Интегрированное занятие «Колосок» с использованием исследовательской деятельности дошкольников старшего возраста

Елена Сорочкина
Интегрированное занятие «Колосок» с использованием исследовательской деятельности дошкольников старшего возраста

«Колосок»

Интегрированное занятие «Колосок» с использованием исследовательской деятельности дошкольников старшего возраста

Программа «От рождения до школы»

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. - МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.

Образовательная область: «Познание».

Возрастная группа: старший возраст.

Тема: «Колосок».

Дидактическая цель: создавать условия для открытий новых знаний в исследовательской деятельности.

Тип занятия: интегрированное.

Задачи:

- Образовательная: повышать уровень развития ребёнка. Закрепить знаний детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб – богатство нашей страны. Формировать у детей представление о том, как из муки приготавливают различные кондитерские изделия. Обогащать словарь за счёт слов: зёрна; колосья; хлеборобы; хлебобулочные изделия; пшеничная, ржаная мука; у зернышек есть «спинка», «брюшко», «бороздка».

- Развивающая: развивать у детей познавательный интерес; творческие способности; волю; эмоции; творческие способности; познавательные способности – речь, память, внимание.

- Воспитательная: воспитывать уважение к хлеборобу, его труду; бережное отношение к хлебу.

- Оздоровительная: формировать у детей представления о значении хлеба для здоровья человека, что: «Хлеб – всему голова!», «Без хлеба нет обеда»

Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский.

Форма организации деятельности: подгрупповая и индивидуальная.

Средства обучения

1. Наглядный материал:

-картина И. Шишкина «Рожь»; иллюстрации, фотографии хлебобулочных изделий;

-колоски пшеницы (можно картинки);

-игрушки петушок, мышата – Круть и Верть;

- 3 кофемолки.

2. Раздаточный материал:

-на каждого ребёнка картинки с изображением различных работ в поле;

-на подносах зёрна ржи и пшеницы, лупы, камни;

- фартуки, колпаки, салфетки.

Предварительная работа: беседы о том, что такое хлеб и откуда он берётся (результат труду хлеборобов); рассматривание зёрен пшеницы и ржи; приготовление из теста печенья; художественное творчество на тему «Колосок»; чтение рассказов Л. Кон «Как хлеб растёт», М. Глинской Прости меня, хлеб», сказки «Колосок», пословиц о хлебе; проведение акции «Хлеб – всему голова!» с распространением рисунков «Берегите хлеб!» в магазинах и столовой; игры в «Каравай».

Ход занятия:

1. Мотивационная (вводная) часть

Появляется Петушок с колоском, ищет Круть и Верть.

Ребята здороваются с Петушком, рассматривают колосок:

- Весь из золота отлит, на соломинке стоит; на соломинке дом, сто ребяток в нём?

-Как вы думаете, что это за ребята? (Предположения детей.)

-Где растут колоски? (Ответы детей.)

- Всё лето созревают зёрна в колосках. Поле в это время очень красивое.

Посмотрите на картину И. Шишкина, которая называется «Рожь». С чем можно сравнить хлебное поле? (Предположения детей). Как и у моря у поля не видно другого края, когда дует сильный ветер по полю как бы проходят волны.

-Все мы каждый день едим белый и чёрный хлеб, многие любят пирожки, печенье, различные пирожные.

-Ребята, назовите, какие вы любите хлебобулочные изделия? (Ответы детей.)

-А кто знает, из чего всё это получают? (Из муки).

А что такое мука, их чего её получают? (Предположения детей).

-Муку получают из зерен, которые созревают в колосках.

- Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда. Давайте вспомним, как этим занимаются хлеборобы. Послушайте, какое интересное слово: в нём соединились два слова – «хлеб» и «работа».

Дидактическая игра «Разложи по картинкам».

(Воспитатель предлагает каждому ребёнку разложить по порядку картинки с изображениями процесса выращивания хлеба от посева зерна до появления хлеба (зерно – растение – зерно – мука – хлеб).

- Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом!

Психогимнастика «Колос растёт»

Воспитатель:

- Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зёрнышки и сажаю в землю (присядьте). Тёплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зёрнышки росли, росли и стали колосками (медленно поднимайте руки). Колоски тянутся к солнышку (почувствуйте напряжение в руках). Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, уроните голову, опустите руки, плечи, туловище. Опуститесь на пол). Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски (улыбнитесь друг другу). А теперь изобразите колоски – толстячки, превратитесь в колоски – худышки.

- Какие замечательные колоски у нас выросли!

- Как много муки из них получится!

Проблема:

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, какой хлеб получают из зёрен пшеницы, а какой из ржи? Давайте подумаем, а как можно нам дома сделать муку из зёрен? (Предположения детей).

2. Основная часть (продуктивная деятельность).

Вбегают Круть и Верть, веселятся, хохочут, прыгают.

Петушок с колоском говорит:

- Эй, Круть! Эй, Верть! Где вы, бездельники?

- Мы здесь.

- Опять вы веселитесь, без дела скачете. Посмотрите, какой я колосок нашёл. Его надо обмолотить, а чтобы тесто замесить, пирогов напечь нужно муку сделать. Кто это будет делать?

- Только не мы. Мы не умеем.

Воспитатель

- Ну, это не беда! Ребята научим наших мышат.

Физкульминутка

Приплыли тучи дождевые

Лей дождик - лей!

Дождинки пляшут, как живые

(Потряхивают руками, топают ногами.)

Пей, рожь, пей!

И рожь, склоняясь к земле зелёной,

Пьёт, пьёт, пьёт

(Наклоняются, садятся.)

А тёплый дождик неугомонный

Льёт, льёт, льёт!

(Руки вытянуты, ладоши вниз.)

Проведём эксперимент.

Воспитатель:

-Ребята, приглашаю вас в нашу лабораторию, для этого наденем фартуки.

Воспитатель:

- Муку получают из зёрен пшеницы и ржи, которые лежат у вас на подносах на столах.

- Давайте рассмотрим «спинки» и «брюшки» у зёрнышек. На «брюшках» найдите бороздки.

-Чем отличаются зёрна пшеницы от ржи. (Зёрна пшеницы круглые, а ржи длинные).

Дети рассматривают зёрна, используют лупы, трогают их руками,

- Когда – то человек попробовал жевать зёрна, они показались ему очень вкусными. (Можно попробовать зёрнышко).

-Затем люди научились растирать зёрна камнями и получать муку, а из муки месить тесто. Хлеб был грубым и тяжёлым, не таким вкусным, как сегодня. (Ребята камнями растирают зёрна).

- С помощью мельницы попробуйте сделать муку из зёрен пшеницы и ржи.

(Воспитатель предлагает работать по подгруппам: одна подгруппа делает муку из зёрен ржи, другая из пшеницы.)

- Какая мука у нас получилась? (Ржаная и пшеничная.)

-Покажите нашим гостям, из какой муки пекут черный хлеб, а из какой белый хлеб, булки, печенье….

- Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Во время Великой Отечественной войны не было зерна, и хлеб пекли из шелухи, пырея, лебеды и т. д. И такой вот хлебушек давали по маленькому кусочку на весь день. Люди понимали, что хлеб – это их жизнь.

- «Хлеб – всему голова!» Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь. Хлеб нельзя бросать на землю, на пол; раньше, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения за это.

3. Заключительная часть (итог): рефлексия (осмысление).

Петушок, Круть и Верть просят ребят рассказать о том, как работали, что нового узнали, где это им пригодится? (Ответы детей.)

Воспитатель:

- Что было самым сложным? Что легко получалось? Понравился ли вам эксперимент? Хотите ли вы исследовать ёщё что – нибудь, узнать новое о зёрнах, хлебе?

Петушок:

- Ну, что Круть, ну, что, Верть, хорошо мы сегодня потрудились.

Круть:

- «Хочешь есть калачи – не лежи на печи!»

Верть:

-«Без хлеба – нет обеда!»

Ребята прощаются с гостями, воспитатель напоминает детям, как нужно относиться к хлебу: «Хлеб – драгоценность! Им не сори. Хлеба к обеду в меру бери!» и читает стихотворение:

«Зёрна наших дней, светитесь позолотою резной

Говорим мы: берегите, берегите хлеб родной!

Не мечтаем мы о чуде, - к нам полей живая речь!

Берегите хлеб, вы – люди, научитесь хлеб беречь!»

Под музыку песни «Колоски отличные, колоски пшеничные» ребята угощаются румяными баранками.

Литература:

1. А. Г. Агрушанова, Е. Н. Вавилова, В. В. Гербова и др. Обучение детей в дошкольных учреждениях села. Под ред. А. С. Алексеевой. – М. - Просвещение, 1990. – 174 с. ;

2. Н. В. Алёшина Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. - М.: ЦГЛ, 2005. – 246 с. ;

3. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно – методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Ч. П. Лакоценин С. С., 2008. - 207 с;

4. Журнал Ребёнок в детском саду № 3 2009 г. Статья: Исследовательская деятельность детей. С. 7 -10;

Публикации по теме:

Коллективная композиция-аппликация: «Цветы сотрудникам детского сада «Колосок»Коллективная композиция-аппликация: «Цветы сотрудникам детского сада «Колосок» Продолжаем в 2012 – 2013 учебном году использовать программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Презентация программы «От рождения до школы» Презентация для родителей ТЕМА: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» http://youtu.be/s33XEs8znLk.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Интегрированное занятие «Колосок» с использованием исследовательской деятельности дошкольников старшего возраста
Опубликовано: 9 ноября 2012 в 09:37
+46
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 56.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...