренко: «Игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра».

3. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором.

Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задач.

Цель исследования – теоретически обосновать и практически реализовать эффективность применения дидактических игр направленных на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

- изучить роль дидактической игры как одной из форм организации обучения детей в детском саду;

- выявить степень эффективности проведения дидактических игр и их влияние на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Объектом – является воспитательно – образовательный процесс в ДОУ.

Предмет исследования – систематическое исследование дидактических игр, направленных на всестороннее развитие личности ребёнка.

Гипотеза исследования.Мы предположили, что включение дидактических игр в воспитательно – образовательный процесс будет способствовать наилучшему развитию интеллектуальных способностей дошкольников и окажет положительное влияние на развитие познавательной деятельности детей в целом.

Методы исследования:

-изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

-наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;

-использование и комбинирование дидактических игр в процессе обучения;

-диагностика развития детей;

-включение дидактических игр в самостоятельную деятельность дошкольников;

-анкетирование, консультации, беседы с родителями, проведение праздников.

Условия:

-обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;

-правильное определение главной цели дидактической игры;

-необходимость сохранять положительно – эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей;

-использовать в дидактических играх развивающие упражнения, физкультминутки.

Новизна: заключается в том, что дидактическая игра рассмотрена как вид деятельности раннего уровня психического развития ребенка и как одно из наиболее действенных средств формирования у него представлений об окружающем мире.

Теоретическая значимость состоит в том, чтобы определить влияние игры на процесс обучения и на процесс формирования знаний, умений и навыков и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что дидактические игры вносят существенный вклад в совершенствование процесса формирования интеллектуального развития, повышению уровня умственной и социальной подготовленности детей к жизни и активизации их психического развития в целом;

-учитывая особенности формирования разных видов мышления дошкольников, применяется большое количество наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный и игровой);

-наличие различных настольно – печатных игр: лото, домино, парные картинки, кубики, словесные игры, игры на выделение и классификацию качества предметов.

Полученные материалы позволяют совершенствовать содержание и повышать качество воспитательно – образовательной работы с детьми.

Познавательная значимость состоит в том, что:

-в работе с детьми используются методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, моделирование и т. д.);

-соблюдение правил и игровых действий;

-применяется личностном – ориентированный подход к процессу подготовки игры, организации её проведения.

Ожидаемый результат к концу реализации проекта.

Анализ результатов проведенной работы свидетельствует о том, что своевременное и правильное применение дидактических игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач в наиболее приемлемой для детей форме. Дидактические игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность комбинированию, т. е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.

В совокупности эти качества составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

Дидактические игры способствуют подготовке дошкольников к обучению в школе; развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ, точно и чётко формировать свои мысли.

Внедрение нетрадиционных способов поможет расширить технический диапазон возможностей детей, а так же обеспечит высокий уровень эмоциональности и творческой активности детей.

Использование игровых технологий в режиме дня через все виды деятельности позволяет максимально реализовать задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

(Таблица ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА представлена в блоге "Инновационный педагогический проект (2 часть)")

ВЫВОДЫ

Зная, что для успешного освоения программы дошкольного обучения, нужно не только знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, догадываться, проявлять умственное напряжение и проводив работу по развитию интеллектуальных способностей детей пришла к следующему выводу: проведение дидактических игр способствует умственному развитию способностей детей.

У детей к концу выпускного года сформировались такие мыслительные умения и способности, которые помогут ему в будущем легко освоить новое. Развились такие свойство как объем внимания и памяти, воображение, способность рассуждать, мыслить математическими символами, гибкость мыслительных процессов, стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решений. Выработались умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми. Сформировались умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять свои действия. Легко переносят усвоенный опыт в новые ситуации.

Позитивная динамика развития воспитанников за последние 3 года

Осуществление развития умственных способностей на современном этапе, возможно при проведении строгого анализа уровня знаний детей. В течение всей педагогической деятельности я провожу диагностику развития умственных способностей детей в начале и в конце учебного года, для выявления стартовых возможностей детей при осуществлении образовательного процесса. Осуществляю личностно – ориентированную модель образования, используя идею: «Не рядом, не над, а вместе». Целью образования является разносторонне – развитая, свободная, самобытная, творческая личность. Основной программой, реализуемой в ДОУ, обеспечивающей целостность воспитательно-образовательного процесса является программа «Детство» и др. Благодаря использованию эффективных методов и приемов, таких как: моделирование, проектирование, опыты и экспериментирование, веселые игровые упражнения, а также современные интеллектуальные игры, заметно повышается результативность воспитательно - образовательного процесса.

(Таблица Общие результаты мониторинга интеллектуального развития детей через дидактическую игру за 3 года представлена в блоге "Инновационный педагогический проект (3 часть)"

Публикации по теме:

«Волшебница-ёлочка» (аппликация)«Волшебница-ёлочка» (аппликация) Волшебница - ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Экскурсия по родному селу!Экскурсия по родному селу! У подножья холмов, вдоль железной дороги и реки Инсар с притоком Елшанка, расположено село Большая Елховка. Большая Елховкарасположена в.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Времена года и погода
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Инновационный педагогический проект «Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр» (1 часть)
Опубликовано: 1 февраля 2014 в 11:56
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие для развития фонематических процессов «Ромашка»
Хочу с Вами поделиться своим пособием, для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста. Развитие фонематических процессов является...
«Шары для ёлки». Поделка из пластилина и мишуры
Скоро, скоро Новый Год! Он торопится, идёт! Постучится в двери к нам: Дети: здравствуйте, я к вам! Праздник мы встречаем, Ёлку наряжаем, Вешаем...
Детский мастер-класс «Шар»
Меньше месяца осталось до наступления главного праздника, которого ждут все дети и даже взрослые - Нового года. В детском саду все уже начали усердно...
Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста...
( Дети заходят в зал, встают полукругом) Муз. руководитель. Здравствуйте, дети! Посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними,...
Конспект занятия по рельефной лепке в средней группе на тему: «Зима в лесу»
Программное содержание: - закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе; - расширить и закрепить знания детей о диких животных, об...