Интегр. занятие по приобщению к кул. Донск. края с элем. логорит. и руч. труда для детей сред. д. в.: «Казачьи посиделки»

Оксана Назарова
Интегр. занятие по приобщению к кул. Донск. края с элем. логорит. и руч. труда для детей сред. д. в.: «Казачьи посиделки»

Задачи:

• Создать доброжелательную, эмоционально насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых.

• Обогащать и расширять словарный запас детей.

• Продолжать знакомить с домашними животными. Воспитывать доброе и чуткое отношение к домашним животным.

• Систематизировать знания детей о народных традициях казаков, фольклоре.

• Продолжать закреплять знания детей о предметах казачьего быта.

• Развивать память, внимание, логическое мышление, речь через малые фольклорные жанры.

• Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту донских казаков, к народным традициям. Знакомить с традиционными обычаями казачьих посиделок.

• Воспитывать любовь детей к устному народному творчеству донских казаков.

Ход ЗАНЯТИЯ

Под тихую музыку «Пчёлочка златая» подметаю ковер. Залетает Ворона.

Ворона (Катя).

Кар-кар-кар!

Я по садам летала,

Многое узнала.

Идет к тебе много гостей –

Встречай их поскорей!

А я еще немного полетаю,

Свежих новостей узнаю.

Хозяйка-казачка. Гостям я всегда рада, да только кто же меня решил навестить?

Входят дети (казачья народная музыка «Казачата»)

– Здорово, ночевали, казаки и казачки?

Дети. Слава Богу!

Хозяйка-казачка.

Хозяева встречают,

Поклоном отвечают.

Приглашают в дом гостей,

Чтобы было веселей.

– Давайте ребята, встанем в круг, пусть поздороваются наши пальчики.

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «Здравствуй!» говорю

Я соседской курице.

Хозяйка-казачка. Ребята! Я очень рада вас видеть у моего куреня. А что такое курень? (Ответы детей).

-Проходите в хату, присаживайтесь на самые удобные скамейки. Посидим рядком, поговорим ладком.

Показ презентации:

-Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в прошлое. Мы попадем в хату наших дальних-дальних предков, хату, в которой живет старинная казачья семья (изображение на экране слайд 1,2,3, 4).

казачьих семьях глава семьи казак (изображение на экране 5 слайд) А чем он занимался? (добывал пищу для семьи, работает в поле, защищает границу от врагов) 6 слайд.

-А как называли жену казака? (Казачка) 7 слайд.

-Чем она занималась дома? (Ходила к колодцу - принести воды на коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла хлеб).

- Сейчас девочки исполнят танец как казачки ходили за водой.

Исполняется танец под нар. каз. песню «Пошла млада за водой».

-Сегодня у нас будет праздник большой, праздник радостный. По старинному обычаю у казаков он называется посиделками (8 слайд). Посмотрите, ребята, сколько в моей горнице интересных старинных вещей назовите их.

-Казачка очень любила приготовить вкусную еду для своего мужа. А в чем готовили еду? Изображение на экране. (В чугуне, он тяжелый, чугунный и каша в нем вкусная) 9 слайд.

-А молоко в чем хранили? Изображение на экране (Глиняный сосуд, который называется глэчик) 10 слайд.

-Чтобы испечь пироги, нужно замесить тесто. Как называется посуда, в которой замешивают тесто? Изображение на экране (Макитра-это горшочек из глины) 11 слайд.

-Ну, а чаем поили гостей из….(самовара). Правильно (12 слайд).

- С помощью какого предмета и хлеба встречают гостей? (Рушник-это длинное, вышитое полотенце для встречи гостей) 13 слайд.

-Хозяйки были очень домовитые, аккуратные, бережливые. Они сами пряли, (изображение прялки) и ткали. Что помогало после ручной стирки погладить одежду, белье, тканные изделия? (рубель и каталка) 14 слайд.

Сейчас я загадаю загадку. А вы попробуйте ее отгадать.

В избе – изба, на избе труба.

Зашумело в избе, загудело в трубе,

Видит пламя народ,

А тушить не идет!

(Печка)

Изображение печи (15 слайд).

– Для чего людям нужна печь? (готовить еду, подогревать, греться на печи)

– Да, самое большое место в горнице занимает русская печь. Благодаря ей люди в старину грелись, лечились, спали на печи и даже мылись в печи. Артём знает стихотворение о русской печи.

Артём.

У хозяев гордость – печь!

Поведу о ней я речь!

Все готовится в печи:

И хлеба, и калачи,

Каши и картошка,

И баранья ножка!

– Ребята! Раньше за печкой жил домовой. Домовой защищал от всего плохого дом, людей, животных, которые там жили. Он не любит ленивых. Следит за чистотой. И сам помогает хозяйке заниматься домашней работой. У меня тоже есть помощник, зовут его Кузьма. А показывается он только хорошим и добрым людям.

– А вы дружные ребята? (Да)

– Давайте позовем домовенка Кузю.

Приходи к нам домовой!

Поиграем мы с тобой!

Не выходит

– Давайте позвеним в колокольчик.

Звучит муз. «Валенки». Выходит домовой.

Домовой: Здравствуйте, ребята, вы меня звали? (Да)

– А я к вам пришел не один, а с моими друзьями.

Отгадайте загадку:

Рано, рано по утру

Нам кричит ку-ка-ре-ку

Кто это? (Петушок)

Хозяйка- казачка. Больше всего на свете петушок любит петушиться. А любимое развлечение казаков «Петушиные бои».

-Давайте и мы покажем свою удаль.

Звучит муз. «Курица и цыплята».

П/и «Петушиные бои».

Домовой. Ой, ребята, а это кто?

Скор как стрела,

Силён как вол,

В поле – бурлак,

В бою – орёл.

(Конь)

Домовой. А кто знает, с кем дорожит казак дружбой?

Дети. С конём.

Звучит маленький фрагмент муз. «Пролегала путь дорожка». Появляется игрушка конь.

Домовой. Сейчас мы поиграем и узнаем, какие вы пословицы знаете о казаке и его коне. Передавайте по очереди эту подкову и рассказывайте пословицы.

Дети.

Артём. Казак силён и крепок дружбой с конём.

Настя. Верный конь казака никогда не подведёт.

Софа. Казаку конь – отец и товарищ дорогой.

Дина. Казак сам не поест, а коня накормит.

Катя. Казак без коня, что солдат без ружья.

Оля. Казак с конём и ночью и днём.

Наташа. Казаку конь себя дороже.

Кристина. Где Дон льётся туда и конь рвётся.

Домовой. Отгадайте следующую загадку:

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кошка)

Хозяйка-казачка.

Появляется кошка в корзине.

-Посмотрите, какая кошечка у нас пушистая мягкая. Давайте ей погладим спинку.

Игровой массаж «кошка».

Мы погладим Мурке спинку

Будем кисоньку ласкать,

(ставят большие пальцы на бока и поглаживают спинку)

А теперь животик надо кошке почесать.

(Поглаживают живот)

И погладить шёрстку

Мурочке опять.

(Гладим гололву)

Мягкие у Мурки лапки,

Словно, бархатные лапки

(Поглаживают по очереди руки)

Мягкие у Мурки лапки,

Словно, бархатные лапки.

(Поглаживают ноги снизу вверх)

И за ушком Мурке надо почесать,

(Растирание ушей)

А она своим хвостом начнёт играть.

(«Повертеть хвостиком»).

Что любит делать кошка? (Молоко лакать)

– Давайте киске поможем лакать молоко.

Артикуляционная гимнастика «Кошка лакает молоко»

Домовой. Есть у меня ещё один друг.

С бородой, а не старик.

С рогами, а не бык.

Не конь, а брыкается.

Доят, а не корова.

С пухом, а не птица.

Лыко дерёт, а лаптей не плетёт.

(Козёл)

Звучит маленький фрагмент муз. «Животные на воле». Появляется козёл.

Козёл. Здравствуйте, ребята – казачата, а вы играть любите? (Да).

А со мной поиграйте? (Да).

Проводится игра «Ай дили, дили, дили» под фортопионо.

Кузьма. Вот вы и познакомились с моими друзьями. Мы с ними живем дружно и заботимся друг о друге. А сейчас, делу – время, а потехе – час!

Казачка – хозяйка.

– А что ты такой грустный?

– Да мой веничек сломался. Как я теперь буду помогать по-хозяйству, чем я буду подметать?

– Да ты не расстраивайся. Мы как раз с ребятами вчера венички сделали да такие красивые, теперь веничков у тебя будет много.

Дети дарят подарки венички домовому.

– Спасибо, ребята, за заботу! А мне уже пора идти, устал я. До свидания!

Хозяйка- казачка. Какие вы молодцы! Вы теперь так много знаете о быте и традициях донского казачества. Как много новых слов теперь вы знаете. Давайте их вспомним. Я буду вам описывать предмет, а вы должны будете назвать мне его.

-Дом, в котором жили наши предки (курень)

-Это глиняный предмет, в котором молоко долго не прокисает (глэчик)

-С помощью этих двух деревянных предметов одежда казаков всегда была выглажена (рубель и каталка)

-В чем замешивали тесто? (в макитре)

-Воду приносили из ….(колодца)

-Вкусный чай пили из …. (самовара)

-В этом предмете готовили вкусную кашу и он был очень тяжелый? (чугун)

-А с помощью этого предмета и хлеба встречают гостей (рушник).

Ой, а какой запах в хате – это мои пирожки в печи поспели. (Достаёт пирожки из печи).

-А теперь приглашайте гостей к чаю.

Дети: Милости просим гости дорогие!

Хозяйка-казачка. Молодцы, ребята! Теперь я знаю, что наши предки гордились бы вами. Наше занятие подошло к концу.

Посидели мы на славу,

Говорили от души.

Чай уж пить давно пора,

Приглашаем вас, друзья!

Чаепитие.

Звучит песня «Казачата». Дети с гостями идут пить чай.

Публикации по теме:

Дидактические игры по лексическим темам. Тема: «Цветы»Дидактические игры по лексическим темам. Тема: «Цветы» .

Перспективное планирование по окружающему миру в первой младшей группе, по программе Вераксы «От рождения до школы» № неделя СЕНТЯБРЬ Источник 1 3.09-7.09 Детский сад Тема: «Кто нам помогает?» (о няне). Игра «Кто что делает?» Программное содержание:.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Интегр. занятие по приобщению к кул. Донск. края с элем. логорит. и руч. труда для детей сред. д. в.: «Казачьи посиделки»
Опубликовано: 11 декабря 2012 в 20:53
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....