Получи документы

Интегрированный урок «Пейзаж в музыке и изобразительном искусстве»

Тамара Ламзина
Интегрированный урок «Пейзаж в музыке и изобразительном искусстве»

Цели:

• Дать учащимся багаж знаний о жанре изобразительного и музыкального искусства – пейзаж. Сформировать понятие значение художника, музыканта, патриота и гражданина.

Задачи:

• познакомить учащихся с творчеством русских художников, композиторов, передать их отношение к природе и Родине;

• сформировать знания о том, что музыкальный пейзаж можно уподобить пейзажу в изобразительном искусстве.

Публикация «Интегрированный урок „Пейзаж в музыке и изобразительном искусстве“» размещена в разделах

• Воспитывать умение изображать пейзаж.

Музыкальный ряд : П. Чайковский «Времена года» : «Апрель», «Подснежник».

Оборудование: Репродукции картин художников, проектор.

Ход УРОКА

«Пока не было музыки.

человеческий дух был не в состоянии

представить себе образ

прелестного, прекрасного, полноты жизни»

И. В. Гетте

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока

Учитель рисования. Ребята, перед вами ряд картин, как вы думайте, как можно назвать этот жанр искусства? Верно, пейзаж : А что такое пейзаж? Это изображения поле, река, море или город, деревня.

Пейзаж – от французского, слова обозначает «природа». А в искусстве так называют жанр, посвященный воспроизведению человеком природы. Отдельные же фигуры людей или животных, а так же небольшие сюжетные сцены в пейзажной композиции являются средством дополнения и оживления пейзажа, придания ему большей жизненной правды. Как самостоятельный жанр пейзаж появился в Китае в 6 веке. Пейзажи китайских художников очень поэтичны.

Широкое распространение получил пейзаж и в российском искусстве. Русский пейзаж в лучших его воплощениях всюду был прежде всего сосредоточением глубоких переживаний, острых философских идей.

Сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопрос: Если, что же общее в изображении природы на картинах и в музыкальных произведениях. Изображение природы на картинах никогда не было простым его копированием. Все эти образы запечатленные на холсте в стихах или в музыке вызывают у нас чувства, переживания создают определенное настроение. Природа в искусстве одухотворена, она такова какой ее видит человек.

3. Беседа о творчестве И. И. Шишкина или Борисов Мусатов Весна

На высоком берегу Камы, среди лугов, полей озер и прекрасных сосновых лесов, расположился старинный городок. Здесь родился. Провел детство и работал многие годы великий русский художник Иван Иванович Шишкин.

На уроках литературы и изобразительного искусства в начальной школе, вы уже знакомились с некоторыми его произведениями. Назовите картины которые вам запомнились? («Утро в сосновом бору», «На севере диком».) Были у художника и многие другие картины: «Сосновый бор», «Лесные дали», наконец «Рожь» – одно из лучших творений в русской пейзажной живописи. Что вы видите на этой картине? (Шумит и колышиться необъятное море ржи. Только чуть расступится оно, чтобы пропустить полевую дорожку. Идут в вдалеке крестьяне, да стоит среди золотистых хлебов одинокие сосны).

Смотришь на сюжет картины и можно представить музыку известных композиторов. И именно с музыкой мы смотрим на них и взгляд оторвать не можем: вот она Россия, с ее раздольем, богатством земли, благозвучностью бытия.

Безукоризненно композиционное искусство великого мастера мы можем связать с данной картиной. Данный композитор раскрывает глубокий смысл картины

Постепенно по мимо простого подражание звука природы музыка научилась вызывать у зрителя вызывать у слушителя зрительные впечатления в ней природа не только зазвучала, но и заиграла красками цветами и бликами. Есть даже такое выражения Музыкальная живопись

4. Беседа о И. И. Левитане

Есть художники, имена которых светят нам из прошлого и согревают нас. Один из них – Левитан.

И действительно, разве левитановские картины «Весна», «Большая вода» и «Март» – это не поэмы о русской весне? Разве «Рожь» – это не целая повесть о полях, о полуденном солнце и о одиноких соснах? Умение создать в пейзаже образ, передать самое характерное в явлении природы есть качество, отличительное для русской пейзажной школы. Этим качеством, определяется и ее место в истории мировой живописи.

Изображение природы в искусстве никогда не было простым ее копированием. Как бы ни прекрасны были леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы не очаровывала душу лунная ночь, все эти образы, будучи запечатленными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна и радостна, задумчивая или величава; она такова, какой видит его человек.

Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы.

Звукоизобразительность как подражание звукам природы можно найти уже в музыке XV века – например, в хоровых пьесах К. Жанекина «Пение птиц», «Охота», «Соловей».

Так был намечен к освоению музыкой ее пейзажно-изобразительных возможностей. Постепенно. Помимо подражания звуками музыка научилась вызывать зрительные ассоциации: в ней природа не только звучала, но и заиграла красками, цветами, бликами – стала зримой. Пейзаж в музыке можно уподобить пейзажами в произведениях живописи – так разнообразны картины природы, к которым обращались композиторы. Не только времена года, но и времена суток, дождь, снег, лесная и морская стихия, леса и поля, земля и небо – все это находит свои звуковые выражения, порой буквально поражающие изобразительной точностью и силой воздействия на слушателя.

Пейзаж в музыке присутствует во всем богатстве своих проявлений – и как пейзаж «Настроение» (например, у Чайковского, созвучный пейзажным полотном И. Левитана. И как динамичный пейзаж, передающий процессы, происходящие в природе (у Стравинского.

Вывод: Пейзаж – жанр искусства это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира. Он решает крупные задачи, воплощает тончайшие духовные композиции художников и музыкантов

Вопросы к учащимся:

Учитель.

1. Назовите картины, которые произвели на вас наибольшее впечатление? Почему?

2. Почему музыкальный пейзаж можно уподобить пейзажу в изобразительном искусстве?

3. Какие музыкальные произведения на пейзажную тему тебе известны? (Чайковский «Времена года», «Художник и музыкант»).

Творческая работа. Запечатлеть на холсте (листе) тот фрагмент пейзажа который играет у вас в душе.

Самоанализ работ

Дети анализируют свои работы (что было задумано, что удалось, что менее удалось).

– Как музыка связывает нас с изображением природы?

Публикации по теме:

Интегрированный урок в форме самостоятельной работы «Знаки препинания между однородными членами предложения» в 8 классе Тема урока: «Интегрированный урок. Самостоятельная работа «Знаки препинания между однородными членами предложения». Цель урока: Деятельностная:.

Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…»Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…» ". Шел солдат во имя жизни. " Интегрированный урок. Урок-плакат, посвященный героизму русских солдат в годы Великой Отечественной войны.

Фоторепортаж с выставки «Женщины в искусстве»Фоторепортаж с выставки «Женщины в искусстве» в Краснодаре и моё участие в ней На сайте МААМ моя коллега Плахтеева Наталья Евгеньевна представила свой материал о том, что в нашем.

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства в 3 классе «Произведения о детях. А. П. Чехов. «Ванька» Тема урока: «Произведения о детях».А. П. Чехов. «Ванька» Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины.

Интегрированный урок «Русский язык и психология» в 6 классе ТЕМА: «Настроение души. Урок развития речи» ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (РУССКИЙ ЯЗЫК И ПСИХОЛОГИЯ) Цель урока: продолжить знакомство с типами.

Интегрированный урок по окружающему миру, математике, русскому языку в 1 классе «Жизнь птиц» Ход урока I. Организационный момент. Доброе утро, ребята. - Раз, два, три, четыре, пять- Урок пора нам начинать. Вы друг другу улыбнитесь.

Сказка в искусстве Палеха. Дополнительный материал к проекту «Сказка в музыке» Презентация «Сказка в искусстве палеха» - дополнительный материал к проекту «Сказка в музыке»Палехская миниатюра — народный художественный.

Разнообразные приемы создания фонов в изобразительном творчествеРазнообразные приемы создания фонов в изобразительном творчестве Фон является задним планом рисунка, одним из средств выразительности. Он придает рисунку пространственную целостность, законченность. Выбор.

Интегрированный урок «Мощность» (физика-информатика) Цели урока: познавательная: получить знания о мощности как о физической величине; развивающая: развивать познавательные интересы, интеллектуальные.

Урок-концерт по музыке для 6–7 классов «Кто сказал, что надо бросить песни на войне?» Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 7» Предмет «Музыка» Урок – концертДля 6-7 классовНа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированный урок «Пейзаж в музыке и изобразительном искусстве»
Опубликовано: 4 сентября 2021 в 07:21
+218Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД