Интеграция образовательных областей в работе учителя-логопеда

Надежда Сушилкина
Интеграция образовательных областей в работе учителя-логопеда

Работая с детьми, я убедилась, что взаимосвязь логопедической работы с каждой из образовательных областей, рекомендуемых ФГТ, позволяет наиболее успешно преодолевать речевые патологии детей.

Здоровье

Наша задача - сохранять и укреплять не только физическое, но также и психическое здоровье. Помогает в этой работе включение воображения, в частности образно - ролевая игра. Например, выполняя самомассаж ушных раковин, дети принимают образ Чебурашки, образы змеи и бабочки помогают в профилактике нарушений осанки, образ ветра и трубача- при проведении дыхательной гимнастики.

При выполнении артикуляционных упражнений, при постановке звуков у детей возникает напряжение мышц в артикуляционном аппарате, области шеи, плеч, грудной клетки. Поэтому, я учу детей чувствовать контраст между напряжением и расслаблением, т. е. принимать позу покоя. Для этого, я использую упражнения для расслабления рук.

Вот некоторые упражнения:

«Солнышко» (для рук)

Поднять руки до уровня груди, пальцы растопырить, напрячь (появилось солнышко). Удержать руки в такой позе (солнышко светит). Бросить руки вниз, расслабить (солнышко спряталось за тучки).

Для шеи:

Туча закрыла небо. Повернуть голову вправо, влево, поднять вверх (повторить 3 раза)

Для ног:

Перешагнуть через лужи, поднять напряжённую ногу, удерживать её, затем бросить, расслабить.

На релаксацию: ребёнку сложно сознательно расслабить мышцы, а вот если он в образе тающего мороженого- то это другое дело!

Познание

Формирование элементарных математических представлений и математического словаря у детей с ОНР - это важная задача.

В своей работе я

- использую дидактические игры с однотипными игрушками, муляжами. («Первый, последний», «Что изменилось», «Следующий, предыдущий»);

-учу ориентировке на листе бумаги «Поймай фигуру», «Слева, справа, в середине», «Графический диктант»; на теле - «Сделай так», «Закрой глаза и повтори»; в пространстве - «Холодно - горячо», «Ближе- дальше»; во времени - «Весёлая неделька»;

-учу сравнивать графическую структуру букв и цифр («Четвёртый лишний», «Допиши»).

При согласовании существительных с числительными и прилагательными мы отрабатываем количественный и порядковый счёт («Числовой куб») Хорошо помогают стихи – запоминалки.

Например:

Пять щенков у нашей Тани.

Первый спрятался в чулане.

Где второй? Залез в подвал!

Третий платье разорвал,

А четвёртый непоседа

Птичьим кормом пообедал.

Пятый – белый - весь в сметане…

Нет покоя нашей Тане!

Физическая культура.

Логопедические занятия довольно статичны, поэтому у детей часто наблюдается нехватка двигательной активности в течение дня. В связи с этим на фронтальных логопедических занятиях я использую различные двигательные игры и упражнения, что помогает детям скорректировать дефекты речи, и наоборот, основываясь на ритмике стихов, развивать подвижность пальцев, координацию движений, эмоциональность, мышление, память. Я использую игры и упражнения с элементами двигательной активности в соответствии с лексическими темами фронтальных занятий в группе для детей с ОНР. Использую элементы логоритмики, что способствует развитию речедвигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению. При выполнении этих упражнений в игровой форме дети двигаются ритмично, красиво и без напряжения.

Положительный эмоциональный настрой создают сюжетно - ролевые зарядки. Также они являются средством коррекции моторики, активизируют мышление, память, внимание, воображение и совершенствуют зрительную ориентировочную реакцию. Эти подвижные игры и упражнения являются частью фронтальных логопедических занятий. Логоритмические и сюжетно-

ролевые упражнения сначала я показываю, а дети запоминают текст стихотворения и движения, сопутствующие его строкам. Затем мы выполняем упражнения вместе с детьми и далее самостоятельно. При проведении подобных игр и упражнений, я не учу детей тем или иным движениям (они как правило, получены детьми ранее, но слежу за чёткостью и координированностью движений.

Социализация.

Вхождение ребёнка в современный мир невозможно без освоения первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений. Для этого, я использую игры, в которых отражается окружающая действительность, мир людей, природы и общественной жизни. Например, при изучении темы «Семья», я использую игру «Возрастная линия», цель которой уточнить знания о возрастном развитии человека от рождения до старости, развивать речь, обогащая её новыми понятиями (младенец, дошкольник, юноша, девушка, старость).

При изучении темы «Профессии» использую игры: «Кому что нужно для работы», «Разложи по порядку», цель которых формировать первоначальные представления о социальной значимости труда взрослых, активизировать словарь по теме.

Чтение художественной литературы.

Интеграция с этой областью происходит почти на каждом занятии. Это чтение, заучивание, пересказ коротких сказок, рассказов, стихов, потешек, считалок. Всё это используется на этапе постановки звуков (рассказывание сказок о язычке, на этапе закрепления поставленных звуков и введении их в связную речь. На фронтальных занятиях также используются возможности этой образовательной области.

Музыка

Музыка обладает огромным эмоциональным потенциалом, активизирует детей, организует коллектив. На своих занятиях я обучаю детей различению звучания музыкальных инструментов, звукоимитации животных и предметов, высоких и низких звуков, развитию темпоритмических навыков и умений. Например, при изучении темы «Домашние животные», я использую музыкальную импровизацию «Домашние животные», при изучении темы «Дикие животные»- импровизацию «Мы - зайчики», «Узнай по голосу».

Художественное творчество

Возможности этой образовательной области широко используется при работе с детьми с ОНР. Часто детям я предлагаю графические упражнения, которые способствуют развитию мелкой моторики, координации движений руки, зрительного восприятия, внимания, подготовке руки к письму. Например, упражнение «Дорожки», целью которого является провести линию по середине дорожки, не отрывая карандаша от бумаги. Также проводятся упражнения «Дождик», «Обведи рисунок», «Соедини рисунок по точкам», «Нарисуй фигуры», «Нарисуй такую же картину», «Продолжи узор». Для развития ручной умелости можно предложить детям размять пластилин. Предлагаю различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.

-выкладывание ритмичных рисунков по образцу;

-конструирование из кубиков домов, башен, сначала по образцу, потом по памяти и произвольно;

-выкладывание из палочек букв, геометрических фигур, цифр и других различных предметов.

Безопасность

Интеграция с этой образовательной областью прослеживается на каждом занятии, когда учитель - логопед учит соблюдать правила безопасного поведения не только во время занятий, но и в режимных моментах. Также при изучении темы «Транспорт», я рассказываю детям правила поведения на улице, при изучении темы «Техника» - о правилах обращения с бытовыми приборами, при изучении темы «Домашние и дикие животные» я рассказываю о том, как себя вести с бездомными животными.

Труд

Интеграция с этой образовательной областью прослеживается в режимных моментах, когда детям даются те или иные поручения. Также на каждом занятии я прививаю желание поддерживать порядок на своём рабочем месте. При изучении темы «Профессии», рассказываю о труде взрослых. У детей формируется положительное отношение к труду взрослых и ценностное отношение к собственному труду и его результатам.

Публикации по теме:

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Реализация основных положений ФГТ в коррекционной программе для детей дошкольного возраста с ОНР В настоящее время вся деятельность педагогов определяется в соответствии с ФГТ. Основная деятельность детей - игровая, что необходимо учитывать.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Интеграция образовательных областей в работе учителя-логопеда
Опубликовано: 25 сентября 2013 в 09:44
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...
Уголок творчества своими руками «Морские обитатели»
На стенде меняются выставки очень часто. Принципами нашей работы является развитие детской свободной деятельности, в процессе которой происходит...
Фотоотчёт «Вспоминая осень зимнею порой»
Фотоотчёт «Вспоминая осень зимнею порой» Подготовили музыкальные руководители Кузнецова Марина Рафаильевна, Виноградова Наталья Павловна. Вспоминая осень...
Новогодние поделки-елочки. Творчество родителей.
Уважаемые друзья- маамовцы, коллеги, доброго времени суток! В нашем детском саду начался конкурс новогодних елочек. Проводится он в рамках акции...
Новогодний утренник первая младшая группа 2016 год.
Новогодний утренник первая младшая группа 2016 год. Воспитатель в группе одевает костюм Зимы! Зима: Здравствуйте дети! Я пришла в гости к вам из:...