Интегрированная деятельность педагогов в работе с детьми в области музыкального воспитания.

журавлева наталья
Интегрированная деятельность педагогов в работе с детьми в области музыкального воспитания.

материал подготовили:

Журавлева Наталья Николаевна- музыкальный руководитель

Винникова Ольга Евгеньевна - педагог -психолог

Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала - с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка. Но, учитывая физиологические и психические особенности детского организма, необходимо строить работу с детьми на таком уровне, чтобы занятия носили не только обучающий и развивающий, но и оздоравливающий характер. В этом и заключается новизна предлагаемой методической разработки: использование технологии сотрудничества между музыкальным руководителем и педагогом-психологом детского учреждения, которая позволяет не только улучшить результат восприятия детьми нового материала, но и приводит к оздоравливающему эффекту от данных занятий, ведь ни для кого не секрет, что пение и занятия музыкой способствуют приобретению навыка правильного дыхания, нормализации эмоционального состояния, что в свою очередь является профилактикой заболеваний органов дыхания. Таким образом, проблема организации работы с музыкально-способными детьми стала актуальной и значимой для специалистов ДОУ.

Так с чем ещё связана актуальность организации дополнительных занятий с музыкально-способными детьми?

Во-первых, она связана с тем, что на сегодняшний день проблема организации работы с музыкально-способными детьми не оформлена в систему теоретических и методических разработок.

Во-вторых, упражнения, включаемые в каждое занятие, являются важным элементом, позволяющим поднять общий тонус организма, улучшить самочувствие и тем самым создать основу для здорового образа жизни и улучшения восприятия детьми нового материала.

В-третьих, она связана с результатами изучения социально-психологической адаптации дошкольников: с необходимостью формирования самоуважения и самопринятия, которое идёт за счёт двух источников: от самого себя – самопринятие, уважение и гордость своими положительными качествами и достижениями, - и через других – восприятие уважения и принятия себя, своих качеств и достижений со стороны других.

В-четвёртых, актуальность занятий связана с поиском новых технологий воспитания и обучения дошкольников.

На основании вышеизложенного можно выделить основную цель данной работы – через создание зоны ближайшего развития способствовать психическому и личностному росту ребёнка, повышать его уровень социально-психического развития. Цель конкретизируется в следующих задачах:

• выявление детей с выраженной музыкальностью и организация кружковой и индивидуальной работы с ними;

• развитие у дошкольников навыков социального поведения - самостоятельности и ответственности;

• развитие коммуникативных способностей – научение общению друг с другом и со взрослыми;

• оздоровление организма посредством приобретения навыка правильного дыхания.

Содержание занятий строится на идеях развивающего обучения, с учётом возрастных особенностей и зон ближайшего развития.

Учебно-методическая разработка состоит из трёх блоков, перед каждым из которых стоят свои задачи.

Первый блок решает диагностические задачи. Без предварительной диагностики невозможно выявить музыкально-способных детей. Такие сведения можно получить с помощью разных методов: наблюдения, проективных методик, социометрии, анкетирования. Полученные данные позволят правильно построить работу с детьми, а также определить результативность занятий. Диагностику проводят как музыкальный руководитель, так и педагог-психолог.

Второй блок – это развивающие занятия, которые проводятся в условиях Сенсорной комнаты, как метод практической саморегуляции - именно он наиболее целесообразен и эффективен на занятиях с музыкально-способными детьми разных возрастов. Занятия в тёмной Сенсорной комнате развивают личностные качества и способствуют проявлению индивидуальности.

Третий блок – это музыкальные занятия, на которых уже непосредственно строится музыкальная работа с детьми.

Рекомендуемые технологии при проведении занятий:

Технология наблюдения необходима при оценке эффективности используемых форм, методов и средств, ведь достижения воспитанников и динамика уровня развития является одним из важнейших показателей эффективности образовательно-воспитательного процесса.

Технология сотрудничества. Музыкальному руководителю необходимо выбрать правильную стратегию взаимодействия с детьми на групповом занятии, чтобы с одной стороны дать возможность реализоваться их способностям, не подавить волю к творческой деятельности, а с другой – предоставить возможность выразиться другим детям. Ведь радость от хорошо выполненного музыкального номера разделяют все участники поровну, но при этом сложность исполнения может быть неравной, поэтому так необходимо сотрудничество музыкального руководителя и психолога.

Интерактивная технология просто необходима: Сенсорная комната – это «волшебная комната», заполненная разнообразным оборудованием, которое помогает развитию различных сторон психики ребёнка. Здесь происходит воздействие на три основных канала восприятия человеком окружающего мира – кинестетический, аудиальный и визуальный – тактильными ощущениями, звуком и цветом.

Технология результативности. Дети реализуют свой творческий потенциал, участвуя в мероприятиях, праздничных программах, конкурсах.

Методические приёмы, используемые на занятиях в Сенсорной комнате:

-использование классической музыки для регуляции эмоционального состояния (для снижения чувства тревоги и неуверености: Ф. Шопен «Мазурка»; для уменьшения раздражительности: Л. Бетховен «Лунная соната» (ч. 1); для общего успокоения: И. Брамс «Колыбельная»);

-совмещение процесса расслабления с различными вариантами звукового фона (плеск воды, шум дождя, звуки природы);

-дыхание против стресса: вдох связан с возбуждением симпатической нервной системы, выдох – с её торможением.

Методические приёмы при обучении детей вокально–хоровым навыкам:

- формированию певческого дыхания способствует физическое укрепление организма в целом - это дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка («сдулся мячик», «зазвенели комары», «ветер»);

- формированию правильных дыхательных движений ребёнка способствует развитию навыка в пении кантилены («Катаемся с горки» голосом и «Поднимаемся на горку»);

- артикуляционная гимнастика помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк; развить мимику; дикцию («Да-дэ-ди-до-ду» – c-d-e-f-q-f-e-d-c);

- речевые ритмо–интонационные упражнения способствуют развитию речевого и музыкального слуха: чувства ритма, темпа, тембра, речевого и певческого дыхания, выразительности речи (пение «цепочкой»);

- распевание помогает развитию звуковысотного слуха, формированию чистоты интонации и расширению диапазона голоса (распевка «Брей –бра-бро-бру», «Рей-рей-рей» - с2-д-е-с1).

Публикации по теме:

Интегрированное занятие в подготовительной группе комбинированной направленности на тему: «Человек. Части тела». В нашем детском саду "Ягодка" г. Жигулевск состоялся окружной семинар-практикум на тему "Интеграция образовательных областей в работе специалистов.

Выставка поделок из овощей «Чудо с грядок»Выставка поделок из овощей «Чудо с грядок» В Нововосточном детском саду "Светлячок" прошла выставка овощей под названием "Чудо с грядок". Здесь были представлены "Паровозик из Рамашкого",.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Деревья и листья
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Интегрированная деятельность педагогов в работе с детьми в области музыкального воспитания.
Опубликовано: 27 января 2014 в 00:28
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...