Интегрированное музыкальное занятие в подготовительной группе «Играй, гармонь!»

Вера Анатольевна Кривега
Интегрированное музыкальное занятие в подготовительной группе «Играй, гармонь!»

Интегрированное

музыкальное занятие

в подготовительной группе

«Играй

гармонь

Оборудование:

1. Магнитная доска.

2. Иллюстрация инструмента гармошки.

3. Инструмент гармошка.

4. Старичок- Лесовичок (бибабо или взрослый)

5. МДИ (планшет) «Гармонь»

6. Шаблон с изображением гармониста.

7. Краски.

8. Фломастеры.

9. Цветная бархатная бумага.

10. Карандаш.

11. Ножницы.

12. Клей.

Цели и задачи:

познакомить детей с музыкальным инструментом – гармошкой, научить детей рассказывать про инструмент с помощью планшетной МДИ, познакомить детей с русским народным инструментом гармошкой, дать представление о связи этого инструмента с русской природой, образом русского человека, развивать желание играть на гармошке, прививать интерес к изучению музыкального инструмента, доставить детям радость.

Муз. рук: -Здравствуйте ребята! Сегодня, когда я шла к вам в детский сад - повстречала Старичка-Лесовичка. Он сидел на пенечке и играл на гармошке. (в грамзаписи – игра на гармони).

Песню тихую, родную

Заиграл Лесовичок.

На гармошке, лишь в два ряда

Заиграл Старичок.

Про страну свою большую

Про любимый край.

Ты, играй, гармонь, сильнее

Песенка рекой,

С нами вместе, веселее

Ты ее пропой!

Давайте встретим Старичка-Лесовичка с его гармошкой?

Старичок –Лесовичок:

Здравствуйте ребята!

Торопился к вам, спешил,

И инструмент с собой прихватил.

Посмотрите!

Ящик на коленях пляшет,

То поет, то горько плачет!

То толстеет, то худеет,

На весь дом голосит!

(показывает инструмент – гармошку)

(иллюстрация гармошки на магнитной доске)

Ну-ка, кнопки нажимай

И тихонько подпевай

Растяни меха немножко

И сыграй нам на гармошке!

А вы хотите услышать, как и где родился этот инструмент? На Руси первую гармошку сделал тульский оружейник Иван Сизов. (портрет) Потерял он покой, услышав звуки гармошки- диковинки из-за границы. …Придет с работы поздно, усталый и за дело: засветит огонек в своей каморке, разберет на чистой лавке всю гармонь до основания и начинает по-своему мастерить: то раму, то планочку другую приладит; то иной материал для мехов попробует, то форму другую захочет мехам придать; то ищет, подбирает новый, чуть печальный звук, тот самый, который заставил гармонь Сизова запеть русским голосом с характерными для нашей песне переходами. После этого изготовления гармоней стало в Туле повсеместным увлечением – открылись мастерские, фабрики. Тульская гармошка и сейчас славится на всю Россию.

…Наверное, многие, из вас, ребята, были в деревне.

И представляете, как хорошо в деревне летом. Голубое небо, яркое лучистое солнце, зеленые деревья, трава и, конечно, звонкое пение птиц. (иллюстрация пейзажа-природы) А когда наступает вечер, в деревне можно услышать другие звуки. Это звуки русского народного инструмента – гармони. (гармошки)

Гармонист – молодой парень, садится около дома, берет в руки гармонь и играет… (иллюстрация картины) полилась задушевная протяжная песня. А играть на гармони непросто – нужно растягивать меха в разные стороны и одновременно нажимать кнопки-клавиши. Да еще трудность состоит в том, что гармонист не видит этих кнопок, он играет на ощупь. А видит он все, что его окружает – природу, людей, которые пришли его послушать. Исполняет он разные песни: протяжные и печальные, веселые и плясовые. А то вдруг задорные переливы гармони настроят на другой лад, и стоящая рядом девушка звонко запоет частушку:

Эй, Ванюша, на гармошке

Заиграй скорее.

Под нее нам петь частушки

Будет веселее.

Русских мастеров, которые делали гармошки, было много. Славились мастера, жившие в Туле, в Саратове и в других городах, а их инструменты называли «тульскими» гармониками, «саратовскими», то есть по тому городу, где они были сделаны. А хотите я дам вам поиграть на гармошке? (дети выходят, играют на инструменте)

1. Бери гармонь в руки-

Не будет скуки!

2. Гармонь – не огонь,

А разогревает.

3. Легка дорожка.

Если есть гармошка.

4. С гармошкой лучше

Работа спорится!

5. Морщинистый Тит

Всю деревню веселит.

Муз. рук: А сейчас я хочу вам поиграть на гармошке и исполнить частушки.

1. Что, гармошка, не играешь?

У неловкого в руках?

Что ты, Ванечка, не пляшешь

Видно, в старых сапогах!

2. Возьму гармонь-двухрядочку,

Пойду плясать вприсядочку,

Разбегутся курицы

Все с колхозной улицы.

3. Гармонист, гармонист,

Розовые щечки

Не у тебя ли, гармонист

Все мои платочки?

4. Гармонист устал

Запинаться стал.

Принесите молока

Напоите игрока!

Старичок-Лесовичок: - Ох, спасибо. Развеселила веселыми частушками. Вот вроде все вам рассказал, только не помню, к какой группе инструментов относится гармошка.

Муз. рук: А я отвечу и тебе, и ребятам. К группе клавишных.

Старичок- Лесовичок: А-а-а! Это потому, что у гармошки кнопочки называются клавишами!

Муз. рук: Совершенно верно!А хотите послушать, как звучит гармошка в руках настоящих музыкантов?

(игра в грамзаписи – гармошки)

Каждый инструмент имеет свою окраску звучания. Это называют тембром. Как вы думаете, какой тембр

у гармошки?

Дети: Легкий, задорный.

Старичок - Лесовичок: Но гармошка может и грустить. Послушайте.

(слушание в грамзаписи напевной мелодии)

Старичок - Лесовичок: А сейчас как звучит гармонь?

Дети: Грустно, напевно, мелодично, лирично.

Старичок-Лесовичок: А как вы думаете, как называют людей, которые играют на гармони? Гармонистами! Посмотрите, какие нарядные мои друзья - они в народных русских костюмах. Почему в русских костюмах? (показывает иллюстрацию) Дети: Потому что, гармонь– русский народный инструмент!

Муз. рук: Спасибо тебе Старичок-Лесовичок за историю про гармонь и за игру на ней, и за слушание тембра этого инструмента. А я хочу предложить и тебе и ребятам игру, с помощью которой мы научимся рассказывать про этот инструмент.

(игра – планшет)

-Гармонь- группа клавишных, русский народный инструмент. Родина – Россия. Звукоизвлечение – сжимание и разжимание меха. Тембр –звучный, насыщенный, звонкий, задорный.

(дети выходят, рассказывают по картинкам)

Старичок - Лесовичок: Молодцы, ребята. Как все запомнили! А у меня есть друзья гармонисты. Как вы думаете, почему их так называют?

Дети: Потому что они играют на гармонях.

Старичок -Лесовичок: Верно! Вот они! Посмотрите! (показывает гармонистов, а вы хотите себе таких друзей? Но прежде, чем они к нам придут, нужно потрудиться и сделать их. Постараемся ребята?

(далее – изготовление аппликации)

Порядок работы: Раскрасить фигуру гармониста красками или фломастерами. Из бархатной бумаги вырезать полосу шириной 4 см, длиной – 16 см. согнуть ее гармошкой, расстояние между сгибами 1 см. смазать клеем поле под гармошку на шаблоне и приклеить гармошку из бумаги. На боковых планках фломастером нарисовать кнопочки.

(музыкальный фон – игра на инструменте - гармошки)

Старичок-Лесовичок: Ой, ребята! Какие вы молодцы! Теперь у вас тоже есть друзья гармонисты. Я вижу, как вы старались, потому что вы – дружные ребята. Правда, ребята? Давайте песенку о дружбе споем?

«Песенка друзей» муз. В. Герчик.

Муз. рук: Молодцы ребята. Где только не побывала за свою богатую событиями жизнь неутомимая гармонь! Сейчас трудно себе представить жизнь, школьный праздник, вечер без певучего баяна. У каждого инструмента своя большая музыкальная жизнь, своя судьба. И в том, что маленькая, скромная гармонь достигла всенародного признания – заслуга многих поколений талантливых русских умельцев, людей с душою музыкантов и золотыми руками искуснейших мастеров.

-С каким музыкальным инструментом вы познакомились? (гармошка)

-Какой это инструмент? (русский народный)

-К какой группе он относится? (клавишный)

-Какой тембр у гармошки? (легкий, задорный, лиричный)

-Как называют людей, которые играют на гармони? (гармонистами)

А теперь попрощаемся со Старичком-Лесовичком, поблагодарим его за интересное знакомство с инструментом, попросим его еще к нам придти.

Дети: Спасибо, до свидания!

Старичок-Лесовичок: Обязательно приду! До свидания, ребята, до скорых встреч!

Публикации по теме:

Интегрированное коррекционное занятие на тему: «Человек. Части тела»Интегрированное коррекционное занятие на тему: «Человек. Части тела» В нашем детском саду "Ягодка" 1 ноября 2012 года прошёл окружной семинар-практикум на тему: "Интеграция образовательных областей в работе.

Тема урока: «Книжка-гармошка»Тема урока: «Книжка-гармошка» Тема урока: «Книжка – гармошка» в подготовительной группе «Ландыш» Цель: Учить детей создавать объемную композиции из бумаги. Закреплять.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • ПДД
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Интегрированное музыкальное занятие в подготовительной группе «Играй, гармонь!»
Опубликовано: 28 апреля 2013 в 15:00
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Страничка-лоскуток в книгу сказок Татьяны Кирюшатовой
Продолжается работа по созданию чудесной лоскутной книги сказок о ремеслах автора Татьяны Кирюшатовой. Меня эта замечательная идея захватила полностью. Может...
Фотоотчет об экскурсии в библиотеку.
Фотоотчет об экскурсии в библиотеку. Наша экскурсия была посвящена творчеству Корнея Ивановича Чуковского. Встречал нас - добрый доктор Айболит! А за...
«Знаменитый Малевич». Этапы изготовления картины — инсталляции
В предыдущей публикации я рассказывала о художественной выставке под названием «Пиратские копии» . Зрителям были представлены копии картин известных...
Мастер-класс «Большое пасхальное яйцо»
Приближается Светлая Пасха – мой самый любимый праздник с раннего детства. Обожаю придумывать и делать сувенирные пасхальные яйца для себя, для родных и...
Весенний конкурс «А ну-ка, бабушки!» совместное мероприятие взрослых и детей средней...
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив. как единое целое, как большую семью,...