Интегрированное занятие «Колосок» с использованием исследовательской деятельности дошкольников старшего возраста

Елена Сорочкина
Интегрированное занятие «Колосок» с использованием исследовательской деятельности дошкольников старшего возраста

«Колосок»

Интегрированное занятие «Колосок» с использованием исследовательской деятельности дошкольников старшего возраста

Программа «От рождения до школы»

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. - МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.

Образовательная область: «Познание».

Возрастная группа: старший возраст.

Тема: «Колосок».

Дидактическая цель: создавать условия для открытий новых знаний в исследовательской деятельности.

Тип занятия: интегрированное.

Задачи:

- Образовательная: повышать уровень развития ребёнка. Закрепить знаний детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб – богатство нашей страны. Формировать у детей представление о том, как из муки приготавливают различные кондитерские изделия. Обогащать словарь за счёт слов: зёрна; колосья; хлеборобы; хлебобулочные изделия; пшеничная, ржаная мука; у зернышек есть «спинка», «брюшко», «бороздка».

- Развивающая: развивать у детей познавательный интерес; творческие способности; волю; эмоции; творческие способности; познавательные способности – речь, память, внимание.

- Воспитательная: воспитывать уважение к хлеборобу, его труду; бережное отношение к хлебу.

- Оздоровительная: формировать у детей представления о значении хлеба для здоровья человека, что: «Хлеб – всему голова!», «Без хлеба нет обеда»

Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский.

Форма организации деятельности: подгрупповая и индивидуальная.

Средства обучения

1. Наглядный материал:

-картина И. Шишкина «Рожь»; иллюстрации, фотографии хлебобулочных изделий;

-колоски пшеницы (можно картинки);

-игрушки петушок, мышата – Круть и Верть;

- 3 кофемолки.

2. Раздаточный материал:

-на каждого ребёнка картинки с изображением различных работ в поле;

-на подносах зёрна ржи и пшеницы, лупы, камни;

- фартуки, колпаки, салфетки.

Предварительная работа: беседы о том, что такое хлеб и откуда он берётся (результат труду хлеборобов); рассматривание зёрен пшеницы и ржи; приготовление из теста печенья; художественное творчество на тему «Колосок»; чтение рассказов Л. Кон «Как хлеб растёт», М. Глинской Прости меня, хлеб», сказки «Колосок», пословиц о хлебе; проведение акции «Хлеб – всему голова!» с распространением рисунков «Берегите хлеб!» в магазинах и столовой; игры в «Каравай».

Ход занятия:

1. Мотивационная (вводная) часть

Появляется Петушок с колоском, ищет Круть и Верть.

Ребята здороваются с Петушком, рассматривают колосок:

- Весь из золота отлит, на соломинке стоит; на соломинке дом, сто ребяток в нём?

-Как вы думаете, что это за ребята? (Предположения детей.)

-Где растут колоски? (Ответы детей.)

- Всё лето созревают зёрна в колосках. Поле в это время очень красивое.

Посмотрите на картину И. Шишкина, которая называется «Рожь». С чем можно сравнить хлебное поле? (Предположения детей). Как и у моря у поля не видно другого края, когда дует сильный ветер по полю как бы проходят волны.

-Все мы каждый день едим белый и чёрный хлеб, многие любят пирожки, печенье, различные пирожные.

-Ребята, назовите, какие вы любите хлебобулочные изделия? (Ответы детей.)

-А кто знает, из чего всё это получают? (Из муки).

А что такое мука, их чего её получают? (Предположения детей).

-Муку получают из зерен, которые созревают в колосках.

- Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда. Давайте вспомним, как этим занимаются хлеборобы. Послушайте, какое интересное слово: в нём соединились два слова – «хлеб» и «работа».

Дидактическая игра «Разложи по картинкам».

(Воспитатель предлагает каждому ребёнку разложить по порядку картинки с изображениями процесса выращивания хлеба от посева зерна до появления хлеба (зерно – растение – зерно – мука – хлеб).

- Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом!

Психогимнастика «Колос растёт»

Воспитатель:

- Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зёрнышки и сажаю в землю (присядьте). Тёплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зёрнышки росли, росли и стали колосками (медленно поднимайте руки). Колоски тянутся к солнышку (почувствуйте напряжение в руках). Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, уроните голову, опустите руки, плечи, туловище. Опуститесь на пол). Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски (улыбнитесь друг другу). А теперь изобразите колоски – толстячки, превратитесь в колоски – худышки.

- Какие замечательные колоски у нас выросли!

- Как много муки из них получится!

Проблема:

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, какой хлеб получают из зёрен пшеницы, а какой из ржи? Давайте подумаем, а как можно нам дома сделать муку из зёрен? (Предположения детей).

2. Основная часть (продуктивная деятельность).

Вбегают Круть и Верть, веселятся, хохочут, прыгают.

Петушок с колоском говорит:

- Эй, Круть! Эй, Верть! Где вы, бездельники?

- Мы здесь.

- Опять вы веселитесь, без дела скачете. Посмотрите, какой я колосок нашёл. Его надо обмолотить, а чтобы тесто замесить, пирогов напечь нужно муку сделать. Кто это будет делать?

- Только не мы. Мы не умеем.

Воспитатель

- Ну, это не беда! Ребята научим наших мышат.

Физкульминутка

Приплыли тучи дождевые

Лей дождик - лей!

Дождинки пляшут, как живые

(Потряхивают руками, топают ногами.)

Пей, рожь, пей!

И рожь, склоняясь к земле зелёной,

Пьёт, пьёт, пьёт

(Наклоняются, садятся.)

А тёплый дождик неугомонный

Льёт, льёт, льёт!

(Руки вытянуты, ладоши вниз.)

Проведём эксперимент.

Воспитатель:

-Ребята, приглашаю вас в нашу лабораторию, для этого наденем фартуки.

Воспитатель:

- Муку получают из зёрен пшеницы и ржи, которые лежат у вас на подносах на столах.

- Давайте рассмотрим «спинки» и «брюшки» у зёрнышек. На «брюшках» найдите бороздки.

-Чем отличаются зёрна пшеницы от ржи. (Зёрна пшеницы круглые, а ржи длинные).

Дети рассматривают зёрна, используют лупы, трогают их руками,

- Когда – то человек попробовал жевать зёрна, они показались ему очень вкусными. (Можно попробовать зёрнышко).

-Затем люди научились растирать зёрна камнями и получать муку, а из муки месить тесто. Хлеб был грубым и тяжёлым, не таким вкусным, как сегодня. (Ребята камнями растирают зёрна).

- С помощью мельницы попробуйте сделать муку из зёрен пшеницы и ржи.

(Воспитатель предлагает работать по подгруппам: одна подгруппа делает муку из зёрен ржи, другая из пшеницы.)

- Какая мука у нас получилась? (Ржаная и пшеничная.)

-Покажите нашим гостям, из какой муки пекут черный хлеб, а из какой белый хлеб, булки, печенье….

- Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Во время Великой Отечественной войны не было зерна, и хлеб пекли из шелухи, пырея, лебеды и т. д. И такой вот хлебушек давали по маленькому кусочку на весь день. Люди понимали, что хлеб – это их жизнь.

- «Хлеб – всему голова!» Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь. Хлеб нельзя бросать на землю, на пол; раньше, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения за это.

3. Заключительная часть (итог): рефлексия (осмысление).

Петушок, Круть и Верть просят ребят рассказать о том, как работали, что нового узнали, где это им пригодится? (Ответы детей.)

Воспитатель:

- Что было самым сложным? Что легко получалось? Понравился ли вам эксперимент? Хотите ли вы исследовать ёщё что – нибудь, узнать новое о зёрнах, хлебе?

Петушок:

- Ну, что Круть, ну, что, Верть, хорошо мы сегодня потрудились.

Круть:

- «Хочешь есть калачи – не лежи на печи!»

Верть:

-«Без хлеба – нет обеда!»

Ребята прощаются с гостями, воспитатель напоминает детям, как нужно относиться к хлебу: «Хлеб – драгоценность! Им не сори. Хлеба к обеду в меру бери!» и читает стихотворение:

«Зёрна наших дней, светитесь позолотою резной

Говорим мы: берегите, берегите хлеб родной!

Не мечтаем мы о чуде, - к нам полей живая речь!

Берегите хлеб, вы – люди, научитесь хлеб беречь!»

Под музыку песни «Колоски отличные, колоски пшеничные» ребята угощаются румяными баранками.

Литература:

1. А. Г. Агрушанова, Е. Н. Вавилова, В. В. Гербова и др. Обучение детей в дошкольных учреждениях села. Под ред. А. С. Алексеевой. – М. - Просвещение, 1990. – 174 с. ;

2. Н. В. Алёшина Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. - М.: ЦГЛ, 2005. – 246 с. ;

3. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно – методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Ч. П. Лакоценин С. С., 2008. - 207 с;

4. Журнал Ребёнок в детском саду № 3 2009 г. Статья: Исследовательская деятельность детей. С. 7 -10;

Публикации по теме:

Коллективная композиция-аппликация: «Цветы сотрудникам детского сада «Колосок»Коллективная композиция-аппликация: «Цветы сотрудникам детского сада «Колосок» Продолжаем в 2012 – 2013 учебном году использовать программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Презентация программы «От рождения до школы» Презентация для родителей ТЕМА: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» http://youtu.be/s33XEs8znLk.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Интегрированное занятие «Колосок» с использованием исследовательской деятельности дошкольников старшего возраста
Опубликовано: 9 ноября 2012 в 09:37
+46Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 57.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветочное настроение. Привет из Колпино
Хочу поделиться своим цветочным настроением. Оксана Теликова уже успела похвастаться подарком от Танечки Рыжковой . Теперь наступила моя очередь поделиться...
Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания...
"Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке «Курочка Ряба»....
А жизнь летит, аж шляпу сносит!
Доброго выходного дня, милые коллеги! Как неумолимо быстро летит время! И ведь притормозить бедовое, никак не хочет! Через год мои детки старшей...
Сценарий летнего развлечения «Волшебная ромашка»
Развлечение запланировано провести на летней площадке детского сада. Данный материал будет полезен педагогам, родителям при организации летнего досуга для...
Выставка рисунков «Дошкольное творчество» (нетрадиционное рисование). Фотоотчёт
Добро пожаловать в мир творчества и созидания, мир, хорошо вам знакомый, если вы хотя бы раз пробовали что-нибудь изобразить мелками на бумаге, просто...