Интегрированное занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «В поисках приключений по реке времени»

Наталья Смирнова
Интегрированное занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «В поисках приключений по реке времени»

Программное содержание

Обучающие задачи

1. Познакомить детей с историей изобретения бумаги.

2. Формировать знание детей порядкого счёта в пределах 10, правильно отвечать на вопрос «который по счёту».

3. Формировать умение детей ориентироваться на плоскости: находить правый верхний и нижний угол, левый нижний и верхний угол.

Развивающие задачи

1. Закреплять умение детей узнавать в различных предметах знакомые геометрические фигуры.

2. Развивать умение связно, последовательно и выразительно рассказывать о событиях в ранее прочитанных книгах.

3. Развивать умение использовать математические знания в повседневной жизни.

4. Развивать психологические процессы: логическое мышление, память.

Воспитательные задачи

1. Воспитывать интерес к истории развития цивилизации.

2. Воспитывать дружеские отношения между детьми, коммуникативные навыки.

Методические приёмы

1. Игровая мотивация.

2. Словесные приёмы: вопросы, объяснения.

3. Практические действия.

4. Проблемные ситуации.

5. Игра «Хорошо - плохо»

Словарная работа

1. Совершенствовать речь детей, формировать умение детей поддерживать беседу, правильно и полным ответом отвечать на вопросы.

2. Ввести в пассивный словарь детей существительные: названия древних государств – древняя Русь, древний Египет; древняя страна Ассирия, древний Китай; названия рек – Тигр и Евфрат; название приспособления для письма на бересте – «писало»

Предварительная работа

1. Рассматривание экспоната «Стоянка древних людей».

2. Проводились игровые упражнения на различение геометрических фигур.

3. Проводились игровые упражнения по ориентировке на листе бумаги.

4. Чтение главы из книги «Чорным по белому» Льва Розгона «Бумага».

5. Проводилась дидактическая игра «Хорошо – плохо».

Материал и оборудование

Демонстрационный материал

1. «Река времени»

2. Плакаты: «Древний Египет», «Комната дворца царя Ассирии», «Древняя Русь», «Китайский мастер изобретает бумагу».

3. Карточки с изображением 6 мешков с золотом, 4 мешков с мукой.

4. Карточки с изображением тарелки, корзины.

Раздаточный материал

1. Камни – по два на каждого ребёнка.

2. Дощечки из сырой глины, стеки.

3. Кусочки бересты, острые палочки – писало.

Игровая мотивация

Дети отправляются в путешествие по «Реке времени, чтобы узнать историю изобретения бумаги.

Содержание занятия

Вводная часть

- Ребята, вы любите рисовать? (любим)

- А на чём вы рисуете? (на бумаге)

- Какая бумага по своим качествам? (Легкая, на ней легко писать, можно бумагу передать).

- Всегда ли была бумага, как вы думаете? (нет, не всегда, а может и всегда).

- Давайте подумаем над этим. Помните, мы с вами рассматривали пещеру первобытного человека, что мы видели на стенах этой пещеры? (Разные знаки, рисунки)

- Что обозначают эти знаки и рисунки? (Древние люди изображали главные события своей жизни, рассказывали другим людям, как они живут).

- Почему рисовали на скале? (Не было бумаги).

- Они писали как бы письмо. А можно такое «письмо» унести, передать? (Нет. Скалу не передашь, не унесёшь).

- Людям нужно было придумать такой материал для письма, чтобы он был лёгкий, удобный, прочный. И люди придумали бумагу.

- Дети, а вы хотите узнать, на чём ещё писали в древние времена и кто придумал бумагу? (Хотим)

- Для этого мы с вами отправимся в далёкое путешествие по реке времени.

Основная часть

Закройте глазки

Воспитатель демонстрирует план «Реки времени»

Интегрированное занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «В поисках приключений по реке времени»

Включает музыку, вывешивает плакат «Древний Египет»

- Откройте глазки.

Ставится флажок на первую остановку «Реки времени»

- Первая остановка – древний Египет. Там протекают реки Тигр и Евфрат. Посмотрите, что это стоит по берегам этих рек? (Каменные столбы. На них нарисованы разные чёрточки, знаки).

- Да, это стоят высокие каменные столбы. А чёрточки - это письма, письма из прошлого. В них написано, как жили люди в то время. Знаки выбивали другим камнем, более прочным, наверное, бронзовым. Выбитое на камне письмо - самое долговечное.

- Как вы думаете, легко ли было писать камнем на камне? (Очень трудно. Камень твёрдый).

- А хотите попробовать? (Хотим).

Воспитатель приглашает детей к специально подготовленному месту, пробует написать камнем на камне, затем предлагает детям

- Что у вас получилось? (Ничего не получилось, очень трудно писать камнем на камне).

- Продолжим наше путешествие по «Реке времени» .Закройте глазки.

Воспитатель включает магнит. Запись, вывешивает плакат «Комната царя Ассирии»

Запись выключается, дети открывают глаза.

Ставится следующий флажок на «Реке времени»

- Следующая остановка – древнее государство Ассирия. Перед вами одна из комнат царского дворца. Как вы думаете, что лежит в глиняных чашах? (Какие – то кирпичики, дощечки, камушки).

- Оказывается, это не простые глиняные дощечки. Посмотрите, они покрыты мелкими знаками.

Как вы думаете, что это такое? (Кирпичики, на которых что-то написано).

- Эти глиняные кирпичики служили материалом для письма. Когда глина была сырой и мягкой, на ней писали, затем эти дощечки просушивали.

- Легко ли писать на таких глиняных дощечках? (Писать на мягкой глине легче, чем на камне).

- Удобно? (Удобно тем, что глиняные дощечки можно перенести, передать).

- В древней Ассирии в школе, школьные тетради были тоже из глины. Давайте представим, что мы на уроке в древней школе. Посмотрим, удобно ли писать на глине. Подойдите ко мне и возьмите каждый себе по глиняной «тетрадке» и инструмент для написания.

Дети подходят к столу, берут глиняные дощечки, стеки и садятся на свои места.

- Начнём урок. Я – учитель, вы – ученики.

Воспитатель показывает карточку с изображением мешков с золотом.

Первое задание: эти мешки с золотом привезли из последнего военного похода. В левом верхнем углу напишите столько палочек, сколько здесь мешков с золотом.

- Сколько палочек вы написали и почему? (6 палочек, потому что мешков 6).

-Где вы их написали? (В левом верхнем углу).

Воспитатель демонстрирует карточку с изображением мешков с мукой

Второе задание: В правом нижнем углу напишите столько палочек, сколько мешков с мукой.

- Сколько палочек вы написали и почему? (4 палочки, потому что мешков с мукой 4).

- Где вы их написали? (В правом нижнем углу).

- Урок закончен. Принесите свои «тетрадки» на стол, я посмотрю и поставлю оценки.

Дети остаются стоять у стола

- Хорошо писать на сырой глине и почему? (Да. Хорошо видно, легко, интересно).

- Подумайте, а почему плохо писать на сырой глине? (Можно запачкаться, легко стереть написанное, глина ломается).

- Отправляемся дальше.

- Сколько остановок мы с вами проехали? (Две остановки).

- На которой по счёту остановке мы с вами сейчас находимся? (На второй по счёту остановке).

- Которая по счёту остановка будет следующая? (Третья остановка по счёту).

- Закройте глазки.

Включается музыка, вывешивается плакат «Древняя Русь». Дети открывают глаза, и воспитатель приглашает их занять свои места.

Ставит флажок на третью остановку «Реки времени»

- Мы с вами попали в древнюю Русь. Русь всегда славилась лесными богатствами. Оказывается, в древней Руси люди писали на бересте, т. к. её было очень много.

- Как вы думаете, чем можно писать на бересте? (Чем-то острым).

- Писали острыми предметами. Называли их «писало». От слова писать. На бересте писали бедные люди. Они обращались к боярину, с какой – либо просьбой, жена писала мужу, что-нибудь купить. При раскопках нашли даже бересту с рисунком мальчика. Сейчас мы тоже попробуем порисовать на бересте.

Воспитатель раздаёт кусочки бересты и писало

Воспитатель показывает картину с корзинкой, затем с тарелочкой

- Нарисуйте геометрическую фигуру, которая напоминает этот предмет.

- Какую геометрическую фигуру вы нарисовали и почему? (Квадрат, потому что корзинка квадратной формы).

- Какую геометрическую фигуру вы нарисовали и почему? (Круг, потому что тарелочка круглой формы).

- Хорошо ли писать на бересте? (Хорошо, т. к. интересно).

- А, чем плохо писать на бересте? (Плохо видно, она скручивается).

- Отправляемся в путешествие дальше. Закройте глазки.

Воспитатель включает магнит. запись, вывешивает плакат «Китайский мастер изобретает бумагу»

- На которой по счёту остановке мы с вами находимся? (На четвёртой по счёту остановке).

- Четвёртая остановка – Древний Китай. Именно здесь, впервые была изобретена бумага.

Говорят это произошло так. Старый китайский мастер, которого звали Цай - Лунь, сделал деревянную рамку и оплёл её тоненькой сеткой из шёлковых ниток. Потом долго варил какие-то растения на маленьком огне. Затем добавил белой глины и клея, и всё это варево осторожно вылил на сетку. Вода пролилась, а на сетке остался тонкий белый слой. Цай- Лунь положил сверху лоскут сукна, перевернул сетку – на сукне осталась белая масса. Она высохла на солнце, и мастер осторожно взял её в руки. Это был первый в мире лист бумаги. Так это было или не так, проверить трудно, потому что прошло с тех пор тысяча восемьсот лет. Но в старинных китайских рукописях именно так рассказывается об изобретении бумаги.

- На этом наше путешествие по «реке времени» подошло к концу. Отправляемся в наше время. Закройте глазки.

Включается запись моря

- Вот мы с вами и дома. Понравилось путешествие? (Понравилось).

- Всегда ли была бумага? (Нет, не всегда).

- Где её изобрели? (В Китае. Это было очень давно).

А из чего в наше время делаю бумагу. Расскажите. (Бумагу делают из древесины. Деревья спиливают, снимают с них кору, разрезают на чурбаки и размалывают в мелкие щепки. Щепки долго варят в огромных котлах, потом добавляют нужные вещества и когда жидкость становится белой, она попадает в бумагодельную машину и получается бумага).

- Как люди используют бумагу? (Пишут на ней, рисуют, заворачиваю что- нибудь, печатают газеты, книги).

- Удобно пользоваться бумагой? (Удобно).

- Почему? (Она лёгкая, её можно сложить, передать другому человеку).

- А на чём писали люди в древние времена? (На камне, бересте, глине).

- Как вы думаете, люди всегда будут писать на бумаге? (Наверное, нет).

- А на чём будут писать? (Ответы- фантазии детей).

- Человеческая мысль не стоит на месте. Может, в бедующем, придумают другой материал, который будет ещё удобнее, дешевле и проще в обращении.

Молодцы, ребята!

Публикации по теме:

Многофункциональное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста от трех до семи лет «Цветик-семицветик»Многофункциональное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста от трех до семи лет «Цветик-семицветик» Дидактическое пособие «Цветик – семицветик» Дидактическое пособие «Цветик – семицветик» предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет.

Перспективное планирование в образовательной области «Познание: ФЭМП» Сентябрь. (В. П. Новикова «Математика в детском саду. 4-5 лет»._) Период Тема занятия Программные задачи Методическая литература 2.09-9.09.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Лето
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Интегрированное занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «В поисках приключений по реке времени»
Опубликовано: 22 января 2014 в 18:25
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны. (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...