Интегрированное занятие по страницам произведений С. Есенина «Звени, звени, златая Русь»

Елена Киткина
Интегрированное занятие по страницам произведений С. Есенина «Звени, звени, златая Русь»

Программное содержание. Воспитывать у детей любовь и патриотическое отношения к своей родине. Закреплять знания о жизни и творчестве С. А. Есенина, понятия дружбы.

Оборудование: русская изба и ее атрибуты, портрет С. Есенина, рисунки детей по произведениям С. Есенина, картины о природе, народные костюмы для детей и взрослых, аудиозапись с песнями на слова С. Есенина.

Ход занятия.

Быть поэтом - значит петь раздельно,

Чтобы было для тебя известней.

Соловей поет - ему не больноУ него одна и та же песня. Звучит композиция «Отговорила, роща золотая» на слова С. Есенина. Под музыку входят дети в парадных костюмах. - Дорогие взрослые и дети! Сегодня у нас необычное и в то же время торжественное занятие, т. к. оно посвящено творчеству замечательного поэта Сергея Александровича Есенина. Вот как он писал о своем рождении:

Не знаю, не помню

В одном селе.

Может в Рязани,

А может в Калуге

Жил мальчик

В простой крестьянской семье.

Желтоволосый

С голубыми глазами.

И перед крашеным окном

В шелковых листьях тополя,

А там все лес, и все поля,

И степь, и горы за Днепром.

И в небе темно-голубом.

Сам бог витает над селом.

Маленький Сережа рос обычным мальчиком, который мог подраться, но все же это был ласковый, ранимый и открытый мальчик, в нем дед с бабкой души не чаяли и очень сильно любили. Сережа, так же как и вы, очень любил играть. Ребята, давайте поиграем в те игры, которые были в то время на Руси.

- Поиграем. Игра «Горелки». Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий - горелка. Играющие нараспев говорят слова: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Стой подоле. Гляди на поле. Едут там трубачи, да едят калачи. Погляди на небо: звезды горят, журавли кричат: гу-гу-убегу. Раз, два не воронь, а беги, как огонь!» После последних слов, дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки, успели взять друг друга за руки прежде, чем горелка запятнает одного из них. То они встают впереди первой пары, а горелка, вновь голит. Игра повторяется.

Игра «Ау!»Дети встают в круг и считалкой выбирают водящего.

Ты не гладь мои кудельки

Золоченый гребешок.

За горами, за долами

Их разгладит ветерок.

Ведущий становится в стороне от детей, повернувшись к стене. Дети, свободно передвигаясь по залу, поют: «Звонкое эхо. Эй, ты, откликнись, кого я зову». Все останавливаются, поют хором: «Ау!» Ребенок, на которого укажет педагог, дважды отвечает: «Ау!» После этого водящий поворачивается и отгадывает, кто солировал. Если он отгадал, то солист встает на его место и игра повторяется.

-Ребята, а сейчас поиграем в игру, которая называется «Волшебная стрелка», попробуем быть композиторами и сочиним свои песни на стихи Есенина. Дети встают в круг, считалкой выбирается ведущий

Сердце бьется не унять

Люблю Есенина читать

Слово теплое его

Лежит у сердца моего.

Ребенок, на которого пал выбор, встает в середину круга, на правую руку педагог надевает ему сделанную. Из картона стрелку и завязывает глаза. Ребенок поворачивается вокруг себя, пока не услышит слово: «Стоп». Тот, на кого указывает стрелка, по-своему выбору сочиняет песню на короткий текст стихов С. Есенина.

За рекой поет петух,

Там стада стерег пастух!

Погасло солнце.

Тихо на лужке.

Пастух играет песню на рожке.

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Ты звени, звени нам,

Мать земля сырая,

О полях и рощах

Голубого края.

- Все свое детство и юность Есенин провел в родном рязанском селе

Константиново. Когда ему было два года, то его отдали на воспитание к деду с бабкой, у которых было трое взрослых сыновей. С ними и провел детство маленький Есенин.

Старый дед, согнувши спину,

Чистит вытоптанный ток

И подонную мякину

Загребает в уголок.

Щурясь к облачному глазу,

Подсекает он лопух.

Роет скрябкою по пазу

От дождей обходный круг.

Черепки в огне червонца.

Дед — как в жамковой слюде,

И играет зайчик солнца

В рыжеватой бороде.

- В детстве Сережа очень любил сказки и просил свою бабушку Наталью Евтеевну, человека доброго и ласкового, их рассказывать. В долгие зимние вечера вместе с соседскими ребятишками просиживал он за слушанием сказок, но если конец сказки ему не нравился, он сочинял его по-своему. Так появились его первые устные сочинения.

Село! В душе моей покой.

Село в Украине дорогой,

И, полный сказок и чудес,

Кругом села зеленый лес.

Цветут сады, белеют хаты,

А на горе стоят палаты,

Из Сережи хотели сделать сельского учителя, потому чтб его и отдали в церковно-учительскую школу, а окончив ее, Есенин должен был поступить в Московский учительский институт. Но к счастью этого не случилось, озорник-мальчишка стал поэтом.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

"С добрым утром! С добрым, добрым утром!"

-Сельская жизнь в его стихах светла и радостна. Родная рязанская изба и лесные просторы - становятся словно сказочными.

Полыхают зори, курятся туманы,

Над резным окошком занавес багряный.

Вьются паутины с золотой повети.

Где-то мышь скребется в затворенной клети. -Когда Есенину исполнилось восемнадцать лет, он разослал свои стихи по журналам и поехал в Петербург. Первый, кого он встретил, был Блок, второй Городецкий. Но а с Клюевым, Есенина связывала большая дружба. Ребята, а как вы понимаете. Что такое дружба?

-Это когда друг не только утешает в беде, но и радуется успехом другого. Друзья в беде не бросают - и всегда помогают.

-Да, ребята. Именно друзья помогли Есенину в том, как лучше и правильней писать стихи. Именно в благодарность он посвятил им не только стихи, но и частушки.

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

А вот как Сергей Есенин писал о зиме:

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

-Есть у Есенина такая строчка в стихотворении: «Есть музыка, стихи и танцы». О том, что поэт любил музыку, говорят его удивительно музыкальные стихи, и композиторы, которые сочиняют музыку, очень любят творчество Есенина, и его стихи легко ложатся на музыку.

Игра на музыкальных инструментах.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

Люблю березку русскую, то светлую, то грустную,

В белом сарафанчике, с платочками в карманчиках

С красными застежками, с зелеными сережками.

Люблю ее нарядную, родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую, то грустную, плакучую.

Вот как Сергей Есенин в своем стихотворении воспевал весеннюю природу:

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А вот как Сергей Есенин рисовал картину осенней природы:

Сергей Есенин прожил всего тридцать лет, но в сердцах людей он будет жить вечно, потому что наши бабушки, папы, мамы и все мы с вами воспитаны на его замечательных стихах, потому что в них воспевается наша родина. И песни на его стихи очень красивые и задушевные, их поют и артисты, и просто люди, собравшись за столом или у костра. Звучит песня «Не жалею, не зову, не плачу» (в исполнении взрослых)

Живите так,

Как вас ведет звезда,

Под кущей обновленной сени.

С приветствием,

Вас помнящий всегда

Знакомый ваш

Сергей Есенин.

Дети и взрослые взявшись за руки уходят из зала.

Публикации по теме:

Проект «Русская изба» (старшая группа) Проект «Русская изба». Цели: Познакомить детей с устройством, особенностями и внутренним убранством русской избы; создать условия для формирования.

Выступление-презентация из опыта работы на тему: «С чего начинается Родина?» Одна из важнейших задач современного общества – гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Гражданско-патриотическое.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Интегрированное занятие по страницам произведений С. Есенина «Звени, звени, златая Русь»
Опубликовано: 15 марта 2014 в 13:43
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...