Интегрированное музыкальное занятие в подготовительной группе «Играй, гармонь!»

Вера Анатольевна Кривега
Интегрированное музыкальное занятие в подготовительной группе «Играй, гармонь!»

Интегрированное

музыкальное занятие

в подготовительной группе

«Играй

гармонь

Оборудование:

1. Магнитная доска.

2. Иллюстрация инструмента гармошки.

3. Инструмент гармошка.

4. Старичок- Лесовичок (бибабо или взрослый)

5. МДИ (планшет) «Гармонь»

6. Шаблон с изображением гармониста.

7. Краски.

8. Фломастеры.

9. Цветная бархатная бумага.

10. Карандаш.

11. Ножницы.

12. Клей.

Цели и задачи:

познакомить детей с музыкальным инструментом – гармошкой, научить детей рассказывать про инструмент с помощью планшетной МДИ, познакомить детей с русским народным инструментом гармошкой, дать представление о связи этого инструмента с русской природой, образом русского человека, развивать желание играть на гармошке, прививать интерес к изучению музыкального инструмента, доставить детям радость.

Муз. рук: -Здравствуйте ребята! Сегодня, когда я шла к вам в детский сад - повстречала Старичка-Лесовичка. Он сидел на пенечке и играл на гармошке. (в грамзаписи – игра на гармони).

Песню тихую, родную

Заиграл Лесовичок.

На гармошке, лишь в два ряда

Заиграл Старичок.

Про страну свою большую

Про любимый край.

Ты, играй, гармонь, сильнее

Песенка рекой,

С нами вместе, веселее

Ты ее пропой!

Давайте встретим Старичка-Лесовичка с его гармошкой?

Старичок –Лесовичок:

Здравствуйте ребята!

Торопился к вам, спешил,

И инструмент с собой прихватил.

Посмотрите!

Ящик на коленях пляшет,

То поет, то горько плачет!

То толстеет, то худеет,

На весь дом голосит!

(показывает инструмент – гармошку)

(иллюстрация гармошки на магнитной доске)

Ну-ка, кнопки нажимай

И тихонько подпевай

Растяни меха немножко

И сыграй нам на гармошке!

А вы хотите услышать, как и где родился этот инструмент? На Руси первую гармошку сделал тульский оружейник Иван Сизов. (портрет) Потерял он покой, услышав звуки гармошки- диковинки из-за границы. …Придет с работы поздно, усталый и за дело: засветит огонек в своей каморке, разберет на чистой лавке всю гармонь до основания и начинает по-своему мастерить: то раму, то планочку другую приладит; то иной материал для мехов попробует, то форму другую захочет мехам придать; то ищет, подбирает новый, чуть печальный звук, тот самый, который заставил гармонь Сизова запеть русским голосом с характерными для нашей песне переходами. После этого изготовления гармоней стало в Туле повсеместным увлечением – открылись мастерские, фабрики. Тульская гармошка и сейчас славится на всю Россию.

…Наверное, многие, из вас, ребята, были в деревне.

И представляете, как хорошо в деревне летом. Голубое небо, яркое лучистое солнце, зеленые деревья, трава и, конечно, звонкое пение птиц. (иллюстрация пейзажа-природы) А когда наступает вечер, в деревне можно услышать другие звуки. Это звуки русского народного инструмента – гармони. (гармошки)

Гармонист – молодой парень, садится около дома, берет в руки гармонь и играет… (иллюстрация картины) полилась задушевная протяжная песня. А играть на гармони непросто – нужно растягивать меха в разные стороны и одновременно нажимать кнопки-клавиши. Да еще трудность состоит в том, что гармонист не видит этих кнопок, он играет на ощупь. А видит он все, что его окружает – природу, людей, которые пришли его послушать. Исполняет он разные песни: протяжные и печальные, веселые и плясовые. А то вдруг задорные переливы гармони настроят на другой лад, и стоящая рядом девушка звонко запоет частушку:

Эй, Ванюша, на гармошке

Заиграй скорее.

Под нее нам петь частушки

Будет веселее.

Русских мастеров, которые делали гармошки, было много. Славились мастера, жившие в Туле, в Саратове и в других городах, а их инструменты называли «тульскими» гармониками, «саратовскими», то есть по тому городу, где они были сделаны. А хотите я дам вам поиграть на гармошке? (дети выходят, играют на инструменте)

1. Бери гармонь в руки-

Не будет скуки!

2. Гармонь – не огонь,

А разогревает.

3. Легка дорожка.

Если есть гармошка.

4. С гармошкой лучше

Работа спорится!

5. Морщинистый Тит

Всю деревню веселит.

Муз. рук: А сейчас я хочу вам поиграть на гармошке и исполнить частушки.

1. Что, гармошка, не играешь?

У неловкого в руках?

Что ты, Ванечка, не пляшешь

Видно, в старых сапогах!

2. Возьму гармонь-двухрядочку,

Пойду плясать вприсядочку,

Разбегутся курицы

Все с колхозной улицы.

3. Гармонист, гармонист,

Розовые щечки

Не у тебя ли, гармонист

Все мои платочки?

4. Гармонист устал

Запинаться стал.

Принесите молока

Напоите игрока!

Старичок-Лесовичок: - Ох, спасибо. Развеселила веселыми частушками. Вот вроде все вам рассказал, только не помню, к какой группе инструментов относится гармошка.

Муз. рук: А я отвечу и тебе, и ребятам. К группе клавишных.

Старичок- Лесовичок: А-а-а! Это потому, что у гармошки кнопочки называются клавишами!

Муз. рук: Совершенно верно!А хотите послушать, как звучит гармошка в руках настоящих музыкантов?

(игра в грамзаписи – гармошки)

Каждый инструмент имеет свою окраску звучания. Это называют тембром. Как вы думаете, какой тембр

у гармошки?

Дети: Легкий, задорный.

Старичок - Лесовичок: Но гармошка может и грустить. Послушайте.

(слушание в грамзаписи напевной мелодии)

Старичок - Лесовичок: А сейчас как звучит гармонь?

Дети: Грустно, напевно, мелодично, лирично.

Старичок-Лесовичок: А как вы думаете, как называют людей, которые играют на гармони? Гармонистами! Посмотрите, какие нарядные мои друзья - они в народных русских костюмах. Почему в русских костюмах? (показывает иллюстрацию) Дети: Потому что, гармонь– русский народный инструмент!

Муз. рук: Спасибо тебе Старичок-Лесовичок за историю про гармонь и за игру на ней, и за слушание тембра этого инструмента. А я хочу предложить и тебе и ребятам игру, с помощью которой мы научимся рассказывать про этот инструмент.

(игра – планшет)

-Гармонь- группа клавишных, русский народный инструмент. Родина – Россия. Звукоизвлечение – сжимание и разжимание меха. Тембр –звучный, насыщенный, звонкий, задорный.

(дети выходят, рассказывают по картинкам)

Старичок - Лесовичок: Молодцы, ребята. Как все запомнили! А у меня есть друзья гармонисты. Как вы думаете, почему их так называют?

Дети: Потому что они играют на гармонях.

Старичок -Лесовичок: Верно! Вот они! Посмотрите! (показывает гармонистов, а вы хотите себе таких друзей? Но прежде, чем они к нам придут, нужно потрудиться и сделать их. Постараемся ребята?

(далее – изготовление аппликации)

Порядок работы: Раскрасить фигуру гармониста красками или фломастерами. Из бархатной бумаги вырезать полосу шириной 4 см, длиной – 16 см. согнуть ее гармошкой, расстояние между сгибами 1 см. смазать клеем поле под гармошку на шаблоне и приклеить гармошку из бумаги. На боковых планках фломастером нарисовать кнопочки.

(музыкальный фон – игра на инструменте - гармошки)

Старичок-Лесовичок: Ой, ребята! Какие вы молодцы! Теперь у вас тоже есть друзья гармонисты. Я вижу, как вы старались, потому что вы – дружные ребята. Правда, ребята? Давайте песенку о дружбе споем?

«Песенка друзей» муз. В. Герчик.

Муз. рук: Молодцы ребята. Где только не побывала за свою богатую событиями жизнь неутомимая гармонь! Сейчас трудно себе представить жизнь, школьный праздник, вечер без певучего баяна. У каждого инструмента своя большая музыкальная жизнь, своя судьба. И в том, что маленькая, скромная гармонь достигла всенародного признания – заслуга многих поколений талантливых русских умельцев, людей с душою музыкантов и золотыми руками искуснейших мастеров.

-С каким музыкальным инструментом вы познакомились? (гармошка)

-Какой это инструмент? (русский народный)

-К какой группе он относится? (клавишный)

-Какой тембр у гармошки? (легкий, задорный, лиричный)

-Как называют людей, которые играют на гармони? (гармонистами)

А теперь попрощаемся со Старичком-Лесовичком, поблагодарим его за интересное знакомство с инструментом, попросим его еще к нам придти.

Дети: Спасибо, до свидания!

Старичок-Лесовичок: Обязательно приду! До свидания, ребята, до скорых встреч!

Публикации по теме:

Интегрированное коррекционное занятие на тему: «Человек. Части тела»Интегрированное коррекционное занятие на тему: «Человек. Части тела» В нашем детском саду "Ягодка" 1 ноября 2012 года прошёл окружной семинар-практикум на тему: "Интеграция образовательных областей в работе.

Тема урока: «Книжка-гармошка»Тема урока: «Книжка-гармошка» Тема урока: «Книжка – гармошка» в подготовительной группе «Ландыш» Цель: Учить детей создавать объемную композиции из бумаги. Закреплять.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • ПДД
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Интегрированное музыкальное занятие в подготовительной группе «Играй, гармонь!»
Опубликовано: 28 апреля 2013 в 15:00
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Встречи на тропе сказок». Фото отчёт.
Новогодняя сказка на «Вотчине Деда Мороза» начинается прямо от главных ворот. На «Тропе сказок» гостей Деда Мороза встречают жители сказочного леса,...
Фотоотчет о проекте «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» во...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...