Лучший педагог года

Конспект интегрированной ООД по речевому развитию «Прекрасный мир живописи»

Елена Толкачева
Конспект интегрированной ООД по речевому развитию «Прекрасный мир живописи»

Задача: развивать связную речь, формировать не только познавательный интерес, но и познавательное речевое общение детей.

Цели:

Развитие словаря

Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем;

Обогащать экспрессивную речь словами – синонимами, относительными прилагательными, причастиями.

Совершенствование грамматического строя

Совершенствовать навыки составления простых и сложных предложений

Публикация «Конспект интегрированной ООД по речевому развитию „Прекрасный мир живописи“» размещена в разделах

Развитие фонетико – фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза

Продолжать работу по развитию речевого дыхания, продолжать работу над дикцией, интонационной выразительностью речи

Коррекция произносительной стороны речи

Автоматизировать правильное произношения звуков всех групп в речевой деятельности

Обучение грамоте

Закрепить навык допечатывания букв;

Совершенствовать навык осознанного чтения слов

Развитие связной речи и речевого общения

Совершенствовать навык ведения диалога у детей;

Закреплять умение составлять искусствоведческие описательные рассказы по картине

Развивать предпосылки ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства;

Воспитывать творческие способности в изобразительной деятельности детей.

Интеграция образовательных областей

Формирование целостной картины мира

Познавательно – исследовательская деятельность

Расширять и обобщать представление детей об окружающем предметном мире;

Систематизировать знания детей о временах года (зима, формировать представление о многообразии природных явлений

Развитие математических представлений

Количество и счет

Совершенствовать навык порядкового счета в прямом порядке при назывании зимних месяцев

Форма

Совершенствовать навыки распознания геометрических фигур

Ориентировка в пространстве

Активно использовать слова: слева, справа, внизу

Ориентировка во времени

Уточнить и расширить представления детей о временных отношениях

Социально – коммуникативное развитие

Развитие игровой деятельности

Обогащать в игре знания и представления детей об окружающем мире, развивать интеллектуальное мышление

Художественно – эстетическое развитие

Восприятие художественной литературы: формировать умение детей выразительно декламировать стихи

Музыкальное развитие

Формировать музыкальную культуру детей при выполнении музыкально – ритмических движений под классическую музыку известного русского композитора П. И. Чайковского;

Изобразительная деятельность

Совершенствовать технические навыки и умения в создании цветовых тонов и оттенков;

Расширять и углублять представления детей о разных жанрах изобразительного искусства

Физическое развитие

Формирование основ здорового образа жизни

Формировать у детей правильную осанку, использовать такие формы работы как физминутки

Восп. Ребята, как вы думаете, кто умеет краской и холстом рассказать нам обо всем?

Дети. Художник

Восп. А кто такой художник?

Дети. Художник, это человек, который рисует, есть такая профессия

Восп. Какие бывают художники?

Дети. Художники народных промыслов, художники – декораторы, художники – иллюстраторы, художники - мультипликаторы, художники – модельеры, живописцы.

Восп. Как вы думаете, для чего художники – живописцы пишут свои картины?

Дети. Они при помощи картин рассказывают нам об окружающем мире, природе, истории, обычаях и традициях. Глядя на живописные полотна, мы восхищаемся тем, чего не замечаем в обычной жизни.

Восп. Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать художником?

Дети. Он должен иметь художественный талант, способность к рисованию, богатое воображение и фантазию, хороший вкус, быть наблюдательным, внимательным, трудолюбивым, терпеливым, усидчивым.

Заходи Тюбик и дети здороваются с гостем.

Тюбик. Меня зовут Тюбик, я художник. Знайка поручил мне у нас в Солнечном городе открыть картинную галерею, там будут выставляться мои картины. А я даже не знаю, что это такое.

Дети. Картинная галерея-это музей изобразительного искусства, где собраны картины известных художников.

Восп. В Москве есть музей, где собраны только лучшие картины великих русских художников, она названа по имени Павла Михайловича Третьякова, 190 летие со дня рождения которого мы отмечаем в этом году.

Совершим небольшую виртуальную экскурсию в Третьяковскую галерею

Виртуальная экскурсия в Третьяковскую галерею (Видео)

Тюбик: Картины каких художников находятся в Третьяковской галерее?

Воспитатель: Наши дети знают не только художников, но и содержание их картин. Сейчас мы поиграем в игру «Чего не хватает на картине», и ты все узнаешь.

Интерактивная игра «Чего не хватает на картине

Тюбик. Я понял, что такое картинная галерея. А как же в ней мои картины разместить?

Восп. В Третьяковской галерее в каждом зале выставляются картины одного художника. А тебе, Тюбик, можно сгруппировать свои картины по жанрам.

Тюбик. А что это такое? Мне что понравится, то я и рисую.

Восп. Дети, что бы быстрее объяснить Тюбику, какие бывают жанры в живописи, мы объединимся в три подгруппы по жанрам живописи и составим для нашего гостя образцы картин.

Логопед: Ребята, по выбранной карточке вы найдете адрес вашего жанра.

Нейропсихологический прием «Найди по адресу».

(Дети выбирают карточку и по условному обозначению находят свою подгруппу)

Аппликация «Собери картину» (Трек….)

(Дети собирают картины по жанрам, убирая лишний элемент)

После работы Тюбик задает вопросы к каждой подгруппе.

- Какой жанр художественного творчества у вас получился? Почему?

Дети: Это пейзаж, потому что изображена природа

Это портрет – изображение человека

Это натюрморт – изображение предметов быта, ваз, цветов, фруктов, овощей.

Тюбик. Я вам благодарен, ребята, за объяснение. Я написал портреты своих друзей, очень люблю натюрморты. А вот с пейзажами у меня незадача вышла. У нас же в Солнечном городе всегда хорошая погода, всегда светит солнце. Даже дождь, и тот идет по ночам, когда все спят. Зиму я только у вас и увидел.

Тюбик. А после какого времени года наступает зима?

Дети. Зима наступает после осени.

Тюбик. А перед каким временем года бывает зима?

Дети. Перед весной.

Тюбик. А сколько месяцев длится зима?

Дети. Три.

Тюбик. А как они называются?

Дети. Декабрь, январь, февраль.

Логопед: Наши дети не только знают зимние месяцы, а могут их читать и писать. Ребята, на столах карточки с названиями зимних месяцев, ваша задача - допечатать недостающие элементы букв.

Профилактика дисграфии и дислексии «Допиши буквы»

Тюбик. Ребята, а что такое зима? Расскажите о ней.

Дети: Зима, это холодное время года. Зимой идет снег, дует холодный ветер, метут метели, на улице мороз. Деревья стоят голые, речки покрыты льдом. Животные меняют свою шубку, а некоторые уходят в спячку. Зимующие птицы питаются рябиной, семенами растений. Люди надевают теплую одежду. Зимой, мы любим играть в снежки, строить снежные крепости, снежную бабу, кататься на коньках, лыжах, санках. Зимой мы отмечаем Новый год, рождество, 23 февраля.

Тюбик. А снег какой?

Дети. Белый, пушистый, искристый, серебристый, мягкий, легкий, липкий, сырой, мокрый снег, рыхлый, плотный, сверкающий

Тюбик. А снег что делает?

Дети. Искрится, сверкает, блестит, падает, кружится, скрипит, тает, идет, переливается, летит, валит, вьётся, липнет, серебрится, метёт, стелется.

Дидактическая игра «Образуй признак»

Логопед: Если снег блестит на солнце, он какой – блестящий.

Если сверкает на солнце – сверкающий.

Если искрится– искрящийся.

Если серебрится– серебрящийся.

Если хрустит– хрустящий

Скрипит– скрипящий

Падает– падающий

Кружится– кружащийся.

Дидактическая игра «Подбери предметы к признакам»

Восп. О чем можно сказать снежный?

Дети. День, ком, сугроб, покров, вихрь, буран, занос

Восп. О чем можно сказать снежная?

Дети. Равнина, баба, горка, лавина, пыль, пороша, крепость, буря, зима, белизна, метель, королева, неделя

Восп. О чем можно сказать снежное?

Дети. Покрывало, облако, поле,

Восп. О чем можно сказать снежные?

Дети. Дни, недели, месяцы, заносы, сугробы, забавы, комья, шапки, постройки.

Восп. На картинах с зимними пейзажами художники изображают снегопад.

Что это такое?

Дети. Это природное явление, когда идет снег.

Дыхательная гимнастика «Сдуй снежный комок»

Восп. А если идет снег и дует ветер, как будет называться это природное явление?

Дети. Вьюга или метель, пурга, буран

Физминутка под музыку П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев» (дети выполняют движения, прислушиваясь к словам и музыке)

Тихо падают снежинки,

Легкий ветер гонит их.

То построит в хороводы,

То, как в вальсе, закружит.

Ветер стих, снежинки плавно

Ниже опускаются.

Собрались в комок пушистый,

На ветру качаются.

Лишь земли коснулась вата,

И снежинки разлетелись.

По замерзшему асфальту

Закружил, понес их ветер.

Кувыркаются снежинки,

Поворачивают спинки,

Веселятся и резвятся,

Землю всю покрыть стремятся.

Тюбик. Интересный какой этот снег, какие у него свойства?

Восп. А хочешь, Тюбик, дети тебе о свойствах снега в ходе экспериментов с ним расскажут?

Эксперименты «Секреты снега»

Опыт № 1: «Из чего состоит снег»

Посмотрим на снег через лупу, из чего он состоит (из снежинок)

Восп. Из всего колоссального количества снежинок, выпавших на нашу землю, нет ни одной одинаковой, у каждой свой неповторимый узор.

Опыт № 2: «Снег в тепле тает»

Возьмем в руки снег. Какой он? (холодный, мокрый)

Восп. Почему ваши руки стали мокрыми? (ладони теплые, снег согревается и тает, превращается в воду)

Восп. Попробуем слепить снежок. Снег лепится? (да)

Восп. Почему? (он мягкий, мокрый)

Восп. Почему руки мерзнут? (снег холодный)

Опыт № 3: «Снег непрозрачный»

Восп. Какого цвета снег? (белый)

Восп. Положим под комочек снега цветную картинку. Видно картинку?

(не видно, снег непрозрачный)

Опыт № 4: «Снег тает в воде»

В стакан с холодной водой ложкой кладем снег, в другой – с горячей водой кладем снег.

Что происходит со снегом? (он тает)

Где быстрее тает снег? (в горячей воде)

Вода в стаканах поднялась выше отметки. Почему воды стало больше? (снег тает, превращается в воду)

Тюбик. Я почему так зимой интересуюсь, нет у меня зимних пейзажей в моей коллекции, ведь у нас всегда тепло и светит солнце. Вот бы моим друзьям – коротышкам зимними пейзажами полюбоваться.

Тюбик. Спасибо, друзья, теперь я знаю, как организовать картинную галерею, как разместить в ней свои картины. А кто же посетителям рассказывать о них будет?

Дети. Экскурсовод.

Восп. Сейчас наши дети поработают экскурсоводами и сравнят для тебя зимние пейзажи двух известных русских художников.

Перейдем в наш художественный салон.

Аудиозапись музыки П. И.

Чайковского «Времена года. Зима»

Восп. Перед нами две репродукции картин известных русских художников Ивана Ивановича Шишикина «Зима» и Игоря Эммануиловича Грабаря «Зимний вечер».

Восп. К какому жанру относятся эти картины?

Дети. К пейзажу.

Восп. Каковы форматы картин

Дети. Эти картины прямоугольной формы.

Восп. Вначале сравним темы, которые они выбрали для своих картин. Напоминаю, что тема – это явления, которые выбрал художник для изображения на картине, для выражения ее замысла. Посмотрите и скажите, у этих картин темы одинаковые?

Дети. На обеих картинах изображена зима. На одной картине зимний лес днем, а на другой зимний вечер в окрестностях села. В одной картине художник хотел показать красоту зимнего леса после снегопада, замысел другого художника – полюбоваться наступлением зимнего вечера, голубыми тенями на снегу, блестящем снегом под лучами заходящего солнца. Получается, что темы разные.

Восп. Теперь сравним сюжеты этих произведений живописи. Помните, что это такое? Сюжет – это событие, ситуация, изображенная на картине.

Дети. На обеих картинах изображена зимняя природа. Но на одной нарисован заснеженный уголок густого ельника, а на другой – можно сказать, что это сельский пейзаж, так как на переднем плане картины мы видим загон для скота, баньку на околице села, за ней находится лес.

Восп. Действительно, все изображено по- разному. На картинах изображена разная местность, значит и сюжеты – разные. Теперь поговорим о композиции картин. Вспомним, что композиция – это построение картины, согласование всех ее элементов. Что является композиционным центром – самым главным сюжетным элементом картины И. Шишкина «Зима» и картины И. Грабаря «Зимний вечер»?

Дети. На картине И. Шишкина композиционный центр – ели, находящиеся на переднем плане картины, молодые елочки, поваленные дерерья. Художник использовал свой любимый прием, у них срезана верхушка, мы понимаем, что деревья очень высокие. На земле и на деревьях лежит пушистый чистый белый снег. Деревья выглядят нарядно, празднично в своем белоснежном наряде. Остальные элементы – ели на заднем плане картины - второстепенные элементы.

На картине И. Грабаря композиционный центр – это старая банька возле забора под березами, загон для скота. И земля, и крыша баньки покрыты снегом. Снег кажется голубым и очень холодным. Остальные элементы –стога сена, покрытый снегом, чернеющий лес на холмах – второстепенные элементы.

Восп. Ребята, вы с легкостью выделили композиционные центры на этих картинах благодаря тому, что художники тщательно прорисовали их на своих картинах. Тщательная проработка деталей изображаемых предметов называется детализацией. Где на этих картинах можно увидеть детализацию?

Дети. На картине «Зима» художник детально прорисовал кору деревьев на старых елях, заснеженные молодые елочки, кусты, поваленные деревья на переднем плане картины. Остальные элементы – ели на заднем плане картины, сидящий на заднем плане на старой ели клест прорисован нечетко, размыто.

На картине «Зимний вечер» четче всего нарисована баня, загон, голубые тени на снегу, розоватое небо вдалеке, деревья, прорисованы нечетко.

Восп. Как вы думаете, композиции у этих картин открытые или закрытые?

Дети. Открытые. Мы с легкостью можем представить, что ельник может продолжаться и в правую и в левую сторону и вверх. А на второй картине также в левой стороне картины будет загон, лес, в правой стороне тоже расположен лес.

Восп. Композиции картин статичные или динамичные?

Дети. Композиция картины «Зима» статичная, ветра на ней художник не изобразил, стволы деревьев прямые, не качаются, нет ветра, все тихо, спокойно, клест сидит на старой ели, движения на картине нет. А вот композиция картины «Зимний вечер» динамичная. Розоватое небо на заднем плане картины говорит нам о том, что солнце садится, оно находится в движении.

Восп. В чем вы видите контраст на обеих картинах?

Дети. В картине «Зима» это контраст между белым изображением снега и темным изображением стволов деревьев, а в картине «Зимний вечер» между использованием теплых (охристо- коричневых оттенков) и холодных красок (голубых) в картине.

Восп. В пейзажах очень важен свет и тон. Это определяет характер картины и настроение зрителя. На своих работах художники реалистично, то есть правдиво показали освещенность в природе, когда вокруг много снега, как на картине И. Шишкина «Зима», или наступление вечера, освещенности снега под лучами заходящего солнца в картине И. Грабаря «Зимний вечер». Каков колорит картин? Какие краски использовали художники?

Восп. В какой из этих картин вам хотелось бы оказаться, что бы вы почувствовали, услышали?

Дети. В картине «Зима» тишина, можно услышать, как падает снег с еловой лапы или вдалеке застучит дятел. Воздух морозный и чистый.

В другой картине «Зимний вечер» вечер тоже морозный. Думаю можно услышать шаги и разговор людей, живущих в этой деревне.

Восп. Ребята, мы рассмотрели картины поочередно. Кто из вас готов составить сравнительный рассказ об обеих картинах, изображающих день и вечер зимнего дня. Найдите в них сходства и отметьте различия. Пусть ваши рассказы будут разными, говорите то, что вы думаете, так, как сможете. Я уверена, что у вас получится хорошо и правильно

1 ребенок. Приход зимы после осени всегда вызывает радость. Особенно мы радуемся выпадению снега. Он укрывает землю белоснежным теплым покрывалом, надевает на деревья меховые снежные шапки и шубы. И. Шишкин именно таким изобразил зимний день после снегопада. У И. Грабаря снег другой - вечером он под лучами заходящего солнца кажется голубым, нам кажется, что он даже блестит под солнечными лучами. Колорит картин разный. В картине «Зима» художник использовал белые и темные краски, а в картине «Зимний вечер» краски холодных и теплых тонов.

2 ребенок. Я думаю, что общее на этих картинах снег. Только он разный. На первой картине – нежный, чистый, белый, пушистый и вызывает радость. На второй картине – он нарисован голубым, желтовато - молочным цветом. Он тоже вызывает у нас хорошее настроение, когда мы смотрим на картину. А отличаются картины тем, что на одной нарисован лес, а на другой сельский пейзаж. На картине И. Шишкина нарисован ельник, одинокий клест, а на картине И. Грабаря загон для скота, банька на окраине села, березы, ели около нее, лес вдали. У художников были разные замыслы, поэтому разные названия у картин, но обе они о снеге. Еще на полотнах изображена ясная, безветренная погода. Обе картины вызывают приятные чувства и радостное настроение.

Тюбик. Молодцы, ребята, мне нравятся ваши мысли и то, как вы учитесь рассуждать о картинах. Важно, что вы сумели отметить сходства и различия картин.

Тюбик. Вот бы и моим друзьям - коротышкам зимними пейзажами полюбоваться…

Работа в художественной мастерской. «Разбуди в себе художника»

Восп. Вот теперь мы готовы помочь тебе нарисовать зимние пейзажи. Приготовим сначала наши пальцы к работе.

Пальчиковая гимнастика

Восп. Мы рисуем зимний пейзаж в технике правополушарного рисования. Сначала надо обозначить фон рисунка. У нас лист уже загрунтован белой гуашью. Теперь в верхней части листа рисуем Луну, затем хаотично по кругу ставим точки голубого, синего цвета. Мы рисуем ночь, поэтому выбираем такие цвета. Для продолжения создания фона белой краской по кругу соединяем точки широкой кистью в верхней части листа, размазываем их. Добавим несколько точек розового, красного, желтого цвета. Снова набираем на кисточку белую краску и растушевываем цветные пятна по листу бумаги. На нижней части листа ставим голубые точки, совсем мало, это пригорок, покрытый снегом. Растушевываем цветные пятна горизонтальными линиями слева направо. Получаем замечательный фон для нашего рисунка.

А сейчас переворачиваем лист вверх ногами и рисуем на возвышенности зимнее дерево, покрытое снегом. Ствол дерева рисуем черной или коричневой краской, потом ветви потолще и потоньше, немного закручивая кисточку. Переворачиваем рисунок, делаем слева дереву светлую сторону с помощью желтой гуаши или охры. Рисуем тень у дерева.

Набрызгом изображаем падающий снег, кисть обмакиваем в белую гуашь и постукиваем о другую кисть под рисунком. Готово!

Тюбик. Спасибо, дорогие мои друзья! Я готов открыть в нашем городе художественную галерею. А вам на память о нашей встрече дарю эмблему «Юный художник». Выберете себе эмблему на красном фоне, если вам был легко оказывать мне помощь, на зеленом, если у вас возникали затруднения, на синем, если вам было тяжело.

Самоанализ.

Восп. приглашает Тюбика на вечернее развлечение.

Публикации по теме:

Фотоотчёт интегрированной НОД по речевому развитию «Весна»Фотоотчёт интегрированной НОД по речевому развитию «Весна» Доброе время суток, дорогие коллеги. Предлагаю Вашему вниманию фотоотчёт интегрированной непосредственно образовательной деятельности на.

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Весна» Цель занятия: Обучение связному последовательному рассказу, отражающих последовательность событий. Задачи: Образовательные: 1. Закреплять.

Конспект интегрированной НОД по физическому развитию «Животные Африки» для детей 6–7 лет Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад № 54 «Теремок» г. Ковров Владимирская обл. Уважаемые.

Конспект интегрированной НОД по развитию речи и лепке с детьми 5–7 лет «В лес за грибами»Конспект интегрированной НОД по развитию речи и лепке с детьми 5–7 лет «В лес за грибами» Конспект интегрированной НОД по развитию речи и лепке с детьми 5-7 лет по теме «В лес за грибами» Интеграция образовательных областей:.

Конспект интегрированной ОД по познавательно-речевому развитию «Детский сад и семья — наши верные друзья»Конспект интегрированной ОД по познавательно-речевому развитию «Детский сад и семья — наши верные друзья» Цель: формирование у детей понятие «дом», «семья», «детский сад», «новоселье». Задачи: Образовательные • Расширять знания о ближнем окружении,.

Конспект интегрированной ООД по развитию речи, ЧХЛ, экологии «Прогулка в зимний лес»Конспект интегрированной ООД по развитию речи, ЧХЛ, экологии «Прогулка в зимний лес» Цели: Образовательные: Закрепление представлений о зиме и ее приметах, лесных зверях и птиц. Уточнение, расширение и активизация словаря.

Конспект НОД по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию «Снег идет» (вторая младшая группа)Конспект НОД по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию «Снег идет» (вторая младшая группа) Цель: Формирование у детей знаний о зиме. Задачи: 1. Учить детей видеть признаки зимы; 2. Учить детей поддерживать диалог, отвечать на вопросы,.

Конспект НОД по речевому развитию «Мое здоровье»Конспект НОД по речевому развитию «Мое здоровье» Задачи: учить составлять предложения по сюжетным картинкам; составлять рассказ на заданную тему по сюжетной картинке и опорным вопросам;.

Конспект НОД по речевому развитию «Осень» Задачи: - учить детей отвечать на вопросы, используя картинный план; - расширять словарь по теме "Осень"; - развивать умение образовывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированной ООД по речевому развитию «Прекрасный мир живописи»
Опубликовано: 15 июля 2023 в 14:06
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД