Лучший педагог года

Интеграция экологии, безопасности и здоровья дошкольника в современном образовательном процессе

Ирина Хохлова
Интеграция экологии, безопасности и здоровья дошкольника в современном образовательном процессе

Интеграция экологии, безопасности и здоровья дошкольника в современном образовательном процессе.

Аннотация. Раскрыты понятия интеграции, экологии, безопасности и здоровья в современном мире, экологическое образование.

Публикация «Интеграция экологии, безопасности и здоровья дошкольника в современном образовательном процессе» размещена в разделах

Ключевые слова: интеграция, экология, безопасность, здоровье, экологическое образование.

Традиционно идея интеграции осмысливается на разных уровнях применительно к различным системным объектам: природе, обществу, экономике, культуре, науке, образованию. Интеграция (лат. integration – восстановление, восполнение, от integer – целый) – восстановление, восполнение, объединение в целое какихлибо частей или элементов.

Ведущим принципом развития современных образовательных систем становится принцип интеграции.

Проблема интеграции содержания образования рассматривалась в педагогике еще во времена Я. А. Коменского, но систематическое исследование ее началось только во второй половине ХХ века. Г. Ф. Федорец рассматривает интеграцию в разнообразных связях и зависимостях между структурными компонентами педагогической системы. И. Д. Зверев за основополагающий признак интеграции принимает всю целостность системы обучения. О. И. Бугаев интеграцию содержания образования объясняет необходимостью установления межпредметных связей с целью формирования у учащихся целостной картины мира.

Проблему научного понимания интеграции в образовании исследуют учёные и практики в различных областях знания.

Современное образование характеризуется системными изменениями в структуре и содержании. Переосмысление приоритетов обучения, роли ребёнка как субъекта учебно-воспитательного процесса, а также общественные изменения, обуславливают нетрадиционные подходы к решению многих образовательных проблем. Одной из ведущих тенденций развития современного образования является интеграция его содержания.

Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных государственными документами. Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала, учебно-методическим обеспечением, новыми технологиями.

Не секрет, что в результате научно-технического прогресса и хозяйственной деятельности человека в природе на планете происходят стремительные изменения в окружающей среде: загрязняются и становятся безжизненными водоемы и почвы, разрушается озоновый слой Земли, выпадают кислотные дожди, а также меняется состав воздуха…

В настоящее время, прослеживается прямая зависимость состояния здоровья человека от экологических условий его проживания и от того как человек себя ведет в этих условиях. Здоровье как категория является одним из главных элементов национального богатства любого государства. Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Статистические данные системы здравоохранения, обобщение результатов научных исследований позволяют утверждать, что снижение уровня здоровья детей дошкольного возраста приобретает стойкие тенденции.

Концепция Федеральных государственных стандартов предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Возникает необходимость обучения подрастающего поколения нормам и правилам жизни в современных экологических условиях, т. е. формирование у детей основ экологической безопасности.

В настоящее время экологическое образование является приоритетным направлением системы общего образования подрастающего поколения и выделяет следующие задачи:

1. Способствует формированию у детей дошкольного возраста экологических знаний, целостных и ценностных представлений о природе, как о живом организме;

2. Формирует у детей осознанное отношения к природе, экологически мотивированное отношения к ней.

Дошкольный возраст это период, когда идет интенсивное развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающему, накоплению личного опыта взаимодействия с окружающим миром. Поэтому, экологическое образование детей дошкольного возраста играет важную роль, т. к. в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является неотъемлемой частью духовной культуры человека.

Экологическое образование включает в себя экологическое воспитание и экологическое обучение. Таким образом, экологическое образование это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, к окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций. В экологическом образовании дошкольников необходима смена традиционной системы, где в центре всего находился человек, на новую модель, где человек является частью природы.

Цель экологического образования дошкольников это формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

В контексте введения ФГОС нового поколения в образовательные программы ДОУ включается программа формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни. Среди ключевых идей программы можно обозначить следующие:

–идея ценности жизни и безопасности человека во всех окружающих его средах (природной, социальной, техногенной, культурной, образовательной и др.);

– идея качества человека во всех проявлениях его жизни;

– идея качества окружающей среды;

– идея ценности здоровья человека и здоровья окружающей его среды;

– идея качества жизни человека в окружающей среде/

Обобщая все вышеизложенное, можно сделать выводы, что сохранение и укрепление психического и физического здоровья дошкольников, безопасного поведения в окружающей обстановке возможно в процессе целенаправленной образовательной деятельности при формировании системы доступных дошкольникам экологических знаний.

Прикреплённые файлы:

integracija_crmqu.pptx | 7875,83 Кб
 
Публикации по теме:

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.

Игра — золотой ключ в образовательном процессе и в общении с детьмиИгра — золотой ключ в образовательном процессе и в общении с детьми Из личного опыта работы Анализируя свой опыт работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, я пришла к выводу: игру можно.

Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессеИгровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе. Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, именно через игру.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.

Применение социальных Интернет-сервисов Веб 2.0 в образовательном процессе Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться своей новостью. В настоящее время прохожу курсы «Применение социальных Интернет-сервисов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеграция экологии, безопасности и здоровья дошкольника в современном образовательном процессе
Опубликовано: 26 декабря 2019 в 15:31
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД