МААМ-картинки

Интегрированный урок (русский язык, литературное чтение, технология) «Письма военных лет». Для учеников 2,3,4 классов

тимофеева ольга
Интегрированный урок (русский язык, литературное чтение, технология) «Письма военных лет». Для учеников 2,3,4 классов

Интегрированный урок. Предметы литературное чтение, русский язык, технология.

Тема «Письма военных лет»

Продолжительность 2 урока (90 минут)

Цели и задачи: Воспитывать детей в нравственно-патриотическом духе, формировать мнение о недопустимости повторения войны. Сформировать представление о празднике Дне Победы. Дать представление о жизни людей на войне и в тылу; связующей роли военно-полевой почты, познако-мить с работой почты в военное время. Привить детям культуру написания письма. Расширить кру-гозор детей. Воспитывать уважение и благодарность к ветеранам, чувство гордости за наш народ, победивший врага. Пробудить интерес детей к истории семьи, семейной реликвии.

Публикация «Интегрированный урок (русский язык, литературное чтение, технология) „Письма военных лет“, Для учеников 2,3,4 классов» размещена в разделах

Предварительная работа: 1. Дети пишут сочинение «Письмо на фронт», это письмо должно быть написано родителям так, как если бы они действительно воевали во время ВОВ; указывается адрес, который мог быть на письме в то время (название фронта, дивизии, батальона или номер полевой почты) 2. Родители пишут письмо детям, как будто они находятся на фронте. Оба письма выполня-ются на состаренной бумаге и складываются треугольником. 3. Выучить с детьми стихи. 4. Оформ-ление стенда с фотографиями военных лет о бойцах, пишущих письма, и текстов настоящих солдат-ских писем. Подготовка докладов о городах-героях, оформление «стены славы» для создания нужной атмосферы.

Оборудование: подлинное солдатское письмо-треугольник, диск с песнями военной поры, презен-тация «Письмо на фронт», почтовый ящик, сумка почтальона; письма «на фронт» родителям, письма «с фронта» детям – в виде треугольников, стенд «Письма военных лет», заготовки для урока труда (см. II часть)

Ход занятия

I часть

1. Начало войны. Рассказ учителя.

Ребята, в жизни людей существует множество различных дат - радостных, печальных, счастливых. Мы веселимся, когда отмечаем день рождения, Новый год и другие праздники. Плачем и грустим, когда теряем близкого человека.

Но есть одна дата, которая объединяет всех людей нашей страны. Этот праздник для россиян живой и святой, это 9 Мая -День Победы. А ещё про День Победы говорят, что это праздник со слезами на глазах. Совсем скоро, 9 Мая, исполнится 70 лет, как наша страна одержала победу в страшной войне с фашистскими захватчиками. Дорогой ценой досталась нам эта победа. Миллионы солдат, не вер-нувшихся с полей сражений, миллионы погибших людей. Кого убили в бою, кто умер от ран, кого замучили в немецком плену.

- Ребята, а что Вы знаете о начале войне, кто ее развязал и почему? (Ответы детей)

Миллионы людей были призваны в армию, многие из них отправились защищать Родину добро-вольно. Люди оказывались в разных войсках : пехоте, артиллерии, танковых войсках, на флоте. Мы с вами подробнее поговорим о войсках связи, точнее о военно-полевой почте. Она связывала все ро-да войск и людей, оставшихся в тылу. Тяжело было не только на фронте. В тылу на военных заводах ушедших воевать мужчин заменили женщины, подростки, работая по 16-18 часов в сутки. Не досы-пая, не доедая, они, кормили, обшивали, вооружали армию.

22 июня 1941 года, с началом войны была нарушена привычная жизнь огромной массы людей: бо-лее 5 млн. человек оказались в действующей армии на западных рубежах страны. Призванные по мобилизации проходили подготовку в тыловых гарнизонах. Началась эвакуация из районов при-фронтовой полосы. Все сдвинулось с привычных мест, переехало, поменяло адрес. Миллионы семей оказались разлученными. И только почта могла помочь жителям огромной страны не потерять друг друга.

2. Работа почты в годы войны. В 1941 г. в действующую армию ежемесячно доставлялось до 70 млн. писем и более 30 млн. газет. Каждое письмо, каждая посылка с именем отцов, матерей, братьев и сестер, родных и знакомых, придавали новые силы бойцам, вдохновляют его на новые подвиги.

С 1 марта 1942 г. на все постпакеты и мешки с военной почтой крепились отличительные адресные ярлыки "Воинский", и они отправлялись в первую очередь. Задержка корреспонденции или засылка ее не по назначению расценивались почтовыми органами как должностное преступление. Для военных почт по последствиям это было как приказ "Ни шагу назад!" на передовой. При резко возросшем объеме переписки недоставало конвертов и открыток. Многочисленные издательства по заказу органов связи и по личной инициативе приступили к их выпуску, но на передовую в первую очередь доставляли боеприпасы, сухари, консервы, спирт, мешки с почтой. Конвертов не хватало. В такой-то обстановке и родился фронтовой "треугольник". (Показать.)

3. Чтение детьми стихотворений.

Стихотворения о письмах прочитает Дуня Трофимова.

Писем белые стаи

Прилетали на Русь.

Их с волненьем читали,

Знали их наизусть.

Эти письма поныне

Не теряют, не жгут.

Как большую святыню

Сыновьям берегут.

Письма писали и с нетерпеньем ждали все: и те, кто на фронте, и те, кто в тылу.

Письмо отца домой прочитает Максим Иванов.

Здравствуй, дорогой Максим!

Здравствуй, мой любимый сын!

Я пишу с передовой,

Завтра утром снова в бой!

Будем мы фашистов гнать,

Береги, сыночек, мать.

Позабудь печаль и грусть-

Я с победою вернусь!

Обниму вас, наконец.

До свиданья. Твой отец.

Письмо мальчика папе на фронт прочтут Касаткин Артём, Чернышев Ваня, Синчин Ярослав.

ПАПЕ НА ФРОНТ

Здравствуй, папка! Ты опять мне снился,

Только в этот раз не на войне.

Я немножко даже удивился

— До чего ты прежний был во сне!

Прежний-прежний, ну такой же самый,

Точно не видались мы два дня.

Ты вбежал, поцеловался с мамой,

А потом поцеловал меня.

Мама будто плачет и смеётся,

Я визжу и висну на тебе.

Мы с тобою начали бороться,

Я, конечно, одолел в борьбе.

А потом принёс те два осколка,

Что нашёл недавно у ворот,

И сказал тебе: «А скоро ёлка!

Ты приедешь к нам на Новый год?»

Я сказал да тут же и проснулся,

Как случилось это, не пойму.

Осторожно к стенке прикоснулся,

В удивленье поглядел на тьму.

Тьма такая — ничего не видно,

Аж круги в глазах от этой тьмы!

До чего ж мне сделалось обидно,

Что с тобою вдруг расстались мы.

Папа! Ты вернёшься невредимый!

Ведь война когда-нибудь пройдёт?

Миленький, голубчик мой родимый,

Знаешь, вправду скоро Новый год!

Я тебя, конечно, поздравляю

И желаю вовсе не болеть,

Я тебе желаю-прежелаю

Поскорей фашистов одолеть!

Чтоб они наш край не разрушали,

Чтоб как прежде можно было жить,

Чтоб они мне больше не мешали

Обнимать тебя, тебя любить.

Чтоб над всем таким большущим миром

Днём и ночью был весёлый свет.

Поклонись бойцам и командирам,

Передай им от меня привет.

Пожелай им всякую удачу,

Пусть идут на немцев, как один..

Я пишу тебе и чуть не плачу, Это так. от радости.

Твой сын.

(Е. Благинина)

4. Полевая почта

Путь писем с фронта. Солдат бросал письмо в почтовый ящик, сооруженный из подручных средств и укрепленный в удобном месте. Почтальон части ежедневно выбирал конверты, "треугольники", от-крытки, секретки и относил на полевую почтовую станцию, там все послания обрабатывались кален-дарными штемпелями и закладывались в мешки, которые транспортом части отправлялись на базу полевой почты. Оттуда корреспонденция, рассортированная по направлениям, передавалась на ВПСП. Дальнейший путь проходил обычными маршрутами в почтовых вагонах.

Послания в действующую армию и на флоты из местных почтовых отделений направлялись на бли-жайший ВПСП. Его работники сортировали отправления по станциям и переправляли их на армей-ские базы или фронтовые сортировочные пункты. Доставка корреспонденции с полевых почтовых станций на передовые подразделения, на корабли, как правило, требовала большого мужества. Не-редко путь почтальона к блиндажам и окопам составлял десятки километров и проходил под пулями врага.

5. Чтение всеми детьми поэмы С. Я. Маршака «Почта военная» [3]

Мы с вами читали поэму С. Я. Маршака «Почта военная», сейчас вы расскажите ту ее часть, в которой говорится о том, как письмо идет от детей к отцу на фронт.

6. Чтение подлинных писем.

Какое же это счастье для бойца, получить на фронте весточку из дома, полевой треугольник, в котором привет от родных сердец, любовь, радость и тепло родного дома. В дождь и грязь, в снег и мороз, на лошадях и пешком доставляли почтальоны бойцам письма.

Ребята, вы писали сочинение «Письмо на фронт», как будто вы живете во время войны и пишите письмо родителям на фронт. Вы написали очень хорошие письма, я их, с Вашего разрешения, почи-таю на уроках, а сегодня свое письмо прочтет Аня Сысоева [5 ].

А вот настоящее письмо с фронта.

Пишет папа из освобожденного Берлина:

"Здравствуйте мои дорогие жена и дети.

Шлю вам привет из далекого Берлина. Сегодня всю ночь были слышны артиллерийские залпы. Это был салют победы.

Скоро очень скоро мы с вами увидимся. Дорогая жена, когда вернусь, заживем счастливо в нашей свободной стране, будем детишек растить и радоваться.

Дорогая доченька, учись хорошо и помогай маме, а ты сынок поколи маме дров, покопай маме огород, слушайся сестренку.

Засим прощаюсь с вами с мыслью о скорой встречи с вами. передаю низкий поклон Марье Сергеевне.

Целую. Ваш папа и муж"

7. Показ презентации «Письмо с фронта»

8. Теперь вы свои письма опустите в почтовый ящик. Так отправляли письма ваши сверстники 70 лет назад.

Ваши родители тоже совершили путешествие во времени и написали вам письма с фронта. Их разнесет полковой почтальон Артем Касаткин.

9. А сейчас я вас хочу показать подлинное письмо, которое хранит семья нашего ученика Хомича Семена более 70 лет.

Это семейная реликвия.

- У кого из вас в семье сохранились фронтовые письма? Расскажите. Если не знаете, спросите дома.

10. На уроке труда мы с вами будем делать поздравительную открытку в виде письма. Ее можно будет вручить ветерану, которого вы встретите в праздник на улицах нашего города.

11. Заключение.

Ещё живут на свете люди, которые прошли фронтовыми дорогами Великой Отечественной войны, трудились для Победы в тылу. Ещё можно взглянуть на лица этих людей, посмотреть в их глаза, ус-лышать рассказы о тех временах. Сейчас они стали совсем старенькими и с каждым годом их стано-вится всё меньше и меньше. Когда вы со своими родителями в День Победы пойдёте на праздник и увидите этих дедушек и бабушек с орденами и медалями на груди, склоните перед ними голову и поблагодарите за Победу.

Спасибо и низкий поклон им за то, что они выстояли, освободили нашу Родину и другие страны. За то, что своей молодостью, надеждами и жизнью они оплатили наше право жить, ходить в детский сад и школу, работать, надеяться и любить.

Вот поэтому, ребята, 9 Мая это и радостный, и очень грустный праздник. Нет ни одной семьи в нашей большой Родине, которую бы пощадила война.

11. Итог

-Наше занятие подошло к концу.

-Что нового и интересного вы узнали?

-Что вам больше всего понравилось на занятии?

-Спасибо вам и вашим родителям за подготовку к занятию.

II часть

Урок труда.

Изготовление поздравительной открытки в виде солдатского треугольника.

У каждого ребенка лист «состаренной» бумаги формата А4 с одной стороны печать слов «С Днем победы», печать «9 мая», с другой стороны линейки для поздравления, напечатанное стихотворение; заготовки бумажной георгиевской ленты, бумажных цветов вишни, листочка, звездочки.

Ход урока.

1.-Сейчас мы сделаем поздравительную открытку для ветерана.

Просмотр интернет-ресурса [2 ]

2.-Сначала давайте вспомним правила написания письма.

(Обращение – кому пишем, что можно пожелать пожилому человеку, как подписать письмо)

Дети обсуждают все пункты, составляют текст поздравления.

-Не забудьте о том, что письмо нужно писать аккуратно, без ошибок.

3. Дети пишут письмо ветерану, складывают солдатский треугольник.

4. Украшение открытки.

-Теперь на одной стороне составьте и наклейте композицию из заготовок. Помните, что ваша

работа должна доставить радость ветерану, постарайтесь, сделать все аккуратно.

Во время изготовления открытки звучит песня Б. Окуджавы «Нам нужна одна победа».

5. Итог.

- Молодцы, какие хорошие открытки у вас получились.

- Поделитесь, о чем вы думали во время работы?

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Снежное украшение для елочки» — словарная работа. Русский язык, 3 классДидактическая игра «Снежное украшение для елочки» — словарная работа. Русский язык, 3 класс Чтобы заинтересовать третьеклассников на уроке русского языка, я придумала дидактическую игру "Снежное украшение для елочки".Эта игра на.

Интегрированный урок музыки и устной речи, посвящённый 175-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского Цель урока: продолжить знакомство с жизнью и творчеством великого русского композитора; показать связь времён жизни композитора и его творческого.

Интегрированный урок по теме: «Звери и птицы весной; Сложение и вычитание в пределах 10;Музыкальный портрет весны». 1. Тема образовательного мероприятия. Интегрированный урок окружающего мира, математики и музыки по теме: «Звери и птицы весной (обобщение.

НОД по ОО «Чтение художественной литературы». Чтение и заучивание стихотворения А. Барто «Снег» (первая младшая группа) .художественная литератураТема:Чтение и заучивание стихотворения А. Барто «Снег»Цель: продолжать формировать умение детей на слух воспринимать.

ОО «Чтение художественной литературы». Чтение стихотворения Д. Хармса «Удивительная кошка» во второй младшей группе ОО «Чтение художественной литературы». Тема: Чтение стихотворения Д. Хармса «Удивительная кошка» 1. Дети сидят на стульчиках. -Ребята, к.

Открытый показ по ОО «Чтение художественной литературы». Чтение русской народной сказки «Репка» Тема: «Помоги зайчику советом". Цель: формировать представления о добре и добрых делах на основе русской традиции. Идея произведения: согласие.

План-конспект Литературное чтение 3 класс А. С. Пушкин «Зимний вечер» МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41» Литературное чтение 3 класс Александр Сергеевич Пушкин «Зимний вечер».

Урок письма и развития речи в 4 классе «Упражнения в постановке знаков препинания в конце предложения» КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ «ИСИЛЬКУЛЬСКАЯ АДАПТИВНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ» Урок письма и развития речи в 4.

Тесты по предмету «Литературное чтение» Тест по чтению 4 класс 1. Назовите жанры устного народного творчества 1) песня 2) скороговорка 3) пословица 4) поговорка 5) очерк 6) шутки,.

«Урок занятости для обучающихся 9–11 классов» — фотоотчет«Урок занятости для обучающихся 9–11 классов» — фотоотчет В нашей школе №4 прошёл областной Урок занятости для обучающихся 9-х, 10 и 11 классов. На наше мероприятие были приглашены: специалист по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированный урок (русский язык, литературное чтение, технология) «Письма военных лет». Для учеников 2,3,4 классов
Опубликовано: 21 февраля 2016 в 16:46
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД