Папки-передвижки

Интегрированный подход к организации коррекционно-образовательной работы с дошкольниками с нарушениями интеллекта

Вита Вячеславовна Охотникова
Интегрированный подход к организации коррекционно-образовательной работы с дошкольниками с нарушениями интеллекта

Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать Вас в нашем детском саду. Вам, вероятно, известно, что в нашем учреждении функционируют две коррекционные группы для детей со сложной патологией. И сегодня мы представляем Вашему вниманию интегрированную совместную деятельность с воспитанниками коррекционной группы №8.

Группа разновозрастная, её посещают дети в возрасте от 4-х до 7 лет. Со-став группы неоднороден по уровню психического и речевого развития. Преимущественно у нас находятся ребята с задержанным развитием психических функций и общим недоразвитием речи I - II уровня с дизартрией или дизартрическим компонентом. Для нашего контингента характерны такие черты, как низкий уровень познавательной активности, недостаточность всех ВПФ, ограниченные, фрагментарные знания и представления об окружающем мире, сниженная работоспособность при повышенной утомляемости, истощаемости. Способность к саморегуляции и самоконтролю часто снижена, в некоторых случаях вовсе отсутствует. Отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости. У некоторых детей наблюдаются неадекватные поведенческие реакции - слезливость или, наоборот, агрессия, негативизм, аффективные вспышки. Критичность к своей деятельности отсутствует или почти отсутствует. Все эти особенности обусловливают ещё большую необходимость индивидуального подхода, чем при работе с любыми другими категориями воспитанников.

Публикация «Интегрированный подход к организации коррекционно-образовательной работы с дошкольниками с нарушениями интеллекта» размещена в разделах

Успешная работа с нашими детьми немыслима без тесного взаимодействия всех специалистов. В нашей группе работают 2 воспитателя, педагог-дефектолог, психолог, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре. Сегодня мы предложим Вашему вниманию интегрированную НОД с подгруппой воспитанников «Чудеса осеннего леса», включающую в себя элементы музыкального и физического воспитания, логоритмики, изобразительной деятельности, сенсорного воспитания. Среди основных целей и задач хотелось бы выделить обобщение и закрепление полученных знаний об осени как времени года, развитие общей и мелкой моторики, развитие сенсорной и эмоционально-волевой сфер.

Интеграция (от лат. integer) – восстановление, объединение частей в целое, сопровождающееся из взаимопроникновением и взаимодействием. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании, в том числе и коррекционном. В нашем учреждении успешно осуществляется комплексно-интегративное взаимодействие учителя-дефектолога, воспитателей, музыкального и физкультурного руководителей, психолога в рамках единой образовательной деятельности.

Коррекционно-образовательная деятельность в нашей группе осуществляется по программе Е. А. Екжановой и Е. А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», которая подразумевает взаимодействие всех специалистов в интересах детей. С учё том образовательных потребностей детей со сложной патологией в Программе выделены следующие разделы: «Здоровье», «Социальное развитие», «Физическое развитие и физическое воспитание», «Познавательное развитие», «Формирование деятельности», «Эстетическое развитие».

Основными целями в системе работы коллектива специалистов являются:

Создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья воспитанников;

Создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка и формирование его позитивных личностных качеств;

Формирование способов усвоения детьми социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности;

Развитие компенсаторных механизмов становления психики проблемного ребёнка и предупреждение вторичных отклонений;

Формирование у детей системы знаний и обобщённых представлений об окружающей действительности, развитие их познавательной активности;

Подготовка к школьному обучению на доступном для детей уровне

Все специалисты работают под руководством учителя-дефектолога, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей деятельности.

Работа в разделе «Здоровье» включает два основных аспекта: с одной стороны, создание условий для охраны и укрепления здоровья воспитанников и формирование у них культурно-гигиенических навыков, с другой – развитие представлений детей о своём здоровье и средствах его укрепления. В нашем учреждении соответствующим образом организовано питание детей, режим проветривания, соблюдаются все необходимые санитарно-гигиенические условия, учитываются индивидуальные особенности воспитанников, осуществляется контроль над состоянием здоровья детей, создаются психологически комфортные условия общения детей и взрослых. В работе по данному разделу активно участвуют медицинские работники, которые, в том числе, осуществляют мероприятия по профилактике простудных заболеваний. С согласия родителей дети принимают фиточай, бутерброды с чесноком, витамины. С родителями ведётся консультативно-просветительская работа.

Основополагающим содержанием раздела «Социальное развитие» является формирование сотрудничества ребёнка со взрослым, в основе которого лежит эмоциональный контакт, который является центральным звеном становления у ребёнка мотивационной сферы. У ребёнка с ограниченными возможностями здоровья необходимо развивать социально значимые мотивы поведения, выражающиеся в желании понять другого человека, помочь, проявить заботу о слабом.

Я как учитель-дефектолог реализую раздел Программы «Познавательное развитие», который включает в себя следующие подразделы:

«Ознакомление с окружающим»;

«Развитие речи и формирование коммуникативных способностей» (с элементами подготовки к обучению грамоте);

«Сенсорное воспитание»;

«Формирование элементарных количественных представ-лений»;

«Формирование мышления».

В начале года я провожу комплексное обследование высших психических функций воспитанников, которое позволяет выделить под-группы для проведения подгрупповых занятий в соответствии с Программой. Такие занятия проводятся ежедневно, материал, усвоенный на них, уточняется и закрепляется дефектологом на индивидуальных занятиях, а также на занятиях воспитателя, в форме дидактических и сюжетно-ролевых игр, в режимных моментах и свободной деятельности. По результатам обследования составляется индивидуальная программа развития для каждого ребёнка, которая реализуется в течение всего периода обучения на подгрупповых и индивидуальных занятиях.

В процессе коррекционно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим происходит уточнение, расширение и систематизация представлений детей об окружающей действительности, о природе и её явлениях, сезонных изменениях, различных группах растений и животных, бытовых предметах, жизни и труде людей. При этом детям даются не отдельные знания о предмете или явлении, а целостная система знаний, отражающая существенные связи и зависимости в той или иной области.

На занятиях по развитию речи формируем коммуникативную функцию речи, навыки связной речи, расширяем лексический запас в рамках программных лексических тем, развиваем грамматический строй речи (учим детей связывать слова между собой во фразе, формируем навыки словообразования и словоизменения, корректируем произ-носительную сторону речи, т. е. фонематические процессы и звукопроизношение. В соответствии с Программой знакомимся с некоторыми буквами (А И О У М К С Ш Р).

Сенсорное воспитание направлено на становление у детей перцептив-ных действий (рассматривания, выслушивания, ощупывания, а также на освоение детьми систем сенсорных эталонов. Здесь мы формируем у детей обобщённые представления о цвете, форме, размере и других качествах предметов, основных вариантах расположения их в пространстве.

В основе формирования элементарных количественных представлений лежит познание детьми количественных и качественных отношений между предметами. Основной задачей данного раздела является обучение воспитанников умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств На занятиях ребята знакомятся с основными геометрическими фигурами, обучаются счёту, сравнению групп предметов, сравнению предметов по длине, ширине, высоте).

В рамках занятий по формированию мышления учим детей с особыми образовательными потребностями наблюдать, выделять существенные признаки предметов и явлений, находить черты сходства и различия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы. Значительную роль играет целенаправленное решение различных проблемных практических ситуаций.

Воспитатели реализуют раздел «Формирование деятельности», т. е. обучают детей ручному и хозяйственно-бытовому труду, конструированию, лепке, аппликации, рисованию, а также знакомят с художественной литературой и воспитывают культурно-гигиенические навыки.

Базовой потребностью любого ребёнка, в том числе и с особенностями в развитии, является сохранение и укрепление здоровья. Этому во многом способствуют физкультурные занятия, которые проводятся в нашем учреждении инструктором по физической культуре.

Музыкальное воспитание является частью системы коррекционно-педагогической работы, проводимой с детьми дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Органично вписываясь в эту систему, а именно в её эстетический блок, оно решает как собственно музыкальные, так и коррекционно-развивающие задачи. Музыкальные занятия и двигательная активность с музыкальным сопровождением тренируют мозг, улучшают подвижность нервных процессов. Кроме того, любая музыкальная деятельность является для ребёнка привлекательной, своеобразной игрой, возможностью проявить и выразить свои эмоции. Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма создаёт основу для развития фонематических процессов. С помощью музыкального искусства можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, урегулировать соотношение между возбуждением и торможением. В связи с этим в нашем детском саду осуществляется тесное взаимодействие педагогов группы с музыкальным руководителем, который также знаком с основными особенностями развития, воспитания и коррекции неречевых и речевых процессов у детей с патологией. Успехи детей демонстрируются на всевозможных праздниках, утренниках, развлечениях, досугах.

Благодаря целостности коррекционно-воспитательной работы у ребёнка складывается система взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, происходит становление его личностных начал, формируется адекватное поведение, ребёнок выходит на новый уровень психологического развития и готовности к школьному обучению.

Публикации по теме:

«Проектирование и сценирование образовательной работы с дошкольниками» Тема «Здоровье». Подготовительная к школе группа Тема «ЗДОРОВЬЕ». П. С. : Формировать у детей представление о том, что здоровье – самое дорогое, что есть у человека, беречь и укреплять его.

Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками Я хочу познакомить вас с моим опытом работы по проблеме «Использование технологии деятельностного подхода детей дошкольного возраста»..

Формы работы с родителями в реализации коррекционно-развивающей деятельности с детьми с нарушениями речи Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речевое общение осуществляется по законам данного языка, который.

Гендерный подход в организации развивающей среды группыГендерный подход в организации развивающей среды группы Для реализации данной задачи необходимо создать мобильную развивающую среду с учётом возрастных возможностей детей. Усвоение гендерного поведения.

Интегрированный подход к формированию навыков экологического образования детей старшего дошкольного возраста Интегрированный подход к формированию навыков экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Природа оказывает огромное.

Интегрированный подход к экологическому воспитанию детей раннего возраста Подготовил: воспитатель группы раннего возраста И. А. Акимова Интегрированный подход к экологическому воспитанию детей раннего возрастаВ.

Конспект проведения физической культуры с детьми старшей группы с нарушениями зрения и ДЦП (индивидуальный подход). Программное содержание: 1. Закреплять правильность выполнения приземления и исходное положение в прыжках в глубину. Развивать равновесие.

Консультация для педагогов «Особенности мелкой моторики у детей с нарушениями интеллекта» С самого рождения ребенок осуществляет такие движения как сжимание и разжимание кулачка такое движение в психологии называется хватательным,.

Организация досуговой деятельности со слабовидящими дошкольниками как часть коррекционно-педагогической работы Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых, интересных, увлекательных, шумных праздников и соревнований. Одни.

Интегративный подход к организации образовательного процесса с дошкольниками «Интегративный подход к организации образовательного процесса с дошкольниками».Повышение уровня современных государственных требований и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированный подход к организации коррекционно-образовательной работы с дошкольниками с нарушениями интеллекта
Опубликовано: 24 ноября 2015 в 22:59
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД